БУРЯТИЯ — УДИВИТЕЛЬНОЕ МЕСТО переплетения культур, традиций и обычаев разных народов.
И даже февральский холод не помешал местным жителям и гостям, которые приезжают к нам со всех уголков России и зарубежья, погрузиться в уникальную атмосферу мира и дружбы через праздники национальных культур, фестивали традиционных видов спорта, выставки национально-культурных центров. «Мир Байкала» расскажет о самых ярких событиях этой зимы.
ДЭГЭЛЫ В ТРЕНДЕ
Жители Бурятии в преддверии Сагаалгана прошли в национальных костюмах по центру столицы.
Инициаторами дэгэл-флешмоба выступили актеры Буряад театра. Автор акции, художественный руководитель театра Олег Юмов, признался, что очень долго вынашивал идею провести творческую акцию, посвященную возрождению бурятской культуры и традиций. Несмотря на морозную погоду, более 400 человек собрались, чтобы продемонстрировать всю красоту и уникальность национальной одежды — дэгэла. Все участники мероприятия, будь то стар или млад, зачарованно погрузились в праздничную атмосферу, продемонстрировав разные стили. Отметим, что бурятская традиционная одежда изготавливается из меха, кожи, шерсти и различных тканей. Она заключает в себе массу сакральной символики и указывает на пол, возраст, этническую и родовую принадлежность, положение в обществе, существующие культы предков и тип хозяйствования. Разнообразие одежды ранее обуславливалось сезонами и природно-климатическими особенностями территории проживания.
Участники флешмоба и жители, которые неожиданно для себя стали зрителями творческой акции, еще раз убедились, что дэгэлы можно носить не только по праздникам. Как и возрождение бурятского языка, возрождение привычки ходить в национальной одежде помогает ощущать себя носителем бурятской культуры.
Помимо шествия на площади Революции, силами Буряад театра был организован небольшой концерт, где участники мероприятия пели песни, танцевали ехор, а также делились со всеми присутствующими своими чувствами, эмоциями и радостью, объединяя всех в едином коллективном празднике дружбы и мира. А чтобы не замерзнуть, молодежь угощала чаем и боовами зрителей старшего поколения. В условиях холодной погоды это было более чем кстати.
«Министерство культуры Бурятии поддержало инициативу Буряад театра, направленную на то, чтобы продемонстрировать единство нации посредством костюма, песен, танцев и языка — это одна из задач по возрождению бурятского языка и самоидентичности народа», — рассказала министр культуры Республики Бурятия Соелма Дагаева. Судя по тому, как жители Улан-Удэ отнеслись к зимнему дэгэл-флешмобу, уже стали появляться предложения повторить флешмоб в летнем варианте.
ЛАДОНЬ ПРОТИВ КОСТИ
Этнокультурный фестиваль «Алтан Мундарга 2024» объединил почти 600 участников от 6 до 60 лет из Бурятии, Забайкалья, Иркутской и Московской областей, Тывы, Калмыкии и Саха (Якутии), а также Монголии и Китая. Праздник спорта собрал более 3 тысяч зрителей в зале и почти 10 тысяч зрителей в онлайн-трансляции.
В Улан-Удэ с 1 по 3 марта определяли лучших в соревнованиях по разбиванию хребтовой кости — «hээр шаалган» (сээр хухалха), в традиционных бурятских играх «Шагай наадан», «Талаан тобшо наадан» и «Тэбэг».
Главным спортивным состязанием все же стал «hээр шаалган». Однажды увидев соревнования по разбиванию кости, вы запомните их навсегда. Где еще можно увидеть, как большая кость коровы или быка, очищенная от мяса, используется в качестве снаряда для соревнований? Уникален и сам процесс разбивания кости. Участник должен расколоть крепкий природный снаряд на две части ребром ладони. К слову, порезы, синяки и ушибы — постоянные спутники «костоломов». Поэтому в этом деле важен скорее не физический удар, а отточенная техника. А у каждого спортсмена она своя. По правилам рука должна быть открытой: без перчатки и не обмотанная какимлибо материалом. Решение же, какой рукой держать кость, а какой разбивать, остается за спортсменом.
Традиция ломания кости известна с древних времен. С ее помощью буряты и монголы прививали мальчикам боевые навыки и уважение к духам местности. Игра развивала силу и ловкость и входила в своеобразный перечень «девяти наук бурятского мужчины» наравне с такими, как умение бороться, охотиться, стрелять из лука и ездить верхом. Свою удаль показывал и стар, и млад, не отставали от мужчин и женщины. Обычно состязания проходили в период забоя скота. В это время было принято приглашать всех родственников и друзей на своеобразный пир. Отваривалось мясо, которым потом угощали гостей, а кости собирали отдельно.
В понимании бурят «разбить кость» означает выпустить дух животного на свободу. Считается, что так проявляется уважение к духам местности, ведь, по верованиям бурят, любое животное должно вновь переродиться и заселить землю. Вот и в наши дни национальный турнир пронизан сакральной энергией и мощью, олицетворяя красоту бурятских традиций с глубоким философским содержанием. «Наши национальные игры с каждым годом становятся более популярными и известными. О них говорят не только там, где живет бурятский народ, но и по всей России», — отметил в приветствии Глава Бурятии Алексей Цыденов.
На фестивале «Алтан Мундарга 2024», кроме титула чемпиона, можно еще заработать и материальный приз. В этом году призовой фонд составил 1,5 млн рублей. В финал прошли участник из Закаменского района Амур Гончиков и представитель Монголии. Своими выступлениями юноши приводили публику в восторг и держали в напряжении. Каждый из них демонстрировал свою силу, ловкость и умение бороться, вызывая восхищение зрителей. Состязание затянулось на несколько кругов, в которых оба то разбивали кости, то промахивались или не могли разбить. И только в седьмом круге точку в противостоянии поставил Амур Гончиков, разбив большую хребтовую кость. Титул абсолютного чемпиона остался в Бурятии.
Абсолютной победительницей среди женщин стала 19 летняя студентка из Улан-Батора Монхдол Анужан. Также на фестивале установили мировой рекорд по числу разбитых костей за одну минуту. 17 летний школьник из Увэрхангайского аймака Монголии Цэрэнваанчиг Бэгзсурен сломал 65 костей. Напомним, прошлый рекорд установил уроженец Тункинского района Жалсып Манзаров — он разбил 63 кости. Оба спортсмена из Монголии удостоились поездки на отдых в Таиланд.
ЭВЕНКИЙСКИЕ КУТЮРЬЕ
Улан-Удэ на несколько дней стал центром притяжения всего эвенкийского мира. В столице Бурятии прошел этнофестиваль эвенкийской моды «Аяргумэ тэтыгэ».
Из Забайкальского края приехали мастера народных ремесел Инна Ферко и Лариса Окунева. Из Якутии прибыла известная этнопевица и дизайнер Синилгэн Григорьева, выступавшая с песнями на сцене, а также организовавшая мастер-класс по игре на хомусе. Северные районы Бурятии представляли мастера Елена Степанова и Марина Степанова из Курумканского района, Оюна Эрдынеева, Туяна Баранова из Баунтовского района и другие мастера эвенкийского декоративно-прикладного искусства. Организаторами выступили Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Бурятии и республиканский центр эвенкийской культуры «Арун» при грантовой поддержке Администрации Главы и Правительства Бурятия. Участники и гости фестиваля смогли окунуться в атмосферу эвенкийской культуры и узнать больше о традициях и истории коренного народа Восточной Сибири.
В первый день состоялись мастер-классы, которые провели лучшие специалисты эвенкийского декоративно-прикладного искусства из Курумканского, Баунтовского и Северо-Байкальского районов Бурятии, а также гости из Забайкальского края, Саха (Якутии). Темы мастер-классов — выделка рыбьей кожи, изготовление национального головного убора «авун», брелоков, сувенирных варежек, вышивка подшейным волосом, изготовление деревянных кукол эвенкийских богов, амулетов и оберегов. Отметим, что все материалы натуральные, природные. Ведь эвенки — заядлые охотники и рыболовы.
На семинаре-практикуме с лекцией выступили известные тунгусоведы Бурятии Елизавета Афанасьева и Дарья Берелтуева. Они рассказали об особенностях эвенкийского национального костюма и орнаментов, их сакрального значения, традиций покроя. В этот день гости также смогли ознакомиться с экспозицией художественных изделий — панно, меховые коврики-кумаланы, куклы в эвенкийской одежде, подвески и нагрудники из бисера.
На второй день в центре современного искусства «ЗАЛУУ» прошло дефиле, где были представлены коллекции костюмов в этностиле от дизайнеров-эвенков Бурятии, а также Якутии и Забайкальского края. Участники конкурса соревновались в таких номинациях, как традиционный эвенкийский костюм, сценический костюм и современный костюм в эвенкийском этническом стиле. Имелась и отдельная номинация «Эвенкийская семья в национальном костюме».
Мастера продемонстрировали свои таланты и умения, показав удивительные и красочные работы. Среди участников были и новички — те, кто только начинает свой путь в мире моды. Так, студенты кафедры дизайна ВСГУТУ представили коллекцию, посвященную теме степного воинства. Яркая и креативная коллекция была представлена дизайнером из Северо-Байкальского района Олесей Петровой — вечерний наряд, украшенный мехом нерпы, поразил зрителей фестиваля.
По итогам фестиваля участники были награждены дипломами, денежными призами, памятными сувенирами. Гран-при мероприятия достался центру дополнительного образования детей и эвенкийских народных ремесел из Баунтовского эвенкийского района.
Фестиваль эвенкийской моды стал не только площадкой для творческого общения и вдохновения на новые идеи, но и возможностью привлечь внимание к наследию и культуре эвенков. Такие мероприятия играют важную роль в сохранении национального самосознания и продвижении традиций и ремесел коренных народов Восточной Сибири.
ЗДЕСЬ ИХ РОДИНА
Чем дальше уходит от нас наше прошлое, тем бережнее мы начинаем к нему относиться. Вот и немцы, проживающие на территории Бурятии, год от года по крупицам восстанавливают свою историю — по домашней утвари, предметам быта, фотографиям, книгам.
Возрождением культурных традиций немцев уже на протяжении ряда лет занимается «Национально-культурная автономия немцев города Улан-Удэ ». Все свои результаты инициаторы представили в передвижной выставке «Немцы в истории России: фотовыставка и выставка предметов быта».
Если вспомнить историю, то немцы начали добровольно прибывать в нашу страну еще в ХVII веке, сначала по приглашению Петра I, затем — Екатерины II. Что же касается Бурятии, то еще два десятилетия назад, согласно переписи населения того периода, здесь проживало более 3000 немцев. Они, безусловно, стали неотъемлемой частью истории и культуры нашей страны и республики, внеся свой вклад в ее развитие и процветание. Самые сложные времена для русских немцев настали в годы Великой Отечественной войны. Трудности преследовали их вплоть до 1953 года. Но несмотря на все это, российские немцы продолжали жить и работать на благо страны, понимая, что их родина здесь.
Сегодня молодое поколение русских немцев все активнее интересуется своей историей и происхождением своих семей. Одними из них можно назвать семью Щербак. У Анны Щербак немецкие корни, но если говорить о ее русском муже Виталии, то, думается, об истории семьи своей жены он знает не меньше Ани. Познакомившись однажды с ее немецкими родственниками, Виталий раз и навсегда не только проникся симпатией к этому народу, но и глубоко проник в его исторические корни. Сегодня ему уже в достаточной степени известно, как несколько веков назад проходил процесс миграции немцев на территорию России. Он много знает о культуре, обычаях и быте российских немцев, а также проник в тонкости немецкого кулинарского искусства.
Для выставки семья Щербак и Людмила Кожевина, организаторы мероприятия, из личных архивов собрали фотографии, предметы быта, а также приготовили еду по бабушкиным рецептам. Также личными вещами поделились немцы из Закаменского района. Некоторыми предметами быта владельцы пользуются до сих пор, например, скалка Людмилы Кожевиной досталась ей по наследству от матери, а изготовил ее дедушка. На выставке можно увидеть шпрухи — маленькие открытки со словами из Библии, а также песенники, написанные от руки на старонемецком языке.
Самыми благодарными посетителями этих выставок становятся, как правило, студенты вузов и колледжей. И это отрадно, что молодежь так живо интересуется историей народов, многие годы проживающих на территории Бурятии.
Бурятия — прекрасный уголок нашей России, где люди стараются сохранить мир и дружбу между народами. Приезжайте к нам, чтобы погрузиться в теплую атмосферу этого чудного места, чтобы почувствовать себя частью этого мира силы и доброты, который открывается лишь тем, кто открывает для себя Бурятию.
Татьяна Мункоева
Фото: Анна Арапова