Казаки Верхнеудинской станицы исследовали места сражений времен Гражданской войны.
УЖЕ СТОЛЕТИЕ ОТДЕЛЯЕТ нас от событий Гражданской войны. И если старшее поколение еще помнит ключевые события того времени, то для молодежи это дела давно минувших дней, которые их никак не касаются. Так стоит ли ворошить прошлое и бередить старые раны? Стоит. Так считают в городском казачьем обществе «Верхнеудинская станица» во главе с атаманом Денисом Леоновым. Это нужно прежде всего для того, чтобы понять, извлечь уроки и не повторить совершенные ошибки.
Уроки прошлого
Накануне Гражданской войны Бурятия представляла собой тихий и мирный уголок Забайкалья. Даже Мировая война только отчасти тревожила размеренную жизнь местного населения. Боевые действия шли далеко на западе и, поначалу трудности военного времени ощущались здесь лишь в росте цен на основные товары. Конечно, чем дольше шла война с Германией и ее союзниками, тем все больше мужчин уходили в армию, но в целом призыву из Забайкалья подлежало достаточно скромное число военнообязанных. А коренное бурятское население и вовсе не призывалось, кроме лиц, относившихся к казачьему сословию. Все это стало причиной того, что местное население встретило весть о Февральской революции настороженно, активно не выступая против царской власти. Но вот Октябрьская революция того же года все-таки смогла внести раскол между людьми. При этом отметим, что начало Гражданской войны в Бурятии было не таким кровавым, как в центральной части России. Причина — у красных и у белых не было численного преимущества. В результате обе стороны решили сделать ставку на казачество и пытались получить его поддержку. Потому как в те времена казачьи полки могли существенно усилить военный потенциал всех сторон конфликта.
К сожалению, и Бурятия стала местом, где брат шел на брата, сын на отца и казак на казака. Но спустя столетие это историческое событие практически перестало быть объектом общего внимания. Изучить историю, чтобы сохранить память о тех событиях и людях, решили с помощью поисковой экспедиции. Организаторами ее выступило Улан-Удэнское городское казачье общество «Верхнеудинская станица», став победителем в конкурсе грантов Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия. Координаторы проекта поставили перед собой цель собрать и систематизировать информацию о Гражданской войне, проходившей и на территории нашей республики. Маршрут проходил по пяти муниципальным образованиям Бурятии: по Селенгинскому, Джидинскому, Закаменскому, Кяхтинскому районам и г. Улан-Удэ. Члены экспедиции изучили бывшие казачьи поселения — Харацай, где ранее располагалась Атамано-Николаевская станица; Михайловка, где был основан Цежейский пограничный караул; Цакир и Модонкуль. В рамках проекта жителям сел, где побывал поисковый отряд, были вручены таблички со старым названием казачьих станиц.
По следам «белого Барона»
Поисковый отряд встречался с краеведами, а также пообщался с местными жителями, чтобы узнать больше об истории их семей. Так, например, поисковики побывали в гостях у семьи Яньковых, уроженцев села Михайловка Закаменского района, предки которых были из Забайкальских линейных казаков. Они бережно хранят старые фотографии и документы. В результате полученных материалов сформировали маршрут — от места, где ранее располагалось село Капчеранка, до местности Нуурты у границы с Монголией. Именно здесь разворачивались основные события боевых столкновений между дивизией барона фон Унгерна Штернберга и 5 й конной армии.
Барон фон Унгерн был одной из самых необычных фигур белого движения во время Гражданской воны. Свой путь против Красной Армии он начал в чине войскового старшины Нерчинского казачьего полка. И начал сразу обособленно. Известно, что он примкнул к забайкальскому казачьему атаману Григорию Семёнову исключительно в силу дружеских отношений. Да и Семенов действовал автономно, подчиняясь приказам адмирала Александра Колчака лишь тогда, когда это было выгодно лично ему. В годы войны в подчинении у Унгерна была конная дивизия, которая устраивала рейды и реквизиции. Весной 1921 года «белый барон» предпринял попытку вторгнуться в Забайкалье, чтобы перерезать Транссиб на КБЖД путем подрыва туннелей и мостов и не дать Красной Армии подойти к Чите для отпора войск Семенова и японцев из Маньчжурии. Встретиться с Семеновым планировал в Верхнеудинске. Планам помешала 5 я конная Красная Армия. Начались боестолкновения, которые привели к поражению дивизии Унгерна. «Белый барон» принял решение отступать в сторону Монголии. Следом остатки дивизии настигал по пятам отряд 5 й конной армии под началом Петра Ефимовича Щетинкина. Унгерн сумел скрыться, но его пленили монгольские ополченцы. Барона связали и передали в руки большевикам. Суд над белым генералом провели в летнем театре парка «Сосновка» в Новониколаевске (ныне Новосибирске). Унгерна обвинили в борьбе против советской власти, в жестоких расправах над мирными жителями, а также в массовом уничтожении населенных пунктов. 15 сентября 1921 года барона приговорили к высшей мере наказания.
Изучать, чтобы избежать трагедии
В работе экспедиции принимали участие не только члены казачьих сообществ Бурятии, но и воспитанники детских и молодежных военно-патриотических казачьих клубов и объединений. «Одна из идей нашего проекта — привлечь к поисковой работе подростков. Ведь когда ребята своими руками выявляют находки, соприкасаются с историей нашей страны, — это важный момент для патриотического воспитания. К тому же за время проведения экспедиции участники изучили методику полевых поисковых работ и научились работать со специальным оборудованием», — отмечает Денис Леонов.
В ходе экспедиции найдены гильзы от винтовки Мосина образца 1891 года и японской винтовки Арисака. Возле села Михайловка Закаменского района обнаружена гильза от японской пушки. В трудные моменты поисковикам на помощь приходил сам «Его величество случай». Именно благодаря ему они обнаружили деталь от пулеметной ленты Санкт-Петербургского завода образца 1917 года. «Шли мы по лесу рядом с границей Монголии, и один из наших ребят присел зашнуровать обувь, положив металлоискатель на землю. Раздался звук. В итоге в нашем арсенале появилась деталь от ленты», — рассказал Денис Леонов.
По словам члена казачьего общества «Верхнеудинская станица» Виталия Щербака, находка стала настоящим чудом, ведь сама лента уже истлела, а и оставшиеся детали найти непросто. «Понимаете, по историческим меркам Великая Отечественная война прошла относительно недавно. В ней участвовали огромные массы войск, было задействовано много техники, поэтому находок до сих пор много. Гражданская война — другая. Здесь находки исчислялись единицами, да и бои происходили почти на всей территории страны. Что, в свою очередь, затрудняет работу поисковиков», — подчеркнул Виталий Щербак. Находки времен Гражданской войны — немые свидетели противостояния красных и белых. Теперь собранные доказательства послужат материалами для дальнейшего изучения Гражданской войны.
«Необходимо изучать свою историю. Ведь, как показывает время, обществом, не желающим знать свое прошлое, легко манипулировать. У нас есть открытые архивы, есть историки и краеведы, работают поисковые отряды — это как антидот от исторического беспамятства, — заявляет Виталий Щербак. — Важно это и для нас — казаков. Как же так получилось, что люди одной страны, которые жили вот буквально на одной улице, в одном доме, были, в том числе, и сослуживцами, неожиданно начинают не просто враждовать друг с другом, а физически уничтожать друг друга? Нужно изучать Гражданскую войну, чтобы понимать, как это происходит, понимать, что делать, чтобы этого избежать».
Татьяна Мункоева