19 февраля ушла из жизни большой ученый Байкальского института СО РАН, д. х. н., заслуженный деятель науки Российской Федерации, Сибирского отделения РАН и Республики Бурятия, Соросовский профессор, Заслуженный профессор Бурятского государственного университета, членкорреспондент Российской академии естественных наук Жибзема Гармаевна Базарова.
За всеми этими званиями — большая яркая жизнь, наполненная интересными событиями, открытиями, встречами и работой с великими учеными.
Откуда берутся химики?
Родом Жибзема Базарова из села Сосново-Озерское Еравнинского района, где родилась в конце ноября 1935 года. Ей всегда легко давались технические предметы, среди которых была и химия — царица наук. Когда у ребенка проявляются любопытство и интерес ко всему окружающему, он непременно задает вопросы и ищет на них ответы. Чтобы найти ответы на все свои вопросы, скромная сельская девочка после окончания Сосново-Озерской средней школы решила отправиться в Иркутск и вскоре стала студенткой химического факультета Иркутского государственного университета. Она никогда не боялась преодолевать препятствия, умела находить общий язык с людьми и целеустремленно учиться.
После окончания Иркутского государственного университета сразу приступила к работе в Сибирском отделении АН СССР: сначала был Бурятский научный центр, Институт катализа им. Г. К. Борескова, Институт неорганической химии им. А. В. Николаева, в которых она прошла последовательно путь лаборанта, аспиранта, м. н. с., с. н. с., вед. н. с., г. н. с., зав. лабораторией. На этом этапе жизни огромную роль в ее формировании сыграли прежде всего научные руководители, к которым она всегда относилась с большим почтением.
Путь в науку
Она вспоминала, что в начальный период своей жизни до аспирантуры занималась углехимией, органической химией (пиридиновые основания). На протяжении первого этапа научной деятельности работала под руководством выдающихся ученых своего времени: Героя Социалистического Труда, дважды лауреата госпремии СССР, академика АН СССР Георгия Константиновича Борескова — директора единственного в СССР Института катализа (ее научный руководитель кандидатской диссертации по ванадиевым катализаторам и д. х. н.), профессора, зав. лабораторией Альберта Аркадьевича Фотиева — ее учителя по аспирантуре; лауреата госпремии СССР, передового физико-химика, президента Азиатско-Тихоокеанской академии материалов (АРАМ), академика АН СССР Федора Андреевича Кузнецова — директора Института неорганической химии СО АН СССР, зав. отделом материаловедения.
«В тот период у меня появилась возможность улучшить свои жилищные условия, и моя семья с энтузиазмом поддержала решение перейти работать в Институт неорганической химии, — рассказывала нам Жибзема Гармаевна. — Я прошла по конкурсу в отдел материаловедения Института неорганической химии, непосредственно руководимый Федором Андреевичем Кузнецовым. Занималась ростом кристаллов металлов (олово, висмут и т. д.) в лаборатории кристаллизации. Это направление только начинало набирать обороты, результаты были существенными и поддерживались не только руководством института, но и государственными заказами. Например, последовательными кристаллизациями мы добились очистки олова до небывалой чистоты (несколько девяток после запятой). Кроме этого, всерьез увлеклись боратными системами, вырастили кристаллы нелинейно-оптических боратов, в том числе получили патент на получение Li2O.3B2O3 (монокристалл LiB3O5 — актуальный до настоящего времени и используемый в различных функциональных устройствах, например, в медицинских лазерах)».
Под руководством Маркса Мохосоева
Она становилась известной в узких кругах исследователей-материаловедов. И, возможно, поэтому о ее существовании узнал тогда еще молодой и очень энергичный ученый из Бурятии — д. х. н., профессор Маркс Васильевич Мохосоев. Он умел создавать команду единомышленников, у него был большой опыт руководителя и организатора. И вот по приглашению Бурятского филиала СО АН СССР, лично председателя Президиума Маркса Васильевича Мохосоева, ее семья после 12 лет проживания в Новосибирском Академгородке переехала в Улан-Удэ. Маркс Васильевич пригласил ее в свою лабораторию заниматься под его руководством новым направлением — исследовать молибдаты и вольфраматы с полифункциональными свойствами, а Ф. А. Кузнецов более тридцати лет курировал эти направления. Он бережно относился к химикам Бурятии, к коллективу лаборатории оксидных систем Байкальского института природопользования СО РАН, которую возглавляла Жибзема Гармаевна более 20 лет.
Высоко ценил ее научные достижения и всегда поддерживал ее и Маркс Васильевич Мохосоев. И неоднократно повторял, что надо собирать материалы для докторской диссертации и защищаться. В 1990 году в Москве, в химико-технологическом институте им. Д. И. Менделеева, Жибзема Гармаевна защитила докторскую диссертацию, и диссертационный совет подтвердил, что материала по диссертации было предостаточно.
МААН и АРАМ — две формы сотрудничества
После известных событий 1990 года, с распадом СССР были разрушены все пути сотрудничества ученых разных стран. В тот период Федор Андреевич стал одним из авторов восстановления сотрудничества между материаловедами стран СНГ. И эта идея была реализована в форме Международной ассоциации академий наук (МААН), в ежегодном совещании которой участвовали с докладами представители лаборатории оксидных систем.
Огромная организаторская деятельность академика Ф. А. Кузнецова проявилась в создании в 1992 году академии АРАМ, г. Шанхай, Китай. В состав этой Академии входят ученые Китая, Индии, Японии, Тайваня, Монголии и Южной Кореи. В числе других представителей от разных городов и стран была принята и Жибзема Гармаевна Базарова. На одном из конгрессов АРАМ члены этой академии избрали ее действительным членом. Ей была предоставлена возможность периодически выступать с проблемными докладами по синтезу сложнооксидных соединений. По линии АРАМ она два раза посетила Японию, где представляла научные доклады.
БИП СО РАН: счастье есть
Более тридцати лет ее жизни было отдано БИП СО РАН. «Они стали самыми интересными и насыщенными и даже, наверное, самыми счастливыми годами в моей рабочей биографии, — признавалась она сама. — Год защиты докторской диссертации совпал с избранием зав. лабораторией, и я 23 года (1990–2013 гг.) руководила ее коллективом». Одним из основных достижений на посту зав. лабораторией стало сохранение в те трудные девяностые годы лаборатории, способной бесперебойно производить научную продукцию, не потеряв основной состав, сохранив и приумножив материальную базу.
Ее всегда радовали успехи сотрудников, работу которых она оценивала по конечному результату, стараясь не подавлять их инициативу, делать замечания только по существу, придерживаясь принципа «хороший руководитель не мешает работать своим сотрудникам». Она никогда не забывала и старалась донести до молодежи, что институт — это большая команда, нацеленная на максимальную производительность и высокие результаты, что академик РАН Арнольд Кириллович Тулохонов и член-корреспондент РАН Ендон Жамьянович Гармаев — научные руководители и стратегические капитаны, обеспечивающие комфортные условия для научной деятельности. Академик А. К. Тулохонов, как дальновидный ученый, создал многопрофильный институт, где успешно сосуществуют химики, материаловеды, экономисты, географы и даже математики-прикладники. Оценивая период своей работы в должности зав. лабораторией, она всегда с благодарностью вспоминала своих учителей.
За годы работы Жибземы Гармаевны в БИП СО РАН сотрудниками лаборатории было написано 5 докторских и 30 кандидатских диссертаций, которые были представлены и успешно защищены в различных диссертационных советах России. Ею подготовлены свыше 100 дипломированных химиков-неоргаников. За многолетнюю работу по подготовке специалистов-химиков Монгольское правительство наградило ее медалью «Заслуженный учитель — наставник молодежи». И главное: она была одним из организаторов химического отделения Бурятского филиала Новосибирского государственного университета (1992), химического факультета Бурятского государственного университета (1997), основателем и первым заведующим кафедрой общей и неорганической химии БГУ (1995–2007). Столько сделано за жизнь?!
Столько передано знаний студентам, аспирантам, столько больших и малых открытий ушло в практическую деятельность, столько написано — она автор более 300 публикаций — статей в ведущих международных и отечественных академических научных журналах. Друзья, коллеги, ученики всегда будут помнить этого кристально честного и чистого человека, сравнить которого нельзя ни с каким химическим элементом.