Определение границ зон затопления стало актуальным после паводков 2019 и 2021 годов, которые прошли по территориям Иркутской области и Республики Бурятия.
Нам кажется, что мы знаем о воде все или почти все. Конечно, мы ее пьем и используем каждый день, даже не задумываясь, что пресная вода — ресурс не безграничный. Но когда наступают весна и лето, многие из сельских жителей начинают испытывать тревогу — подтопит нынче или нет? Период половодья и летних паводков бывает ежегодно в зависимости от особенностей климатических условий и ландшафта. Половодье бывает опасным и может начаться из-за таяния снега и постоянных дождей. О том, как предотвратить беду затопления и подтопления территорий, мы попросили рассказать Ольгу Платоновну Коломеец, заместителя руководителя Енисейского бассейнового управления Федерального агентства водных ресурсов.
— Зоны затопления и подтопления (ЗЗП) относятся к зонам с особыми условиями использования территорий и отображаются на всех видах документации, разрабатываемой при планировании развития территорий. Это необходимо для того, чтобы на данных территориях соблюдался определенный режим, в целях предотвращения негативного воздействия вод. Это важно, поскольку затопление может привести к большим имущественным потерям.
Затопление обычно происходит из-за обильных осадков, прорывов водохранилищ, а подтопление территории происходит за счет поднятия грунтовых вод. Реки в период паводков и половодья представляют потенциальную опасность населенным пунктам и объектам экономики.
Установление границ ЗЗП регулируется Постановлением Правительства РФ «Об определении границ зон затопления, подтопления». В приложении к нему устанавливается, в отношении каких территорий должна быть установлена ЗЗП. Это делается в отношении только тех территорий, которые входят в группу риска. В основном это территории, которые прилегают к различным водным объектам (водотокам, водохранилищам, естественным водоемам) и затапливаются с определенной периодичностью или при определенном уровне воды. Среди зон подтопления определяют различные уровни в зависимости от глубины залегания грунтовых вод: чем глубже под землей грунтовые воды, тем менее опасен уровень подтопления.
Определение границ зон затопления стало особенно актуальным после паводков 2019 и 2021 годов, которые прошли по территориям Иркутской области и Республики Бурятия. По итогам совещания по вопросу о ситуации с паводками и пожарами в субъектах Российской Федерации и ходе ликвидации их последствий, состоявшегося 6 августа 2021 года, Президент РФ Владимир Путин поручил рассмотреть вопрос целесообразности ограничения использования земель в зонах затопления и подтопления. По зоне деятельности Енисейского БВУ до конца 2024 года планируется установить зоны затопления, подтопления в 890 населенных пунктах, в том числе: на территории Иркутской области — 400 населенных пунктов, на территории Республики Бурятия — 210 населенных пунктов.
В целях выполнения данных работ совместно с Министерствами природных ресурсов и экологии Республики Бурятия и Иркутской области были подготовлены Графики установления границ зон затопления, подтопления.
В 2023 году работы по установлению границ зон затопления, подтопления по Республике Бурятия выполнены в полном объеме, по Иркутской области работа подходит к завершению и к концу 2024 года будет окончена в полном объеме. Необходимо отметить, что, прежде чем запись о территории зон затопления и подтопления будет внесена в Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН), она должна пройти несколько этапов согласования.
В обязательном порядке границы зон затопления, подтопления должны быть согласованы с территориальными органами МЧС России, Росприроднадзором, Роскадастром, Росгидрометом, Роснедрами, а также нужно согласование муниципального образования, после чего согласованные зоны направляются в территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов для утверждения. После утверждения и получения выписки из ЕГРН о зонах затопления, подтопления копии приказов об установлении зон затопления, подтопления направляются в МЧС России, а в адрес органов местного самоуправления направляются требования об отображении в правилах землепользования и застройки границ зон с особыми условиями использования территорий.
Администрации органов местного самоуправления, в свою очередь, информируют население об установлении таких зон и ограничениях, которые накладываются на земельные участки, попадающие в зону с особыми условиями. Согласно статье 67.1 «Предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация его последствий» Водного кодекса Российский Федерации, защита территорий и объектов от затопления, подтопления осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешений на строительство в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, юридическими и физическими лицами — правообладателями земельных участков, в отношении которых осуществляется такая защита.