Туризм Бурятии создавали уникальные люди: озорные и увлеченные, вдумчивые и любознательные, стойкие и выносливые, целеустремленные и влюбленные в свой край.
Это о них можно сказать, что они — лучшие работники, которые больше других работают и больше других отдыхают. Это они помогают нам путешествовать, отдыхать, познавать и вновь обретать себя.
ПАМЯТЬ — ЭТО НЕ ТОЛЬКО СОХРАНЕНИЕ прошлого, но прежде всего забота о будущем. Краеведов неслучайно называют хранителями народной памяти. Как правило, это люди, которые не по должности, а по призванию занимаются изучением своего родного края, своего города или села. Они многое делают для сохранения нашего исторического и национального наследия, возвращая из забвения имена героев прошлых лет, повествуя о забытых и малоизвестных страницах истории родного края. Надо отдать должное нашим краеведам, возвращающим из забвения имена и события давних лет. В их первом ряду, без сомнения, стоят Раиса Андреевна Серебрякова, Анатолий Дамбаевич Жалсараев и Виктор Александрович Харитонов.
Раиса Андреевна Серебрякова (1932–2008) -
известный краевед, историк, экскурсовод, педагог и руководитель школьного и студенческого краеведения. Она стала легендой туристско-экскурсионного дела в Бурятии, была одним из организаторов городского Бюро путешествий и экскурсий, в котором проработала более 20 лет. Известна своей активной общественной деятельностью в области сохранения культурного наследия и воспитания молодежи в духе любви к родному краю.
Десять лет Раиса Андреевна стояла у руля Республиканского общества охраны памятников истории и культуры и очень многое сделала по сохранению памятников культуры и сбору средств на их реставрацию. Она была инициатором и автором 69 мемориальных знаков и досок, установленных на улицах Улан-Удэ в честь наших знаменитых земляков — героев Великой Отечественной войны, выдающихся деятелей искусства, литературы и науки.
Являясь одним из основоположников экскурсионного дела в Бурятии, она занималась подготовкой экскурсоводов и разработкой маршрутов по Бурятии, ее столице — городу Улан-Удэ, также по ряду российских городов. Она же была первым автором и составителем путеводителей по городу Улан-Удэ.
«Заряжающая энергией» — так в шутку и всерьез мы, ее друзья, говорили про Раису Андреевну. И на самом деле она, всегда находясь в движении и кипении многообразных дел, будоражила и вела за собой других, пользуясь заслуженным авторитетом и уважением коллег и жителей республики. Она была коммуникабельным, отзывчивым человеком, легко общалась с людьми, имела очень много друзей далеко за пределами республики.
Выросшая в семье учителей, она решила стать педагогом и поступила в БГПИ имени Доржи Базарова, после окончания была направлена на работу в Республиканскую детскую экскурсионно-туристскую станцию. И так получилось, что всю свою долгую жизнь посвятила туризму.
С 1957 г. Раиса Андреевна занималась краеведением и туризмом. Не одну сотню километров прошла вместе с учителями, студентами, школьниками по горам и долинам Бурятии, как инструктор спортивного туризма участвовала во всероссийских походах по Сибири, Уралу и Карелии. Не счесть проведенных ею экскурсий с гостями и жителями республики. Она была не просто участницей, а часто и организатором многих туристских слетов, конференций и выставок. А когда в 1971 году возглавила городское Бюро путешествий и экскурсий, фронт ее деятельности еще более расширился. Ведь бюро принимало ежегодно до 50 тысяч экскурсантов.
C1991 по 2001 г. она работала методистом в Городском дворце детского и юношеского творчества. Ко всему тому являлась активным членом клуба «Валентина» при библиотеке «Геликон» и Городского клуба интеллигенции, а также членом литературно-музыкального творческого объединения «Олимп» и постоянным участником интеллектуальных десантов «Диалоги о сокровенном», организуемых Центральной городской библиотекой им. Исая Калашникова.
Педагог и краевед Раиса Андреевна Серебрякова не только умело владела страстным и даже порою острым словом пропагандиста, но и была автором ряда книг, брошюр и статей. Добрая сотня статей и заметок на краеведческие темы были опубликованы ею на страницах местных газет. Благодаря ее интересным и познавательным рассказам читатели, слушатели и зрители узнавали о многих позабытых фактах из истории Улан-Удэ.
Режим ее рабочего дня был расписан буквально по часам: экскурсия по городу сменялась встречей с юными краеведами, а после визита в Музей истории города она спешила на телестудию, где журналисты готовились взять у нее очередное интервью по поводу юбилея столицы. А вечером мы слушали ее пылкую речь в защиту Байкала на очередном заседании «Олимпа». И так изо дня в день! Неслучайно ее неустанная кипучая деятельность на этом поприще была удостоена почетных званий «Заслуженный работник культуры РБ» и «Отличник народного просвещения России».
Анатолий Дамбаевич Жалсараев (1947–2017) -
несомненно, запоминающаяся личность в нашем краеведении. Кандидат исторических наук, общественный деятель, активнейший член Республиканского общества краеведов — он ко всему тому был еще замечательным популяризатором исторических знаний и, конечно же, знатоком и патриотом родного края.
Анатолий был весьма общительным, вся и всем интересующимся человеком. Благодаря ему, его поискам и находкам в архивах и библиотеках мы узнавали многие забытые и малоизвестные факты, события, персонажей из далекого прошлого Улан-Удэ и Бурятии.
Его страстное слово краеведа, свидетельствующее о любви к своей малой родине, всегда звучало так убедительно, что буквально завораживало самую разновозрастную аудиторию. Неслучайно, когда он работал в госаппарате республики, ему доверяли быть экскурсоводом у самых именитых и авторитетных, в том числе столичных и зарубежных, гостей республики.
Перу Анатолия принадлежат многие публикации в республиканских газетах, научных и краеведческих сборниках. Не раз он выступал с интересными передачами по местному радио и на телевидении. Но, пожалуй, самой главной его заслугой стало то, что свои многолетние исследования он успел обобщить и издать в двух больших книгах: «Время. События. Люди: хронологический перечень дат и фактов из истории этнической Бурятии (эпоха палеолита — 2010 год)» (Улан-Удэ, 2011) и «Верхнеудинская старина: очерки о жизни, быте и нравах горожан в XIX и XХ вв.» (Улан-Удэ, 2016) — в соавторстве с Б. Д. Жалсараевой.
«Нас более 400 тысяч. Мы разные: у нас разные национальности, разные взгляды на жизнь, разные интересы, разная политическая ориентация. Но нас объединяет одно — любовь к родному городу, желание сделать его лучше и краше. И помочь нам в это может его история, традиции и культура. Ведь история Улан-Удэ — это свидетельство того, что у нас и нашего города есть не только прошлое и настоящее, но и будущее», — такой своеобразный «анонс» Анатолий Дамбаевич и Баирма Дамбаевна Жалсараевы предпослали своей книге «Верхнеудинская старина», посвященной 350 летнему юбилею основания Улан-Удэ.
Почти 400 страничная, изобилующая фотоиллюстрациями книга знакомит нас с повседневной жизнью наших предшественников — жителей Верхнеудинска, с их занятиями и промыслами, традициями и обрядами, такими, какими они были два столетия назад. Интересны очерки о том, как горожане отмечали праздники, как отдыхали «на лоне природы», как страдали и спасались от частых паводков и пожаров, как встречали приезжавших на гастроли артистов и именитых гостей.
Привлекли внимание читателей и зарисовки о первых кинотеатрах и музеях, первых мостах и первых пароходах на Селенге, о первых учебных заведениях и первой городской газете «Верхнеудинский листок», вышедшей в свет 12 января 1905 г.
Целый раздел посвящен форпосту православия в Бурятии — Одигитриевскому собору, а также Троицкой, Спасской, Вознесенской, Заудинской Михаило-Архангельской и другим, в том числе и ушедшим в забвение церквям. Немало места в книге отведено повествованию о первых фотографиях и фотографах, первых документальных киносъемках и кинолюбителях Верхнеудинска, первых международных автогонках через Верхнеудинск. Весьма любопытны сведения о пище и одежде горожан и, конечно же, о кулинарных рецептах из прошлого.
Безусловно, книга интересна не только знатокам старины, краеведам и историкам, но и всем тем, кто любит свой родной город, дорожит его репутацией, озабочен его имиджем. Нам есть что помнить, есть чем гордиться!
Виктор Александрович Харитонов (1967–2020)
занимает свое достойное место среди известных краеведов республики. Еще в школьные годы он заинтересовался историей, тем более что его родители и родной дед, несомненно, и сами были яркими, даровитыми личностями. В их доме часто собиралась не только учителя, но и представители почти всей местной немногочисленной интеллигенции. Интересовались прошлым, драматическими и славными страницами Новоселенгинска, музицировали, много читали. Домашняя библиотека Харитоновых насчитывала несколько сотен томов. Поэтому Виктор и его брат Михаил с юных лет слыли заядлыми книгочеями.
После окончания средней школы Виктор поступил в Иркутский университет и учился на гидролога, но окончил только четыре курса. Помешала прогрессирующая болезнь глаз. Помогла частично вернуть зрение операция, но с университетом пришлось расстаться. Он вернулся в родной Новоселенгинск и снова окунулся в мир краеведения, тесно связанный с декабристами — братьями Бестужевыми и Торсоном. И поэтому охотно принял приглашение на работу в появившийся музей декабристов. Тем более что тот создавался на базе школьного музея, в сборе материалов и артефактов для которого самое активное участие принимали учителя и школьники, в том числе Виктор, который тоже внес свою немалую лепту в пополнение музейного фонда.
Несколько лет, проведенные в ранге научного сотрудника Музея декабристов, были насыщены поисками и находками, а также запомнились поездками и посещениями подобных музеев, работой в архивах Москвы, Ленинграда, Казани, Томска, Иркутска, Читы. Оттуда он привозил для Новоселенгинского музея богатейший материал, которого не было в местных музеях и архивах.
Незаурядный, способный человек всегда выделяется своим поведением, иногда даже своим обликом в среде «стандартных» личностей. Наверное, именно таким и был Виктор Харитонов. Он был «живописен» во всем. В манере говорить, в ребячливости, даже во всей своей внешности (он, возможно, специально отрастил бородку, чтобы казаться старше и солидней!).
Ни одно общественное мероприятие — будь то краеведческое сборище или форум журналистов, конференция маститых ученых или же слет юных путешественников и следопытов, не обходилось без его участия. Он без приглашения, как метеор, рвался на трибуну и запальчиво говорил о наболевшем и злободневном, не забывая высказаться на любимую краеведческую тему. А на YouTube канале туристского информационного центра «Байкал», где он вел познавательно-информационную программу «Байки из подвала», он открывал зрителям малоизвестные страницы истории края.
Он много писал и его охотно печатали республиканские газеты. Многие его материалы были весьма интересными, ибо описывали разные события, охватывали разные темы и далекие, порою забытые или полузабытые времена и имена. С ним было легко и приятно, а главное — интересно и полезно общаться. Он знал массу историй и людей, обладал широкой эрудицией и, конечно, был замечательным рассказчиком. Неслучайно та же Раиса Андреевна Серебрякова нередко приглашала его в качестве гида-экскурсовода, когда в Улан-Удэ приезжали важные столичные или заморские гости или же туристы из ближнего и дальнего зарубежья.
У Виктора всегда была куча идей, замыслов, которые ему хотелось реализовать. Он подумывал о том, чтобы издать свою книгу, куда бы было можно включить все его самые интересные краеведческие статьи и очерки. Но ни издателей, ни спонсоров, увы, так и не нашлось.
В архиве остались фотографии, на которых запечатлены многие мои товарищи и коллеги, занимавшиеся краелогией. Удивительную власть над нами порой имеют они. Вырывая из стремительной и полноводной реки забвения события и лица, они оживляют нашу память, заставляют вспоминать тех летописцев, которые свою жизнь посвятили краеведению. И в этой славной когорте в одном из первых рядов стоят Раиса Серебрякова, Анатолий Жалсараев и Виктор Харитонов.