САМЫЙ АКТУАЛЬНЫЙ СЕГОДНЯ вопрос на Байкальской природной территории — обращение с твердыми коммунальными отходами и строительным мусором.
Седьмого декабря его обсуждали депутаты на заседании Совета представительных органов местного самоуправления при Народном Хурале Республики Бурятия. Это было первое заседание Совета МСУ в новом VII созыве.
Проблемы старые — решения новые?
Напомним, в республике с 2014 года успешно работает консультативно-совещательный орган при Народном Хурале — Совет представительных органов местного самоуправления, в который входят представители всех районов. Как отметил Председатель Комитета по государственному устройству, местному самоуправлению, законности и вопросам государственной службы Петр Мордовской, Совет объединяет три уровня представительной власти — депутатов Народного Хурала, председателей районного звена и депутатов сельских поселений и формируется в целях совершенствования нормотворческой деятельности представительных органов районного звена и повышения статуса представительных органов муниципальных образований.
Местная власть — самая близкая к населению власть. Именно она в пределах своей компетенции на уровне поселений первой решает все нужды граждан. И одной из самых актуальных и злободневных проблем на сегодня стоит вопрос обращения с твердыми коммунальными отходами. Как рассказал глава СП «Аршан» Чингис Улукшонов: «В Тункинском районе эта проблема стоит очень остро. По территориальной схеме для вывоза мусора в районе выделен полигон временного хранения площадью 2 га в местности Талая. У нас ответственный за вывоз ТКО — ООО «Монолит», у которого есть финансовые проблемы, в том числе задолженность по оплате перевозчикам. Кроме того, не менее актуальна проблема с контейнерными площадками. В летний период, начиная с мая по конец сентября, в самый туристический сезон, когда идет наплыв желающих отдохнуть на наших курортах «Аршан», «Вышка», «Нилова Пустынь», резко возрастают объемы мусора. И если по средним расчетам (по количеству населения) объем вывозимого мусора в месяц должен составлять 3800 куб. м, то по факту получается более 6000 куб. м. Здесь возникает вопрос о пересмотре договоров по вывозу мусора, техпланов в сторону увеличения объемов, соответственно, увеличения финансовых потоков».
В свою очередь, Иннокентий Вахрамеев, председатель Комитета по экономической политике, природопользованию и экологии, заметил, что вопрос вывоза ТКО на Байкальской природной территории застарелый, и это связано с тем, что на БПТ нет мусорных полигонов, нет мест складирования и переработки мусора, поэтому Народным Хуралом были приняты законодательные инициативы, которые позволяют усилить работу по экологической безопасности и озера Байкал, и республики в целом.
Полигонов нет — мощности исчерпаны
Алексей Гусляков, заместитель министра природных ресурсов и экологии Бурятии, выступая с докладом по вопросу «О проблемах, связанных с обращением твердых коммунальных отходов и строительного мусора в населенных пунктах, расположенных на Байкальской природной территории», также обратил внимание на отсутствие сегодня инфраструктуры обращения с твердыми коммунальными отходами. Действующая инфраструктура в области обращения с ТКО на территории республики представлена 4 полигонами в сельских районах и мусоросортировочной станцией в г. Улан-Удэ мощностью 40 тыс. тонн в год. Полигон ТКО в с. Нижний Саянтуй на сегодня исчерпал свои мощности, а полигон в с. Заиграево, при существующей динамике заполнения, будет переполнен уже до конца этого года.
Таким образом, к концу 2024 года на территории Республики Бурятия остаточная емкость полигонов составит всего 80,25 тыс. куб. м при годовом образовании отходов 2 605 тыс. куб. м. Также следует учитывать то, что на полигон в г. Гусиноозерск в настоящее время выполняется вывоз ТКО со свалок в Кабанском районе в рамках ФП «Сохранение оз. Байкал» в объеме 31,2 тыс. куб. м. В связи с этим Правительством Бурятии разрабатывается проектная документация на строительство полигонов ТКО в пгт Селенгинск, с. Хоринск, Курумкан, Турунтаево и мусоросортировочного комплекса в с. Курумкан и Мухоршибирь. Проектная документация по полигону г. Улан-Удэ (Вахмистрово) направлена на прохождение государственной экспертизы. Продолжается работа по разработке проектной документации на строительство полигонов ТКО в с. Мухоршибирь и Баргузин. В связи с большими расстояниями и низким качеством дорог имеется острая необходимость создания полигона в Северо-Байкальском районе. В настоящее время проводится работа по оформлению земельного участка в с. Ангоя. Но не только в Тункинском и Северо-Байкальском районах отсутствуют объекты размещения отходов, нет их и в Окинском районе и г. Северобайкальск. Из-за удаленности этих территорий плечо вывоза ТКО до ближайших объектов размещения отходов на территории республики составляет от 670 до 2 000 км.
Для решения этой проблемы по итогам совещания по вопросу обращения с отходами в центральной экологической зоне Байкальской природной территории под председательством замминистра природных ресурсов и экологии РФ Д. Д. Тетенькина было рекомендовано Правительствам Иркутской области и Республики Бурятия заключить межсубъектовое соглашение с возможностью транспортирования отходов, образованных на территории указанных районов Республики Бурятия, с последующим захоронением на полигонах Иркутской области. Правительством Иркутской области было поддержано это предложение и выражена готовность заключения соглашения при условии выделения средств из федерального бюджета на выполнение работ по проектированию, реконструкции и модернизации полигонов Иркутской области с учетом направления потоков ТКО со стороны Республики Бурятия.
Кроме того, Минприроды с органами МСУ во исполнение поручений зам. председателя Правительства РФ В. В. Абрамченко сформирован перечень из 491 свалки для включения в государственный реестр объектов негативного воздействия на окружающую среду и их последующей рекультивации в рамках федерального проекта «Генеральная уборка». Между тем, Петр Мордовской заметил, что на БПТ в с. Сухая построена сортировочная станция, но она ни дня не работала. Депутата интересовал вопрос, как сегодня обстоят там дела? Как оказалось, станция все же эксплуатируется «ЭкоАльянсом», но не в тех объемах, которые возможны.
Также депутаты подняли вопрос об отсутствии на территории республики полигона строительных отходов. Данное обстоятельство также негативно сказывается на заполняемости действующих полигонов ТКО, а также ведет к росту несанкционированных свалок строительного мусора. Как отметил Алексей Гусляков, работы в этом направлении ведутся. Так, Администрацией МО «Заиграевский район» определены 2 земельных участка, предлагаемых для проектирования полигона промышленных отходов на территории Заиграевского района, один из которых планируется использовать под полигон строительных отходов.
Вопрос о потребностях раздельного сбора мусора и работе на перспективу задал Председатель Народного Хурала Владимир Павлов. Он отметил, что для внедрения раздельного сбора мусора нужна системная работа, начиная с детских садов и школ. Именно на это направлен, в том числе, принятый депутатами Народного Хурала Закон «Об экологическом образовании». Однако в Минприроды акцентировали, что для полноценного внедрения раздельного накопления ТКО на территории Бурятии необходимо финансирование из федерального бюджета, поскольку потребность в контейнерах для раздельного сбора ТКО составляет 21 249 шт. на общую сумму 531 млн руб. Поэтому Правительством Республики Бурятия в адрес Минприроды России дважды направлялись заявки на участие в отборе для предоставления субсидии. В 2022 году заявка была одобрена, однако финансирование из-за оптимизации расходов в 2023 году не было предусмотрено. Когда заявка была направлена в 2023 году, то был отказ в связи с тем, что утвержденным региональным проектом «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», включающим в себя мероприятия в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Бурятия, не предусмотрены расходы на 2024 год. Тем не менее, как уверили в Минприроды, работа в этом направлении будет продолжена.
Кризис пройден — работа продолжается
В свою очередь, директор ООО «ЭкоАльянс» Дмитрий Дружинин также озвучил проблемы, которые сегодня стоят перед региональным оператором. Среди них — отсутствие инфраструктуры по обращению с ТКО и эксплуатация «неофициальных» объектов; Территориальная схема, требующая корректировки; отсутствие оборудованных контейнерных площадок и осуществление помешкового сбора; рост туристических отходов, отсутствие корректных нормативов накопления ТКО. Также, что немаловажно, региональный оператор не имеет прямого доступа к информации о количестве официально прописанных физических лиц и данных о собственниках жилой площади с целью своевременного и корректного выставления счетов потребителям, не обладает информацией о юридических лицах, осуществляющих свою деятельность на территории Бурятии и не заключивших договор с региональным оператором, в том числе отсутствие должных мер со стороны природоохранных органов.
При этом все же наблюдается положительная динамика экологической обстановки в области обращения с отходами, а именно существенное сокращение количества несанкционированных свалок и более осознанное отношение граждан к теме обращения с отходами. Так, с 2019 по 2022 год силами регионального оператора было ликвидировано 34 места несанкционированного размещения ТКО. На конец 2023 года запланирована ликвидация еще 13 мест, со стороны ЦЭЗ — это прежде всего 10 свалок в Кабанском районе, и продолжается работа по устранению трех свалок в Прибайкальском районе. При этом «ЭкоАльянс» — единственный регоператор в ДФО, который обладает собственной техникой. Несмотря на всю критику в адрес регионального оператора, Дмитрий Дружинин отметил, что организация на безвозмездной основе предоставляет баки для накопления ТКО администрациям районных поселений. Так, с 2021 года и по настоящее время муниципалитетам было предоставлено более 1200 контейнеров на общую сумму более 14 млн рублей, тем самым «ЭкоАльянс» «рагрузил» бюджет муниципалитетов. При этом трудности в финансовом положении регоператора имеются, но по сравнению с 2021 годом кризис преодолен, сложности имеют текущий и решаемый характер. Со своей стороны, Владимир Павлов заметил, что своевременная поддержка Народного Хурала и принятый депутатами закон о налоговых льготах позволили региональному оператору пройти этот кризис. Это было, по мнению председателя Народного Хурала, абсолютно верное и необходимое решение.
Инсинераторы — возможное решение
Очень актуальным было выступление Олега Котова, главы МО «Город Северобайкальск».
Как уже было сказано выше, на территории муниципального образования складывается непростая ситуация в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. В настоящее время на территории города и района отсутствуют действующие полигоны. Твердые коммунальные отходы с территории города и части населенных пунктов Северо-Байкальского района вывозятся на временное место накопления отходов, которое расположено на действующем шлакозолоотвале. Мощность указанной площадки позволит принимать отходы только в течение года. Далее наступит мусорный коллапс, который разрешить будет крайне затруднительно, так как строительство новых полигонов не ведется, изыскательские и проектные работы не проводятся. Более того, учитывая действующие границы центральной экологической зоны, перспективный полигон может быть построен на расстоянии 120 км от границ города. При том, что основной объем мусора дает город, обеспечивать перевозку на такое расстояние глава считает крайне затратным. Поэтому им был предложен один из перспективных методов обработки и утилизации — сжигание мусора с применением инсинераторных установок, опыт применения которых имеется в Иркутской области. Как отметил глава МО, уже несколько населенных пунктов перешли на данный тип утилизации. Инсинераторные установки предполагается установить на площадке для накопления ТКО до 11 месяцев.
Проектная документация уже проходит государственную экспертизу. Стоимость строительства площадки для накопления твердых коммунальных отходов до прохождения достоверности определения сметной стоимости составляет 370 млн рублей. Стоимость трех инсинераторных установок с дополнительным технологическим оборудованием составит 100–110 млн рублей. Общие затраты составят 480 млн рублей. Кроме того, Олег Алексеевич акцентировал внимание депутатов именно по срокам, что крайне важно обеспечить реализацию данных мероприятий в 2024 году. В противном случае в двух муниципальных образованиях возникнет чрезвычайная ситуация из-за отсутствия мест накопления твердых коммунальных отходов. Подводя итог своего выступления, глава муниципалитета настойчиво говорил о необходимости в кратчайший срок определить источник финансового обеспечения по строительству площадки для накопления отходов до 11 месяцев с установкой инсинераторов, чтобы был принят план работы на следующий год.
Резюмируя выступления всех докладчиков, Владимир Павлов добавил, что еще пять лет назад Владимир Владимирович Путин в своем Послании обозначил проблемы по обращению с ТКО, поэтому эти вопросы должны находиться в постоянном приоритете исполнительных и законодательных органов власти. И хотя сделано уже немало, так как эти проблемы накапливались годами, чтобы их решить, требуются время и средства. И, как отметил Председатель Народного Хурала, первое, что надо сделать, — справиться с несанкционированными свалками. Кроме того, он обратил внимание на еще один важный момент, — чтобы вся инфраструктура обращения с твердыми коммунальными отходами соответствовала всем экологическим и иным требованиям. Отметил положительные сдвиги в работе с населением, которое перестало вывозить свой мусор на стихийные, несанкционированные свалки. Еще раз подчеркнул необходимость работы на перспективу.
На заседании Совета депутаты также обсудили вопросы строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог местного значения. Петром Мордовским был озвучен предварительный план работы Совета представительных органов МСУ на 2024 год и важность приведения наименований МО в соответствие с требованиями ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Как показала практика, значимость Совета очень высока. Здесь вырабатываются рекомендации по решению проблем местного самоуправления, обобщается и распространяется положительный опыт работы муниципальных образований, рассматриваются законодательные инициативы, вносимые в Народный Хурал по вопросам МСУ. И эта работа продолжается.
Лариса Бурунова