НА ПОРОГЕ ПРАЗДНОВАНИЯ 100-ЛЕТНЕГО юбилея республики общественность Бурятии отмечает 135-летие со дня рождения самого последовательного борца за национальную государственность бурятского и монгольского народов Элбек-Доржи Ринчино.
Долгие годы его имя было в забвении и сопровождалось политическими ярлыками «буржуазный националист» и «панмонголист». Участники проекта РНФ «Маньчжуро-монгольский мир Внутренней Азии в первой половине ХХ в.» (№ 22-68-00054) своими исследованиями вносят вклад в восстановление исторической справедливости и увековечение памяти выдающегося политического деятеля Бурятии и Монголии.
Элбек-Доржи Ринчинович Ринчино (бур. Рэнсэнэй Элбэгдоржо) (4 (16) мая 1888 – 23 июня 1938) – бурятский общественно-политический, государственный и военный деятель, один из лидеров революционного и национального движения бурятского народа, участник международного революционного коммунистического движения. Он стоял у истоков создания национальной автономии – Бурят-Монгольской Республики, первый председатель Бурнацкома; был одним из идеологов и участников Монгольской революции 1921 г. В 1921-1925 гг. он был председателем Реввоенсовета Монгольской Народной Республики, советником правительства, членом президиума Центрального Комитета Монгольской народной партии. Известен как переводчик, создатель (совместно с А. Доржиевым и Н. Амагаевым) современного бурятского алфавита, профессор политэкономии, автор работ о международном и внутреннем положении Бурятии и Монголии. Награжден высшей государственной наградой Советской России – орденом Красного Знамени (1922) и МНР – орденом Красного Знамени (1931).
Идея национальной государственности зародилась в умах бурятской интеллигенции еще в начале ХХ в. В 1917 г. возникли реальные условия для ее реализации. Однако большевики во главе с В.И. Лениным отвергали идею «культурно-национальной автономии» как буржуазную и вредную с точки зрения «пролетарского интернационализма». Видимо, по этой причине Бурнацком во главе с Э.-Д. Ринчино отнесся к победившей революции отрицательно. Но в связи с повсеместным переходом власти в руки Советов 17 марта 1918 г. Бурнацком провел частное совещание бурятских общественных деятелей, на котором приняли обращение «Ко всем бурят-монголам». В документе бурятские демократы признавали советскую власть при условии сохранения органов земского управления. Тем самым Бурнацком способствовал проявлению бурятской этничности в рамках политического проекта по становлению национальной автономии. И такая задача была решена Бурнацкомом во главе с Э.-Д. Ринчино, который видел главной задачей реализацию идеи этногосударства, стремясь к соединению бурятской этничности и государственности.
6 апреля 1920 г. по инициативе РКП(б) Учредительный съезд трудящихся Прибайкалья провозгласил на территории Забайкалья и российского Дальнего Востока создание независимой демократической Дальневосточной республики с капиталистическим укладом в экономике (столица – г. Верхнеудинск). В рамках нового государства была оформлена национальная государственность бурятского народа. В марте 1920 г. был образован Временный общебурятский национальный комитет, а в мае-июне в Верхнеудинске состоялся съезд представителей бурятского населения Хоринского, Селенгинского и Баргузинского аймаков Забайкальской области. Делегаты, ориентируясь на решения III-го Общенационального съезда монголо-бурят Забайкальской области и Иркутской губернии, провозгласили основой самоопределения достижение территориальной целостности всего бурятского народа в рамках национальной автономии и приняли решение о сохранении национальных административно-территориальных единиц. Органом исполнительной власти автономии стал Бурят-Монгольский народнореволюционный комитет.
Съезду предшествовала докладная записка Э.-Д. Ринчино по бурят-монгольскому вопросу в адрес заместителя Наркома по делам национальностей РСФСР А.З. Каменского, который подписал записку как уполномоченный трудящихся бурят-монголов Забайкальской области и сотрудник секции восточных народов Сибоблбюро. Он предлагал: «а) объединение всех бурят-монголов в одно целое и предоставление им областной автономии, присвоив исполнительному органу автономии права и функции губернских и областных исполкомов и ревкомов; б) высший исполнительный орган Бурят-Монголии подчиняется непосредственно центральному правительству через Нацком и имеет право сношений и представительства в Монголии, Тибете и других родственных буддийских странах по делам культурно-национальным, религиозным и экономическим; в) Совет депутатов автономии обладает правом законодательства по культурно-национальным и местным делам и правом внесения коррективов в законодательные акты центральной власти сообразно местным особенностям быта и жизни».
На пути национально-государственного строительства важнейшую роль сыграл принятый в апреле 1921 г. Основной Закон (Конституция) ДВР. В соответствии с его положениями территория, занятая бурятским населением (Агинский, Баргузинский, Хоринский и Чикойский аймаки), выделялась в Бурят-Монгольскую АО (БМАО). Общебурятская автономия была наделена широкими правами в сфере судопроизводства, административно-хозяйственной и культурно-национальной жизни. В мае 1921 г. по инициативе бурят-депутатов Учредительного собрания ДВР Бурятский народно-революционный комитет был упразднен и вместо него создано Временное областное управление БМАО ДВР. Тем самым на практике была реализована концепция национально-государственного строительства в границах только бурятского этноса в связи с образованием Бурят-Монгольской автономной области ДВР. Национальные демократы занимались строительством автономии более полутора лет – с марта 1920 по ноябрь 1921 г. На протяжении этого срока бурятские автономисты исходили из концепции построения автономии, выработанной еще в 1917 г. в ходе проведения общенациональных бурятских съездов. Наиболее четко основные положения национально-государственного строительства были сформулированы в решениях Верхнеудинского съезда представителей бурятского населения Хоринского, Селенгинского и Баргузинского аймаков (23 мая – 3 июня 1920 г.) и в Конституции ДВР. И в этом особая заслуга Э.-Д. Ринчино, который в своих публикациях рассмотрел актуальные вопросы бурятской автономии.
Как опытный политик Э.-Д. Ринчино к этому времени понял, что борьба за власть в России подходит к завершению, и что победа коммунистов в этой борьбе неизбежна. Вполне естественно, что он становится адептом Советской власти, строителем национального бурятского государства на новой основе. Именно он обосновал идею бурятской автономии в новых исторических условиях, связав их с интересами внешней политики Советской России и развитием мировой революции в странах Азии. «Инородческий вопрос в Сибири, – пишет он, – ввиду его специфических особенностей приобретает особо важное значение... С этой точки зрения особенное и чрезвычайно важное значение имеет возникновение революционной бури в Центральной Азии и на Дальнем Востоке...». Э.-Д. Ринчино подчеркивает, что для экспорта революции на Восток «немаловажное значение будет иметь то или иное разрешение инородческой проблемы в Сибири в качестве иллюстрации искренности заверений и политики Советской России...». В статье «Инородческий вопрос и задачи советского строительства в Сибири» Э.-Д. Ринчино излагает свою позицию в вопросе о политических формах бурятской автономии: «Прежде всего, следует... считаться с тем, как мыслят сами бурят-монгольские массы... устроение своей судьбы».
Конституция ДВР предоставила бурятам «право на широкое самоопределение. В компетенцию автономного управления входило: «1) распоряжение всем земельным фондом области; 2) местное бюджетное право, установление местных налогов, сборов, пошлин и повинностей, заключение займов; 3) организация народного хозяйства; 4) законодательство по народному просвещению; 5) организация местного национального суда...». Таким образом, юридическое оформление автономии позволило лидерам бурятского национального движения перейти от общих деклараций к постановке более конкретных задач, в том числе в экономической сфере.
При всей трагичности его судьбы, ибо революция, по словам Дантона, «пожирает своих детей», Э.-Д. Ринчино обласкан историей:
- издано и постоянно цитируется творческое наследие лидера революционно-демократического и национального-освободительного движения монгольских народов, частоте цитирования которого может позавидовать любой ученый (Элбек-Доржи Ринчино. Документы. Статьи. Письма. – 1994 г.; Элбек-Доржи Ринчино о Монголии / сост. Б.В. Базаров, Б.Д. Цыбиков, С.Б. Очиров – 1998 г.);
- в 2001 г. защищена докторская диссертация Л.Б. Жабаевой на тему «Э.-Д. Ринчино и формирование государственности монгольских народов в первой четверти XX в.»;
- 3 июля 2007 г. президент Республики Бурятия Л.В. Потапов подписал распоряжение Правительства Республики Бурятия №387-р об образовании оргкомитета по подготовке и проведению общереспубликанских мероприятий, посвящённых 120-летию Элбек-Доржи Ринчино;
- 13 мая 2008 г. в Институте монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН была проведена международная научная конференция «Бурятские национальные демократы и общественно-политическая мысль монгольских народов в ХХ в.», посвященная 120-летию со дня рождения Э.-Д.– Ринчино;
- в мае 2023 г. Государственный архив Республики Бурятия презентовал выставку «135 лет со дня рождения Элбек-Доржи Ринчино – видного общественно-политического деятеля и ученого (1888-1938)»;
- имя Э.-Д. Ринчино занимает достойное место в справочных изданиях по истории Монголии и монгольской революции 1921 г.
В начале сентября 1920 г. Э.-Д. Ринчино делегирован на I съезд угнетённых народов Востока в Баку. Съезд привлёк пристальное внимание руководителей Советской России, и в октябре 1920 г. состоялась встреча участников съезда в Политбюро ЦК РКП(б) с В.И. Лениным. Э.-Д. Ринчино вместе с Агваном Доржиевым были приглашены для обсуждения бурятского и монгольского вопросов. Он сделал доклад на заседании Политбюро ЦК РКП(б), в котором высказал доводы в пользу предоставления национальной государственности бурятскому народу, а также представил В.И. Ленину две докладных записки: «Инородческий вопрос и задачи советского строительства в Сибири» и «Условия постановки и задачи революционной работы на Дальнем Востоке». После этой встречи В.И. Ленин подготовил проект постановления Политбюро ЦК РКП(б) «О задачах РКП(б) в местностях, населенных восточными народами», принятого 14 октября 1920 г. Этот документ подчеркивал необходимость «проведения в жизни автономии в соответствующих конкретным условиям формах для тех восточных национальностей, которые не имеют ещё автономных учреждений, в первую голову для калмыков и бурят-монголов». Это встреча стала решающей для Э.-Д. Ринчино, который в течение 1921-1925 гг. в Монголии смог в полной мере реализовать свои идеи в деле национально-государственного строительства.
30 мая 1923 г. постановлением ЦИК СССР автономные области бурят-монголов объединены в Бурят-Монгольскую АССР, в рамках которой буряты получили право на реализацию национально-культурной автономии в составе РСФСР, к чему немалые усилия приложил Э.-Д. Ринчино.
Конечно, благодарные потомки должны увековечить помять революционера и ученого, назвав его именем одну из улиц или площадей столицы Бурятии и установить на ней памятник Э.-Д. Ринчино. Пока же таким памятником можно считать славный юбилей нашей республики.
Л.В. Курас, доктор исторических наук,
профессор, главный научный сотрудник ИМБТ СО РАН