В 2002 ГОДУ, ВОЗГЛАВИВ Министерство экономики РБ, я обратилась к президенту Бурятии Л. В. Потапову с предложением о передаче функций по развитию туризма в Министерство экономического развития и внешних связей.
В то время в сфере туризма наметилась стагнация, так как не была развита инфраструктура: слабое транспортное сообщение, не хватало мест размещения, не был развит общепит и т. д. Мне удалось доказать Леониду Васильевичу, что туризм может стать приоритетной отраслью экономики.
Во-первых, туризм мог дать значительный синергетический эффект для развития экономики Бурятии и мультипликативный эффект для развития таких смежных отраслей, как транспорт, сельское хозяйство и пищевая промышленность, строительство и индустрия строительных материалов и других видов экономической деятельности. Получит динамичное развитие инфраструктура, а это — новые дороги, аэропортовый и морской комплексы, надежное энергоснабжение, внедрение новых эколого-безопасных технологий и современных очистных сооружений. Во-вторых, сфера туризма — это отрасль гостеприимства, которая должна для экономики создать возможности по развитию внутреннего потребительского рынка и благоприятные условия для путешественников. Кроме того, Байкальский регион географически благоприятно расположен к растущему азиатскому рынку туристских услуг. Туристов все больше привлекает первозданность и разнообразие природы, самобытность этнокультурного наследия, и наш регион, как никакой другой, отвечает этим высоким требованиям. А это, в свою очередь, позволит увеличить объем экспорта туристских услуг на востоке России.
В-третьих, и, пожалуй, ключевым доводом стал поиск решения так называемого «байкальского фактора». В 2003 г. наше министерство совместно с Байкальским институтом природопользования и Институтом макроэкономических исследований (г. Москва) провели расчеты по упущенной выгоде из-за экологических ограничений развития экономики в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Все дело в том, что уникальность экосистемы озера Байкал, мировое значение его как источника пресной воды заставили нас с 1996 г. резко ограничить все виды промышленной деятельности в республике. Кроме того, Байкал во все времена привлекал к себе внимание туристов, но контроль за антропогенной нагрузкой (посещение до 1 млн туристов в год) был обязательным для сохранения биоразнообразия на озере.
С другой стороны, экономика региона вследствие повышенных экологических затрат несла огромные потери: ежегодно от 12 до 14% ВРП. Многие знают, что Байкал — это 22% пресной воды земного шара, но очень мало кто знает, что Бурятия — это свыше 80% водосборной площади Байкала, это 336 рек. Таким образом, сформированный с повышенными экологическими затратами водный ресурс передается через Байкал в Ангаро-Енисейский каскад ГЭС. И вот здесь экономика Бурятии наказывается во второй раз — наши тарифы на электроэнергию в 2,5–3 раза выше, чем в Иркутской области.
Инвестиции в будущее, за которые мы боролись, которые мы планировали в двухтысячных годах, реализованы уже в настоящем, в объектах инфраструктуры для туризма! И эти результаты нас радуют.
Механизм компенсации затрат через бюджетные средства на тот момент был нереален. Зато Правительство России поддержало наш механизм диверсификации экономики в центральной экологической зоне Байкала и компенсации затрат на основе частно-государственного партнерства. Это был проект по созданию Особой экономической зоны туристско-рекреационного типа. Развитие инфраструктуры на таких территориях должно было обеспечить контроль над антропогенной нагрузкой туристов на прибрежных территориях о. Байкал. По нашим расчетам, развитие туризма как экономики услуг позволило бы не только компенсировать имеющиеся потери и убытки, но и получить дополнительные выгоды при условии развития инфраструктуры.
Отрезок времени длиною в 20 лет доказал состоятельность не только моих доводов. Со стороны Правительства России и Бурятии это было правильное, по-государственному взвешенное решение о развитии сферы туризма через решение первоочередных мер — развитие инфраструктуры. По сути, в Бурятии в сфере туризма сформировался механизм государственно-частного партнерства, который действует по сей день. В очередной раз жизнь доказала, что один в поле не воин. Мне повезло с командой профессионалов, командой патриотов своего служения туризму, которые стояли у истоков и внесли существенный вклад в развитие туризма в 2000 х годах.
В 2002 г. в Минэкономики создали Комитет по туризму, который возглавил Андрей Викторович Измайлов. У специалистов комитета Андрея Измайлова, Геннадия Широкова, Елены Дамбуевой, Вячеслава Дмитриева была масса замечательных идей и предложений, которые, к сожалению, невозможно было реализовать без мер господдержки. Но благодаря их инициативе и упорству через несколько лет многие предложения нашли свое воплощение в жизнь.
При поддержке экономистов министерства Елены Тыжиновой, Тимура Будаева, Галины Большаковой, Георгия Кима, Регины Морохоевой, Нины Ключниковой, Елены Лавовой, Станислава Алексеева, Таисии Бардахановой, Татьяны Алаевой, Игоря Оленникова, Виктории Шаралдаевой, Баирмы Цыдыповой, Натальи Федосеевой в период до 2005 г. было сделано многое для развития туризма в республике. Были приняты меры государственной поддержки инвестиционных проектов по созданию туристской инфраструктуры. Республиканскими законами предусмотрены налоговые льготы, а также предоставление субсидий за счет средств республиканского бюджета при строительстве гостиниц, объектов развлечения и досуга. Была доработана законодательная база, организована негосударственная школа туризма, состоялась первая попытка создания информационного центра и сделаны первые шаги Бурятии в плане маркетинга.
Первая республиканская выставка-ярмарка «Туризм и отдых в Бурятии» прошла в мае 2004 года в Улан-Удэ. За многие годы она превратилась в крупный туристский форум Байкальского региона, способствующий продвижению туристско-рекреационного потенциала республики на международном туристском рынке. В дальнейшем республика начала принимать участие в выставках за границей, в Берлине, в Лондоне, Москве.
В 2005 г. при реформировании республиканских органов власти при Минэкономики было создано Республиканское агентство по туризму, которое возглавила Людмила Бато-Жаргаловна Максанова. В это время началась совместная с учеными разработка проекта по созданию особой экономической зоны. Координацию работы по подготовке заявки проводила Людмила Максанова. Проведена колоссальная работа! Это мы начали осознавать только спустя годы. Сотни презентаций, защита предложений по строительству инфраструктуры перед федеральными органами власти, организация и участие в выставках. Я провела в самолетах почти 7 дней беспрерывных полетов: Улан-Удэ — Москва — Улан-Удэ.
А буквально накануне защиты проекта в Минэкономразвития РФ произошла история, которая мне особо запомнилась. Утром я на машине выехала в командировку в Прибайкальский район. По дороге поступил звонок, что нужно срочно вылетать в Москву, самолет в 10.00. Я не помню, с какой скоростью мы мчались из Турунтаево в аэропорт, я только успевала раздавать задания, чтобы муж мне собрал вещи, а сотрудники — документы.
С заснеженной дороги мы практически «скатились» в аэропорт. Переодевалась в самолете, так как по прилету должна была сразу поехать в Минэкономразвития РФ. Успела. Защитилась. А на защите в зале, полном СМИ и членов конкурсной комиссии, министр экономразвития Г. О. Греф задает мне вопрос: «Татьяна Гавриловна, а единица качества строительства дорог у вас изменилась (имелось в виду строительство дороги Улан-Удэ — Баргузин — Курумкан)?». — «Да, Герман Оскарович, единица измерения с жус изменилась до жум». Полная тишина в зале, никто ничего не понял. Ну, а мы улыбнулись друг другу, понимая, что количество ж. ударов в секунду уменьшилось до минуты.
Мы не просили денег, мы показывали наши уникальные возможности, наших профессионалов в культуре, в спорте, в восточной медицине.
А это уже отдельная история. Старожилы помнят, какие у нас были дороги — стиральная доска. Приезжали чиновники из Минэкономразвития, мы их провозили по нашим дорогам и одновременно показывали наш туристический потенциал. В одной из таких поездок в Бурятию приехала большая делегация во главе с министром. Обсуждали наши предложения, в одном из разговоров я не выдержала и говорю, что у нас самые плохие дороги, жители даже ввели новую единицу измерения качества — жус. Все посмеялись, очевидно, и забыли про мою шутку. Но эта злая шутка сыграла нам во благо: в конце концов были выделены средства на строительство ряда дорог в Кабанском (отремонтирована дорога до Сухой, построен мост через Селенгу), Прибайкальском и Баргузинском районах (построен мост в Усть-Баргузине) и г. Улан-Удэ. Все для развития инфраструктуры туризма.
Другую историю мы нередко вспоминаем с Б. Г. Бальжировым (он в те годы был руководителем представительства Бурятии в Москве). Нас вместе с ним после нашей презентации проекта в Максимихе пригласили на презентацию проекта ОЭЗ в Иркутске. Презентация проходила на корабле. В кубрике мы заняли удобные места, хотя до начала презентации оставалось более часа. Нас неоднократно пытались удалить, но Баир Гвибалович практически мне приказал: «Сидим и никуда не уходим». В то время шла жесткая конкуренция наших регионов на право получения статуса ОЭЗ, и важно было знать, какие есть предложения у наших соседей, хотя мы выступили с предложением не делить Байкал, а разработать общий проект для двух регионов. При презентации иркутского проекта, наоборот, мы получили наивысшую оценку от министра по подготовке проекта от Бурятии.
Презентация нашего проекта была связана с развитием инфраструктуры для туризма. В аэропорту представили проект реконструкции ВПП, увязав с экономикой региона и созданием воздушного моста для туристов. В вертолете — показали дороги Улан-Удэ, театр оперы и балета, место для строительства Русского драмтеатра. На земле наши артисты показали гостям лучшие номера оперных певцов. Мы не просили денег, мы показывали наши уникальные возможности, наших профессионалов в культуре, в спорте, в восточной медицине. И доказали, что развития этих возможностей не будет, если для них не будет построена инфраструктура. Уже тогда мы предлагали проекты по развитию оздоровительного туризма, так в 2006 г. родился проект по строительству Центра восточной медицины.
Познакомиться с культурой, традициями и обычаями бурят и русских туристы могут, побывав и в театре оперы и балета. Сегодня театр отреставрирован. А еще построен новый русский драмтеатр им. Бестужева, новые спортивные объекты — ФСК и стадион.
Мне можно рассказать множество историй, как рождалась инфраструктура для туризма. Это не в кассе взять деньги и вложить в строительство. За этим стоит огромная командная работа от Глав региона — Л. В. Потапова, В. В. Наговицына, А. С. Цыденова — до специалистов министерств и ведомств Бурятии.
Одно могу точно сказать: никто из нас не пожалел о потраченных времени, нервах и здоровье. Потому что инвестиции в будущее, за которые мы боролись, которые мы планировали в двухтысячных годах, реализованы уже в настоящем, в объектах инфраструктуры для туризма! И эти результаты нас радуют.