90 лет со дня образования государственных органов рыбоохраны России ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ СЛУЖБЫ РЫБООХРАНЫ тесно переплетена с развитием рыбной отрасли страны.
Возникнув еще в царскую эпоху, она прошла путь, подобный течению реки, которая постоянно движется вперед сквозь испытания и трудности, при этом меняясь вместе с новыми веяниями времени. На протяжении всех своих 90 лет рыбоохрана преследует главную цель — охрана рыбных запасов и контроль за рациональным использованием сырьевых рыбных ресурсов. Сегодня охранное дело продолжает Ангаро-Байкальское территориальное управление Росрыболовства. И пусть их труд, на первый взгляд, и незаметен, он очень важен и необходим для сохранения и поддержания гармонии в природе и нашем обществе.
Истоки рыбоохраны
Необходимость контроля над рыбными промыслами впервые возникла в России в середине XVIII века. Власти понимали, что уровень экономического развития, соответствующий статусу ведущей мировой державы, в значительной степени зависит и от рыболовства. Однако чрезмерный вылов рыбы и отсутствие должного внимания со стороны государства привели к снижению численности рыбных популяций. Так, в 1747 году, в целях распределения мест лова осетровых и защиты от посягательств сторонних лиц, в городе Астрахань была организована «Рыбная контора», просуществовавшая более пятидесяти лет. В 1803 году была создана рыбная инспекция и впервые в России введено «Особое положение по организации рыболовства» для Каспийского бассейна. В 1865 году при Министерстве государственных имуществ России организовано Каспийско-Волжское управление рыбных и тюленьих промыслов.
В начале XX века, несмотря на революционные события и формирование советской власти, рыбная инспекция продолжала выполнять свою работу. При этом новая власть Советов, придавая важное значение охране рыбных запасов для сохранения водных ресурсов и поддержания баланса экосистемы, укрепила и расширила ее полномочия. В 1918 году постановлением Высшего совета народного хозяйства и Народного комиссариата продовольствия учреждено Главное управление по рыболовству и рыбной промышленности. Главрыбе были даны права по общему руководству регулирования рыболовства, разработке соответствующих мер охраны водных пространств в интересах сбережения рыбных запасов, установлению запретных для лова пространств и сроков, а также практическому осуществлению государственного массового искусственного рыборазведения. В 1920 году Главрыба учредила свои уполномоченные органы контроля на рыбохозяйственных бассейнах, имеющих общегосударственное значение. Через год на главное управление возложили «повсеместное регулирование рыбного промысла путем издания технических правил, устанавливающих заповедные для рыболовства места, запретные орудия лова, и контроля за выполнением этих правил».
Благодаря активной работе правительства рыбоохрана постепенно стала принимать те очертания, которые мы видим сейчас. В 1925 году утверждено Положение о рыбном хозяйстве, которым регламентировались порядок эксплуатации водоемов и правила рыболовства для отдельных водоемов. Статьей 24 раздела «Учреждения по рыбному хозяйству» указанного Положения предусматривалось «для наблюдения за выполнением правил рыболовства и для охраны сданных в аренду рыболовных угодий от отлова при местных управлениях рыболовства организовать специальный рыбопромысловый надзор, снабжаемый оружием и располагающий средствами водного и сухопутного транспорта; рыбопромысловый надзор содержится за счет ассигнований по госбюджету». В том же году разработаны руководящие документы: «О предоставлении прав органов дознания инспекторам рыболовства и досмотрщикам рыбопромыслового надзора по делам о нарушениях правил о рыбной ловле и производстве рыбного промысла» и «Правила производства дознания и составления протоколов по делам о нарушениях правил рыбной ловли и производства рыбного промысла», утвержденные Народными комиссарами земледелия и юстиции РСФСР. В январе 1927 года утверждена «Инструкция об обустройстве и порядке деятельности рыбопромыслового надзора», определившая права и обязанности рыбопромыслового надзора, порядок комплектования штата должностных лиц (инспектор рыболовства, старшие и младшие досмотрщики), привлечение рыбацкого населения к охране рыболовных угодий (общественная рыбопромысловая охрана). В последующий период был издан еще ряд законодательных актов, направленных на укрепление юридического статуса рыбопромыслового надзора.
Знаменательным стал 1934 год, когда Приказом Народного комиссариата снабжения СССР № 967 от 7 апреля 1934 года из состава Главрыбы было выделено Главное управление регулирования рыболовства, рыбоводства и рыбохозяйственной мелиорации (Главрыбвод) в целях охраны рыбных запасов и контроля за рациональным использованием сырьевых рыбных ресурсов. Эта дата сегодня и считается днем образования государственных органов рыбоохраны России.
Оберегая Байкал
Байкал — уникальное своей чистотой и глубоководностью озеро. Люди, жившие на его берегах, издавна занимались рыболовством, и для них вылов рыбы — это не просто способ пропитания и заработка, но и настоящее искусство. Местные жители знают все секреты и особенности ловли разных видов рыб, умеют находить наиболее рыбные места и использовать подходящие снасти. Даже в бурятских поверьях, передаваемых «из уст в уста», из поколения в поколение, повествуется история о мифической рыбе Абарга (прародительница всех рыб), живущей в озере. Местные поморы добывали из его прозрачных вод ценнейшие и вкуснейшие виды рыб, такие как сибирский осетр, хариус, ленок, омуль и таймень. Эти виды являются эндемичными, что означает, что они не встречаются больше нигде в мире. Также рыбаки добывали и другую рыбу — щуку, налима, плотву и карасей.
В XVII веке рыболовство на Байкале стало приобретать промышленные масштабы. После того, как казаки прибыли на берега Байкала в 1643 году, сюда потянулись и служилые, торговые, промышленные люди. Рыбаки стали поставлять байкальскую рыбу во все уголки страны. На Байкале была создана полноценная экономическая отрасль по добыче, переработке и транспортировке рыбной продукции. Главной промысловой рыбой стал омуль. В основном ловили рыбу в районе дельты Селенги, Чивыркуйского залива, Верхнеангарска и на Малом море.
Со второй половины XIX столетия статистика уловов показала резкое падение запасов байкальской рыбы. Все потому, что рыба ловилась без мысли о будущем, без какоголибо учета реальных возможностей рыбовосстановления. Совет министров Российской империи предпринял первые робкие шаги по охране водных ресурсов и ввел меры государственного регулирования рыболовства на Байкале. Однако мировая война, революционные события и гражданская война отодвинули решение проблем по сохранению рыбной популяции Байкала на несколько лет.
Первые системные изменения в рыбной отрасли начались после революции 1917 года. Советская власть распорядилась перевести все рыболовные угодья в собственность государства. В разных районах Байкала начали создаваться рыболовецкие колхозы и рыбозаводы как организационные центры рыболовства. Строились новые цеха в Посольске, Повороте, Энхалуке, Хараузе. Вскоре развитие рыболовецких колхозов и формирование планов по добыче привело к новому падению запасов рыбы. Особенно пострадала популяция омуля. Для исправления ситуации и усиления контроля за выполнением правил рыболовства в 1923 году при Народном комиссариате земледелия (Бурнаркомзем) был организован самостоятельный орган — Буррыба. В 1925 году Буррыба была ликвидирована, и вместо нее создан подотдел рыболовства и рыбоводства при лесном отделе БНКЗ. Штат рыботдела был небольшим, поэтому на время охраны нереста омуля создавался отряд из временных служащих в количестве 60 человек и до 20 лодок.
Все водоемы республики разделялись на государственные и местного значения. К водоемам государственного значения относились озеро Байкал и реки, где нерестился омуль. Остальные озера и реки принадлежали к водам аймачного (местного) значения. Рыбоохрана рыботдела обслуживала воды государственного значения, а воды аймачного значения подчинялись местным земорганам и контролировались местным населением. Нарушения законоположений по рыбному хозяйству наблюдались в трех видах: браконьерство, нарушение техники правил рыболовства и злостное хищничество. Особую опасность представляло хищничество, заключающееся в ловле различными способами нерестящейся рыбы, преимущественно омуля.
В 1927 году при Госглаврыбе Наркомата пищевой промышленности РСФСР создали Госрыбнадзор Бурят-Монгольской АССР, который затем стал самостоятельным отделением по Восточной Сибири (Востсибгосрыбвод), куда входили Бурят-Монголия и Иркутская область. Отметим, что все водоемы государственного значения с 1922 года были районированы. Это значительно облегчило задачу охраны водоемов и способствовало привлечению к работе самого промыслового населения. Последнее являлось особо необходимым ввиду слабости охраны, как в количественном, так и в качественном отношении. Улучшить ситуацию не позволяли скромные средства, ассигнованные правительством Бурят-Монгольской АССР на рыбоохрану. И все же благодаря рыбоохране появились первые большие достижения. Например, расширение нерестилищной площади омуля, который в 1925 году во время нереста мог дойти только до г. Верхнеудинска, а в 1927 и в 1928 годах уже перешел границы Монголии и нерестился даже в Орхоне.
Омуль — фронту
Работа рыбоохраны в Бурятии претерпела значительные изменения в годы Великой Отечественной войны. 22 июня 1941 года по местному радио было передано сообщение главы правительства СССР В. М. Молотова о нападении фашистской Германии на Советский Союз. На следующий день Бурят-Монгольский обком партии собрал экстренное совещание руководителей министерств и ведомств, где был поставлен вопрос о немедленной перестройке всей работы промышленности и отраслей хозяйства республики в соответствии с требованиями военного времени. Задача ставилась жесткая: независимо от проводившейся мобилизации, сохранять производство по добыче рыбы. Цель — обеспечить фронт рыбной продукцией. По этой причине были отменены ограничения по охране рыбных запасов. Служба рыбоохраны также скорректировала свои функции, направив свои основные силы на обеспечение снабжения населения качественной рыбой и другими продуктами рыболовства. В 1942 году образовано Главное управление рыбной промышленности Сибири (Главсибрыбпром) в г. Новосибирске. Главсибрыбпрому было предоставлено монопольное право хозяйственной эксплуатации всех водоемов Сибири. С этой целью создана сеть государственных рыбопромышленных трестов. Байкальский государственный рыбопромышленный трест был организован на базе Бурят-Монгольского и Иркутского трестов местного подчинения в г. Улан-Удэ. В апреле 1942 года трест признавался самостоятельным производственным объединением, действующим на принципах хозяйственного расчета и демократического централизма. В его функции входили: добыча рыбы, морского зверя; скупка рыбы у колхозников и населения; обработка и сбыт рыбной продукции; организация и эксплуатация рыбозаводов, комбинатов, моторно-рыболовных станций и промыслового оборудования; рыборазведение и мелиорация водоемов. В этом же году распоряжением Совета Народных Комисаров СССР создано Байкальское отделение Сибрыбвода (Байкалрыбвод) с непосредственным подчинением Сибрыбводу Наркомата рыбной промышленности СССР. Штатная численность инспекторского состава стала 17 единиц.
С 1943 года правила рыболовства вновь ужесточили. Взяты под охрану нерестилища наиболее ценных промысловых рыб. В последующие годы ограничения только усиливались. Так, в постановлении ЦК ВКП(б) от 26 февраля 1945 года «О работе Бурят-Монгольского обкома» подчеркивалась необходимость соблюдения правил рыболовства, запрета на лов ходового омуля в местах нереста, строительства на р. Селенге рыборазводного завода по воспроизводству омуля. Вновь с тревогой прозвучал сигнал о нерациональном промысле омуля, его запасах. В 1945 году были изданы новые «Правила рыболовства», которыми официально был запрещен лов осетра в промышленных целях.
В 1947 году Байкальское отделение Сибрыбвода передало свои функции в Байкальское отделение рыбоохраны и рыбоводства Главрыбвода Министерства рыбной промышленности восточных районов СССР. Для усовершенствования системы контроля и надзора, усиления ответственности за нарушение правил рыболовства в 1955 году приказом Главрыбвода Байкалрыбвод был реорганизован в Восточно-Сибирскую байкальскую инспекцию по охране рыбных запасов и регулированию рыболовства (Востсибгосрыбвод). В зону ответственности новой организации вошли все рыбохозяйственные водоемы Восточной Сибири (Иркутской, Читинской областей, Якутии, Бурятии, Красноярского края, Хакасии и Тувы). В 1956 году инспекция переименована в Восточно-Сибирское управление Росглаврыбвода Министерства рыбной промышленности РСФСР.
Потери и запреты
В 1961 году новая реорганизация и новое название — Байкальская бассейновая инспекция по охране рыбных запасов и регулированию рыболовства (Байкалгосрыбвод). Инспекция отвечала за территории Бурятской АССР, Иркутской и Читинской областей и располагала силами 18 инспекций рыбоохраны. В 1962 году приказом Государственного комитета Совета Министров СССР по рыбному хозяйству учреждение переименовали в Байкальское бассейновое управление по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства (Байкалрыбвод). В эти годы государство ввело строгие запреты на вылов. Причины — воздействие ряда негативных факторов, таких как строительство Иркутской ГЭС на реке Ангаре и повышение уровня воды в озере Байкал, загрязнение водной среды, вырубка лесов в водоохранной зоне, а также нерациональное ведение промысла. В мае 1969 года был установлен правительственный запрет на добычу омуля.
К 1970 году Байкалрыбвод насчитывал 30 структурных подразделений, оснащенных 117 единицами водного и 68 единицами автомототранспорта. В том числе и благодаря работе Байкалрыбвода по контролю за рыбной отраслью запасы омуля увеличились, что позволило с 1982 года осуществлять лимитированный лов.
После распада СССР в 1991 году наступили тяжелые времена. Приватизация, экономический спад, разгул браконьерства не могли не сказаться на деятельности рыбоохранного комплекса Бурятии. Рыбоохранное законодательство по многим своим разделам и пунктам утратило юридическую силу, а размеры штрафов за незаконную добычу водных биологических ресурсов инфляция обесценила в десятки раз. Разваливались государственные предприятия, занимающиеся добычей и переработкой водных биологических ресурсов. Сотрудникам Байкалрыбвода не хватало финансовых средств на рыбоохранные мероприятия. Таким образом, в Бурятии стало процветать браконьерство, причем по всем видам рыбы. Свою лепту внесли и новые правила вылова, которые порой не ограничивали, а, наоборот, развязывали руки нарушителям. Так, в конце 90 х разрешили так называемый лицензионный лов. То есть рыбаки-любители брали лицензию в Байкалрыбводе, платили за нее символические 80 рублей, и им разрешалось ловить рыбу одной сетью 60 метров. Но, естественно, никто такими сетями не пользовался. Ловили сетью 600 метров и более. И тогда в Бурятии выставлялось громадное количество сетей, порядка 80 километров. Несмотря на трудности, сотрудники рыбоохраны выполняли сложную работу по защите рыбных запасов нашей страны. Это позволило держать под контролем ситуацию на водоемах. Не хватало штатных единиц инспекторского состава, финансирования, новой техники, но главное удалось сохранить — незаменимые кадры и грамотный подход к управлению.
Изменения проходили и на государственном уровне — служба рыбоохраны стала частью Министерства сельского хозяйства и продовольствия России. В 1995 году был принят Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», который определил основные принципы государственного регулирования в области рыболовства и охраны водных биологических ресурсов. В 2000 х ситуация начала меняться к лучшему. Байкалрыбвод был оснащен 20 единицами морских судов, 126 единицами маломерного флота и 109 единицами автомототранспорта.
В 2001 году управление получило статус федерального государственного учреждения (ФГУ) «Байкалрыбвод». С 2005 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации прекращены полномочия ФГУ «Байкалрыбвод» в части осуществления контрольных и надзорных функций и переданы территориальным органам Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор). Приказом Федерального агентства по рыболовству Минсельхоза России в 2005 году организация была переименована в Федеральное государственное учреждение «Байкальское бассейновое управление по сохранению, воспроизводству водных биологических ресурсов и организации рыболовства».
Современная глава
Новой вехой в истории рыбоохраны Бурятии стал 2007 год — создание Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства. Первым руководителем Управления назначен Сергей Эдуардович Палубис. Одной из главных целей территориального управления стала охрана озера Байкал и его природных ресурсов, включая уникальные виды рыб и пресноводных животных. В 2008 году в России прошли реформы, которые отразились на всех структурах исполнительной власти, в том числе в сфере управления рыболовства. Указом Президента РФ от 12.05.2008 № 724 Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству преобразован в Федеральное агентство по рыболовству в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Структурные изменения затронули все территориальные управления, в том числе Ангаро-Байкальское. В последующие годы изменения продолжались. Некоторые отделы были созданы, другие упразднены или преобразованы.
Сегодня на территории трех субъектов РФ работают 27 структурных подразделений Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству. Центральный аппарат Управления находится в столице Республики Бурятия — Улан-Удэ. В состав аппарата Управления входят следующие отделы: отдел государственного контроля, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания; отдел регулирования рыболовства, аквакультуры и согласования; отдел юридической службы; отдел государственной службы и кадров; отдел материально-технического обеспечения; финансово-экономический отдел. С 2020 года Ангаро-Байкальское ТУ возглавляет Роман Васильевич Гармаев.
90 летняя история рыбоохраны показала, что работа по защите водных ресурсов сложная, но важная и почетная. Ангаро-Байкальской ТУ вносит особый вклад в сохранение природы и обеспечение благополучия будущих поколений.
Татьяна Мункоева