К 100-летию Республики Бурятия и значимости науки в ней.
Вековой юбилей Бурятии есть весомая причина оценить события, которые относятся к твоей профессиональной деятельности и имеют особое значение для развития ее науки и экономики. Моя научная деятельность была так или иначе связана с работой правительства и законодательного органа Республики Бурятия, мне приходилось общаться и работать со всеми руководителями республики на протяжении последнего полувека.
Все это позволяет в определенной степени представить достаточно полную эволюцию развития республики со времени ее образования и до наших дней. При этом можно выделить в ней самые главные и интересные события, определившие картину современности.
В нищете, но с жаждой знаний
Не так давно в Бурятии прошло знаковое событие – 100летие со времени образования первого научного учреждения – Бурятского ученого комитета, прообраза нынешнего Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук. Рассматривая это событие через призму того времени, необходимо отметить, что в 1922 г. еще шла Гражданская война и существовала Дальневосточная республика, созданная большевиками как буферное государство в противостоянии с японскими войсками, захватившими Приморье.
Основоположники Буручкома Б. Барадин, Ц. Жамцарано, Г. Цыбиков и их коллеги представляли всю сложность реализации своей инициативы и тем не менее осознанно создавали научную основу будущей Бурят-Монголии. Не менее удивительно, что через год вместе с образованием Бурят-Монгольской республики ее руководители во главе с М.Н. Ербановым создали Бурятское научное общество. Эти события, связанные с организацией первых научных обществ и образовательных учреждений, поражают современников пассионарностью их организаторов, которые не имели специального образования, были вынуждены заниматься всеми вопросами хозяйственного строительства молодой страны Советов и ее самого дальнего уголка. В условиях массовой неграмотности, недостатка квалифицированных кадров, финансовых средств эти люди каким-то особым чутьем реально представляли необходимость опережающего развития сферы образования и науки. Следует отметить, что этим новациям того времени противостояла оппозиция со стороны многочисленных буддийских дацанов, имевших огромное влияние на массовое сознание бурятского населения.
В тридцатых годах в жизни республики происходит важное событие. Бурятия, представлявшая в ту пору аграрную республику с преобладанием мелкотоварного производства, начинает строить промышленные предприятия. В 1932 году в г. Верхнеудинске начинается строительство паровозовагоноремонтного завода, а затем нынешнего мясокомбината – лидера пищевой индустрии Сибири и Дальнего Востока. В начале 1934 г. принят второй пятилетний план развития народного хозяйства СССР. Перед республикой встает вопрос дальнейшего развития ее экономики.
В этой ситуации Председатель Совнаркома республики Д. Доржиев выходит с предложением провести первую научно-практическую конференцию по развитию производительных сил, и не где-нибудь, а в Ленинграде, где в то время находился Президиум Академии наук СССР. Следует отметить, что Д. Доржиев, как и большинство членов правительства Бурят-Монголии, не имел специального образования и опыта хозяйственной деятельности. Тем не менее происходящие и грядущие изменения в социальном устройстве страны, необходимость реализации заданий второй пятилетки определили необходимость научно обоснованных планов социально-экономического развития республики. Поэтому проведение Первой конференции по развитию производительных сил Бурят-Монгольской АССР следует рассматривать как пионерский шаг в развитии ее экономики.
От плановой экономики к рыночной зависимости
Рассматривая итоги первых пятилеток, нельзя не поразиться масштабу новостроек и сравнить их с результатами экономических реформ новой России. Не будем говорить о реализации планов ГОЭЛРО, строительстве Турксиба и Беломорканала, создании промышленных гигантов на Урале и в Норильске. Руководство страны чувствовало неизбежность предстоящей войны и принимало максимальные усилия для повышения своей оборонной мощи. При этом в пятилетних планах реализовывался принцип оптимального размещения производительных сил, в котором предусматривалось ускоренное развития экономики восточных регионов страны.
Не было профессиональных кадров, материальных и финансовых ресурсов. Была только политическая воля партии, решившей построить авиационные заводы за Уралом в Новосибирске, Иркутске, Улан-Удэ, Комсомольске-на-Амуре, в Арсеньеве. В том же Улан-Удэ не было рабочего класса, местные жители плохо говорили на русском языке, и тем не менее в 1936 г. принято решение о строительстве авиационного завода, и через три года его продукция вышла из стен завода. Не менее драматично строительство оборонных предприятий Комсомольска-на-Амуре, построенного вдали от Транссиба. Первые строители на лыжах пробирались сквозь тайгу к месту новых заводов, которые теперь выпускают подводные лодки и современные самолеты.
Сегодня можно поражаться стратегическому мышлению не очень образованного руководства страны того времени (первые руководители Советской страны не имели особого образования, не учились за границей), которые тем не менее создавали все условия для развития науки и успели менее чем за 10 лет создать на востоке страны оборонный комплекс, вложивший огромный вклад в Победу над фашизмом. Сталин даже в годы Великой Отечественной войны поддерживал науку, а в 1945 г. с приглашением иностранных гостей проводит 220-летие Академии наук и 100-летие образования Русского географического общества. Он понимает и необходимость создания атомной бомбы и мобилизует для этого научную элиту страны.
Какой наш путь?
Следующий этап развития академической науки Бурятии связан с организацией в 1957 г. Сибирского отделения Академии наук СССР и созданием его Бурятского филиала в составе институтов общественного, естественного профиля. Прошло только десять лет после окончания войны. За это время страна неимоверными усилиями создает ядерный щит, начинает работать первый в мире атомный реактор, запускает в космос первый спутник.
Вновь возникает задача освоения природных богатств Азиатской России. Первыми понимают эту задачу ученые во главе с академиком М.А. Лаврентьевым, которые предлагают решить эту задачу с помощью науки. Ее поддерживает и глава государства Н.С. Хрущев. В кратчайшие сроки вблизи Новосибирска строится Академгородок, который и сегодня относится к числу крупнейших мировых центров науки.
1945 г. В республике работали 25 чел. с учеными степенями.
1946 – 1950 гг. 30 чел. защитили кандидатские диссертации, один – докторскую.
1956 – 1957 гг. 80 чел. защитили кандидатские диссертации, 3 чел. – докторские.
Можно утверждать, что наивысшего расцвета наука советского государства достигает во времена руководства страной Н. Хрущева. Это и полет первого космонавта планеты Ю. Гагарина, и первые лауреаты Нобелевской премии в области физики и химии. Все последующие годы в Советском Союзе уже не было таких достижений. После распада Советского Союза новые реформаторы взяли на вооружение новый лозунг – «Все решит рынок» со всеми последствиями разрушения предприятий плановой экономики. В результате экономика новой России по всем основным показателям уже тридцать лет не может выйти на рубежи советского периода.
Провалена лунная программа, мы безнадежно отстали в информационных технологиях, в селекции продуктивных растений и домашних животных. При Ельцине появился известный лозунг «Нефть продадим и все, что надо, купим». А сегодня уже нет и самой Академии наук, ее институты переданы в профильное министерство. Теперь наукой управляют чиновники, экономисты и юристы. Как один из результатов таких реформ: в России нет ни одного лауреата Нобелевской премии в области науки.
Стоит задуматься над вопросом: «Верной ли дорогой идем, товарищи, те ли люди реализуют указания главы государства?». Между тем, наука многие годы безуспешно предлагает пути решения поставленных задач. К сожалению, в отличие от периода плановой экономики академическая наука лишена своих институтов и не имеет возможности создавать необходимый экономический потенциал страны.
А тем временем история повторяется по старому сценарию. Снова наши враги на западных границах создают угрозу существованию российского государства. Теперь наши самолеты на юг страны летают через Казахстан. Украинская артиллерия обстреливает Белгород, Курск и другие приграничные населенные пункты. А вместо реализации планов ускоренного развития восточных территорий население сибирских и дальневосточных регионов успешно переселяется в европейскую часть страны. Как известно, нет худа без добра, и западные санкции приостановили отток молодежи за рубеж. Остается надеяться, что кто-то из молодых свяжет свою жизнь с наукой и останется предан ей и своей Родине.
На будущий год Россия будет отмечать 300-летие Российской академии наук, созданной Петром Великим. Хочется верить, что наши руководители помнят о том, что выдающийся гражданин мира, нобелевский лауреат Пьер Кюри много лет назад сказал: «Наука нужна народу. Страна, не развивающая науку, неизбежно превращается в колонию». А колонией мы уже были.
А.К. Тулохонов, научный руководитель
Байкальского института природопользования СО РАН