30 ЛЕТ НАЗАД, 22 ФЕВРАЛЯ 1994 ГОДА, сессия Верховного Совета Республики Бурятия двенадцатого созыва приняла Конституцию Республики Бурятия.
За Основной закон республики после его постатейного обсуждения проголосовали 136 депутатов Верховного Совета. Что предшествовало этому большому событию? В чем уникальность Конституции Республики Бурятия? Об этом мы говорим с Петром Степановичем Мордовским, председателем Комитета Народного Хурала Республики Бурятия по государственному устройству, местному самоуправлению, законности и вопросам государственной службы.
Мы — Республика Бурятия
— Петр Степанович, а времято какое было? Очень непростое, согласитесь. Новая Конституция принималась на фоне сложного политического и экономического кризиса. В стране все менялось. Давайте напомним нашим читателям, что происходило в стране.
— В 1990–1991 х начался распад СССР. Союзные республики по очереди начали заявлять о своем суверенитете. 12 июня 1990 года Съезд народных депутатов принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. В ней впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов, включая принцип разделения ветвей власти.
8 октября 1990 года Верховным Советом Бурятской АССР была принята Декларация о государственном суверенитете Бурятской Советской Социалистической Республики. В ней подчеркивалось верховенство закона, равенство перед законом всех граждан, провозглашалась территориальная неприкосновенность, самостоятельность в решении экономических вопросов, серьезное внимание уделялось экологической безопасности, национально-культурному развитию народа Бурятии. То есть мы отказались от статуса автономии и провозгласили государственный суверенитет. Был повышен статус республики до уровня союзной с новым названием «Республика Бурятия», которая стала субъектом союзной федерации — Союза ССР. 27 марта 1992 года Верховный Совет Республики Бурятия принял закон о переименовании Бурятской ССР в Республику Бурятия. 21 апреля 1992 года новое название было утверждено Съездом народных депутатов России.
Работа над проектом новой Конституции Республики Бурятия началась буквально с первых дней работы парламента — Верховного Совета Бурятской АССР двенадцатого созыва. Уже на второй сессии Верховного Совета двенадцатого созыва была избрана Конституционная комиссия в составе 29 депутатов. Председателем Комиссии избран Председатель Верховного Совета Сергей Николаевич Булдаев, заместителем — Виктор Васильевич Саржан, первый заместитель Председателя Верховного Совета. Решение всех организационных вопросов, в том числе подготовка проекта новой Конституции, были возложены на Комитет по законодательству, законности и правопорядку, который возглавлял Герман Корнилович Языков.
Главной задачей Конституционной комиссии было из имеющихся нескольких вариантов Конституции республики подготовить один и вынести его на рассмотрение Верховного Совета. Рассматривался постатейный материал, обсуждались предложения, касающиеся символики республики, ее государственных атрибутов, проекты законов, имеющих непосредственное отношение к будущей Конституции: «О Президенте», «О Народном Хурале» и другие.
— В ходе работы Верховного Совета постоянно шло совершенствование действующей Конституции. Вносились поправки, дополнения. А кто предложил Верховный Совет назвать Народным Хуралом?
— Насколько мне известно, в работе Конституционной комиссии принимали участие не только ее члены, но и весь депутатский корпус, принимали участие представители Совета Министров республики: Управляющий делами Виктор Потехин и заведующий отделом Куприян Бахрунов. Когда работали над структурой будущего парламента республики, Куприян Ильич предложил изменить название законодательного органа республики. Вместо Верховного Совета назвать Народным Хуралом, что вполне подходило для нашей национальной республики. Предложение, как утверждают очевидцы, нашло поддержку. Добавлю, что в ходе всенародного обсуждения проекта Основного закона поступило более тысячи предложений и замечаний, отражавших различные подходы к его отдельным положениям.
Меняем Верховный Совет на Народный Хурал
— И вот 22 февраля 1994 года в результате постатейного обсуждения проекта новой Конституции сессия Верховного Совета двенадцатого созыва приняла новую Конституцию Республики Бурятия, которая основывалась на принципах…?
— Прежде всего на ценностях демократии, принципе разделения властей, на прочных гарантиях прав и свобод граждан. Она была нацелена на стимулирование рыночных отношений и закрепляла равенство всех форм собственности. Конституция закрепила кардинальные изменения общественного и государственного строя республики — Республика Бурятия стала президентской республикой. И главное — новая Конституция определила источником власти весь многонациональный народ, то есть всех граждан Бурятии. Консти-туция стала основополагающим документом в деле национально-государственного строительства, создала правовую базу для подготовки и избрания Президента Республики Бурятия. Преемником Верховного Совета по законодательным функциям в Республике Бурятия стал Народный Хурал Республики Бурятия. Первые выборы в Народный Хурал Республики Бурятия состоялись летом 1994 года.
— Давайте вспомним имена тех, кто принимал активное участие в процессе подготовки и обсуждения проекта новой Конституции.
— Самое активное участие принимали народные депутаты: Герман Корнилович Языков, Иосиф Терентьевич Павлов, Леонид Дашиевич Турбянов, Виктор Васильевич Саржан, Виктор Казанович Кукшинов, Павел Григорьевич Зильберман, Василий Васильевич Устинов и многие другие. Можно сказать, ни один депутат не остался в стороне от обсуждения важнейших проблем нашей государственности, вносили дельные предложения, работали в согласительных комиссиях.
В числе тех, кто активно принимал участие, были люди с большим опытом партийно-хозяйственной деятельности, в числе которых Н.М. Белоколодов, С.В. Калмыков, В.А. Бодров, Н.П. Быков, В.Б. Саганов, В.В. Устинов, А.Ф. Покацкий, В. И. Яковлев, В.О. Гейдебрехт, А.С. Коренев, К.П. Альцман, Н.И. Быков, Д.Т. Цыремпилов, Ц.Б. Батуев, B.C. Борисов, Р.Б. Гармаев. Серьезная работа на стадии подготовки проекта, его всестороннее обсуждение шло и в средствах массовой информации, на научно-практических конференциях, в трудовых коллективах. Возможно, поэтому Основной закон был отшлифован так, что стал столь долговечным и реально работающим. Кроме того, важно подчеркнуть, что к работе над Конституцией Республики Бурятия были привлечены большие профессионалы, такие как Председатель Верховного Совета республики С.Н. Булдаев, прокурор Республики Бурятия, кандидат юридических наук Б.Ц. Цыденжапов, прокурор Республики Бурятия А.Ф. Покацкий, директор Института прокуратуры Российской Федерации и Генеральный прокурор Российской Федерации, доктор юридических наук Ю.И. Скуратов, судья Конституционного Суда Российской Федерации, доктор юридических наук В.О. Лучин, Заместитель Председателя Комитета по безопасности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации первого созыва, доктор юридических наук С.С. Босхолов, заведующий кафедрой юридического факультета Иркутского государственного университета, кандидат юридических наук С.И. Шишкин. Это же какие большие личности!
— Новая Конституция Республики Бурятия состояла из 11 глав и 122 статей. Сейчас количество их несколько изменилось в связи с принятыми изменениями и дополнениями.
— Время меняется, и, конечно, нужно делать необходимые корректировки. В Конституцию Республики Бурятия были внесены изменения в редакции Законов Республики Бурятия — 41 раз; Постановлений Конституционного собрания Республики Бурятия — 2 раза; на основании Решений Верховного Суда Республики Бурятия — 3 раза. Сейчас Конституция Республики Бурятия состоит из 11 глав и 113 статей.
— В последние годы какие новые изменения претерпела Конституция Республики Бурятия?
— В 2020 году по инициативе Президента Российской Федерации была проведена масштабная конституционная реформа: принят Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». Данные поправки затронули разные стороны устройства общественно-политической жизни, реализации прав и свобод, государственного и муниципального строительства. Иначе говоря, Президент и поддерживающее его большинство граждан констатировали качественный прогресс общества и государства, новые и важные черты российского миропорядка, придали ему конституционный облик.
Приведены в соответствие вопросы совместного ведения Российской Федерации и Республики Бурятия в статье 72 Конституции Российской Федерации в части сельского хозяйства, молодежной политики, обеспечения оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранения и укрепления общественного здоровья, создания условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью, защиты института брака как союза мужчины и женщины, создания условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях. В статье 95 Конституции Российской Федерации слова «член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» заменены словами «сенатор Российской Федерации». Для Главы Республики Бурятия установлено требование о постоянном проживании на территории страны, запрет открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
В новой редакции статьи 105 Конституции установлено, что органы местного самоуправления и органы государственной власти Республики Бурятия входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения. В 2021 году в соответствии со статьей 67.1 Конституции Российской Федерации статья 2 была дополнена частью 3, согласно которой дети — это важнейший приоритет государственной политики в Республике Бурятия. Создаются условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Согласитесь, что сейчас мы ощущаем, как развивается система образования Республики Бурятия, как много построено за последние годы детсадов и школ. Подобного не было за последние десять лет. И, между прочим, все это в рамках федерального нацио-нального проекта «Образование», инициированного нашим Президентом В. В. Путиным.
Отмечу дополнение к статьям законов, которые касаются гарантирования прав коренных малочисленных народов. Статья 4 дополнена частью 3, согласно которой в Республике Бурятия защищается культурная самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, проживающих на ее территории, гарантируется сохранение этнокультурного и языкового многообразия. В этой части делаем очень многое, чтобы не исчезла самобытная культура семейских — старообрядцев, эвенков, сойотов, чтобы она развивалась. Есть и другая прекрасная статья 42, которая была дополнена следующим содержанием: «Согласно Конституции Российской Федерации культура поддерживается и охраняется государством».
Выделю, что наша Конституция Республики Бурятия гарантирует адресную социальную поддержку граждан и индексацию социальных пособий и иных социальных выплат, общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
— В 2022 году, как помнится, были внесены изменения в Конституцию Республики Бурятия в связи с принятием Федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации». В чем их суть?
— Были внесены изменения в статью 5 Конституции Республики Бурятия, где уточняется, что система органов государственной власти Республики Бурятия работает по принципу организации публичной власти, предусмотренному федеральным законом. По-новому изложены статьи главы 4 Конституции Республики Бурятия «Глава Республики Бурятия», определяющие его статус как высшего должностного лица Республики Бурятия, характер и круг решаемых им публичных задач. Исключено ограничение на избрание на должность Главы Республики Бурятия более двух сроков подряд, но сохранен срок полномочий — 5 лет. Уточнена статья, где описаны ограничения, предусмотренные для Главы Республики Бурятия в сфере законодательства о противодействии коррупции. Также в новой редакции изложена статья, где уточнены полномочия Главы Республики Бурятия в отношении Правительства Республики Бурятия, органов местного самоуправления.
Актуализирован статус временно исполняющего обязанности Главы Республики Бурятия. Кроме того, законом скорректированы полномочия Правительства Республики Бурятия с учетом обновленных положений статьи 72 Конституции Российской Федерации. Так, среди прочего, полномочия высшего исполнительного органа государственной власти Республики Бурятия дополнены рядом новых задач в сфере здравоохранения, по закреплению мер по обеспечению государственных гарантий социальной защиты населения, по сохранению и развитию этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, проживающих на территории Республики Бурятия, их языков и культуры.
— Петр Степанович, Вы хорошо владеете юридическими терминами. Сказывается опыт работы в правоохранительных органах. Но для нашей редакции журнала «Мир Байкала» Вы так и останетесь в памяти главным защитником лесов от пожаов — это то, чем Вы занимались в должности заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия по вопросам безопасности. Непростой, но результативный этап в вашей жизни. А сами Вы родом из Кабанского района?
— Да, я родился в селе Никольск. И, как все мальчишки советского времени, прошел хорошую школу жизни, в которой было все: нас с детства приучали к тяжелому крестьянскому труду: и за скотом ходить, и дрова рубить, и печку топить, а в школе три раза в день полы мыть. А еще надо было добираться до школы на перекладных. Это все закалило, научило многому. После школы я учился на факультете механизации сельского хозяйства Бурятского сельскохозяйственного института. После обучения работал в совхозе села Шергино старшим инженером. Затем по направлению местного райкома комсомола поехал на Свердловские высшие курсы МВД СССР. Многие годы отданы работе в органах МВД. В 1995 году я был назначен заместителем начальника Отдела уголовного розыска Республики Бурятия, потом окончил Академию МВД Российской Федерации и возглавил Управление уголовного розыска. Вот так, если коротко. В 2017 году Глава Бурятии Алексей Самбуевич Цыденов назначил меня заместителем Председателя Правительства Республики Бурятия по вопросам безопасности. Как раз в этой должности я и курировал вопросы по борьбе с лесными пожарами.
— Я ведь неспроста разговор в эту сторону увела. Хочется напомнить всем, что именно в нашей Конституции Республики Бурятия, единственной в России, прописана законодательно статья 57 об обязанности каждого гражданина нашей республики сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к озеру Байкал и другим природным богатствам. Так ведь?
— Да, это так. На мой взгляд, эту статью Конституции надо с детских лет объяснять нашим детям, чтобы формировать у них культуру правосознания. Чтобы ребенок с детства понимал, что сорить и бросать бумажки возле реки или Байкала нельзя, что нельзя просто так разжигать костер в лесу, нельзя ворошить муравейники. Любовь к природным богатствам нашей красивейшей республики мы обязаны прививать с детства, и я намерен уже в качестве депутата Народного Хурала продолжать заниматься этим.
Мы 30 лет живем по новой Конституции Республики Бурятия. Она дала нам возможность жить стабильно, без политических и экономических передряг. Она нам дала возможность развиваться и двигаться вперед. Этот документ стал правовым фундаментом защиты гражданских прав и свобод каждого жителя Республики Бурятия. И за это мы обязаны сказать огромное спасибо своим коллегам-предшественникам.
Людмила Шишмарева