В этом году Народный Хурал Республики Бурятия отмечает 30 лет со дня основания. Республиканский парламент начал свою деятельность в период серьезных перемен в общественной и политической жизни страны.
В это время формировалась новая система российской государственности. За три десятилетия работы парламент Бурятии прошел несколько этапов развития. Каждый новый созыв совершенствовал нормативно-правовую базу, укрепляя экономический потенциал и повышая социальную защищенность населения Бурятии. Как начиналась история Народного Хурала и как складывались законодательные основы Республики Бурятия — в материале нашего журнала.
ПЕРВЫМ БЫТЬ НЕПРОСТО
Народный Хурал Республики Бурятия был создан в соответствии с новой Конституцией как правопреемник Верховного Совета Бурятской АССР. Первое заседание Народного Хурала Республики Бурятия — высшего и единственного постоянно действующего законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Бурятия состоялось 19 июля 1994 года.
Выборы в Народный Хурал первого созыва отображали политические реалии того времени. Предвыборная борьба шла только по одномандатным округам и оказалась очень напряженной. На 65 мест в парламенте претендовало 392 кандидата, из которых 154 были выдвинуты избирательными объединениями. К слову, избирательные округа «нарезались» так, чтобы в законодательном органе были представлены все районы. В результате двух туров в Народный Хурал были избраны директора предприятий и организаций, представители здравоохранения и образования, работники сельского хозяйства и руководители районов. Каждый из них внес свой заметный вклад в законотворческую деятельность.
19 июля 1994 года открылась первая сессия республиканского парламента. Была образована мандатная комиссия и 5 комитетов. Председателем Народного Хурала стал Михаил Иннокентьевич Семенов, за плечами которого был огромный опыт руководящей работы. Его отличали самостоятельность, независимость в суждениях и принципиальность, взвешенный подход в принятии решений. Заместителем стал Александр Дмитриевич Карнышев.
Первым быть всегда непросто, тем более, когда закрывались заводы, бюджетникам не платили заработную плату, и на этом фоне росла социальная напряженность. Депутатам парламента важно было добиться политической стабильности в республике, консолидации усилий всех ветвей власти и всех общественных структур. И они смогли достичь этого. Благодаря активной работе народных избранников первого созыва были заложены основы государственности современной Бурятии, создан прочный правовой фундамент для дальнейшего развития республики.
В ПЕРВОМ СОЗЫВЕ НАРОДНЫЙ ХУРАЛ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ПРИНЯЛ 139 РЕГИОНАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ.
ОКАЗАТЬ ПОМОЩЬ ВОВРЕМЯ
1998–2002 гг. В 1998 году состоялись выборы Президента и депутатов Народного Хурала Республики Бурятия второго созыва. В республиканский парламент выдвинулись 382 кандидата. Большинство депутатов избрались повторно.
На первой организационной сессии Народного Хурала Республики Бурятия второго созыва Председателем Народного Хурала был вновь избран Михаил Иннокентьевич Семенов, его заместителем — Виктор Вавилович Измайлов. На этой же сессии Народного Хурала произошли изменения структуры республиканского парламента. Депутаты приняли решение реорганизовать Комитет Народного Хурала Республики Бурятия по экономической политике в промышленном, аграрном секторе, использованию природных ресурсов, экологии и торговле и образовать на его основе два новых комитета.
Следует подчеркнуть, что если депутаты первого созыва в основном занимались урегулированием государственного устройства, то депутаты Народного Хурала Республики Бурятия второго созыва — вопросами совершенствования бюджетного устройства, развития налоговой системы, экономической политики Республики Бурятия. На долю депутатов второго созыва выпало немало испытаний, самое тяжелое — экономический кризис 1998 года.
Народным избранникам необходимо было решать на законодательном уровне вопросы с задержками заработной платы и пенсий. Наступил кризис и в сельскохозяйственном секторе. Для поддержки сельхозпроизводителей на законодательном уровне введены субсидии на приобретение техники для возмещения до 30 процентов затрат. Оказывали помощь и Буркоопсоюзу для поддержания сельских магазинов, в которых люди могли покупать самые необходимые продукты. Народные избранники также добились дотаций на произведенное молоко, ГСМ, удобрения, элитные семена и племенное животноводство. По воспоминаниям Абрама Леоновича Ефимова, председателя Комитета по земельным вопросам, аграрной политике и потребительскому рынку, главной задачей для Народного Хурала было сохранить фермы, ведь они для маленьких сел — почти градообразующие предприятия. Именно благодаря дотациям республика смогла сохранить Боргойское племенное хозяйство.
В 1999 году были внесены изменения в законодательство о выборах, касавшиеся определения избирательных округов.
Для выработки согласованных рекомендаций и законодательных инициатив по инициативе Народного Хурала второго созыва были созданы Ассоциация парламентов Республики Бурятия, Агинского и Усть-Ордынского Бурятских автономных округов, Совет представительных органов местного самоуправления.
ВО ВТОРОМ СОЗЫВЕ НАРОДНЫЙ ХУРАЛ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ПРИНЯЛ 251 РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЗАКОН.
РЕФОРМЫ ВО БЛАГО
В 2002 году состоялись выборы Президента и депутатов Народного Хурала Республики Бурятия третьего созыва. Были образованы фракции партий «ЕДИНАЯ РОССИЯ» и СПС. Чуть позднее была создана третья фракция «Север», объединившая депутатов из северных районов республики.
На первой организационной сессии Народного Хурала, состоявшейся 24 июля 2002 года, Председателем Народного Хурала был избран Александр Гомбоевич Лубсанов, его заместителем — Иван Игнатович Калашников, а с 26 июня 2003 года введена вторая должность заместителя Председателя Народного Хурала Республики Бурятия, на которую была избрана Фаина Павловна Ботоева.
Депутаты утвердили структуру Народного Хурала Республики Бурятия, приняли решение образовать шесть комитетов и комиссию по мандатам и депутатской этике. Кроме того, были созданы рабочие органы: счетная комиссия, комиссия по контролю за использованием электронной системы голосования, комиссия по регламенту, секретариат.
В период деятельности третьего созыва начался переход от мажоритарной к смешанной системе выборов в органы законодательной власти субъектов Российской Федерации. После продолжительных дебатов в Конституцию Республики Бурятия были внесены изменения, в соответствии с которыми половина депутатов Народного Хурала будет избираться по одномандатным избирательным округам (один округ — один депутат), а другая половина депутатов — по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками.
В 2003 году началась общероссийская реформа местного самоуправления, в связи с чем депутаты третьего созыва в 2004 году приняли Закон «Об организации местного самоуправления в Республике Бурятия», а также Закон «Об установлении границ, образовании и наделении статусом муниципальных образований в Республике Бурятия».
Начался первый этап реформы местного самоуправления. Руководители районов, сельских и поселковых администраций, депутаты Народного Хурала принимали меры по нормализации сложившейся ситуации, прежде всего по обеспечению финансовых обязательств. В этих непростых условиях депутаты смогли создать необходимую нормативно-правовую базу. Впервые прошел I съезд депутатов всех уровней и научно-практическая конференция «МСУ — опыт и проблемы».
В ТРЕТЬЕМ СОЗЫВЕ НАРОДНЫЙ ХУРАЛ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ПРИНЯЛ 544 РЕСПУБЛИКАНСКИХ ЗАКОНА.
СТРЕМЛЕНИЕ К СТАБИЛЬНОСТИ
В 2007 году прошли выборы депутатов Народного Хурала Республики Бурятия четвертого созыва. Выборы впервые проводились по смешанной системе: половина депутатов (33 депутата) была избрана от одномандатных округов, другая (33 депутата) — от политических партий. Правом участия в выборах депутатов могли воспользоваться 14 региональных отделений общероссийских политических партий. По 33 одномандатным округам было выдвинуто 156 кандидатов. В результате выборов в Народный Хурал прошли политические партии: «ЕДИНАЯ РОССИЯ», «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ», КПРФ, ЛДПР.
На первой организационной сессии Народного Хурала Республики Бурятия четвертого созыва Председателем Народного Хурала избран Матвей Матвеевич Гершевич, его заместителями — Александр Степанович Коренев и Цыденжап Бимбаевич Батуев.
Деятельность депутатского корпуса в четвертом созыве была направлена на реализацию основных положений ежегодных Посланий Президента Российской Федерации, в которых определялся вектор развития страны на ближайшее время. В приоритете оставалась работа над совершенствованием законодательства Республики Бурятия, направленного на преодоление последствий экономического кризиса, создание инновационной экономики, социальную и правовую защиту граждан. В 2011 году были приняты Программы социально-экономического развития республики на 2011–2015 годы и на период до 2020 года. В качестве стратегической цели депутаты определили обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения на основе модернизации экономики и ее эффективности.
Принятию законов предшествовал кропотливый труд в профильных комитетах и рабочих органах. Проекты законов проходили тщательную экспертизу с учетом мнений всех сторон.
Продолжалась работа между парламентом и Правительством Республики Бурятия в соответствии с принципами разделения полномочий, невмешательства в компетенцию друг друга, взаимного уважения и доверия. В Народном Хурале четвертого созыва утвердилась практика рабочих встреч Главы Республики Бурятия с Председателем Народного Хурала, председателями комитетов, руководителями депутатских объединений в Народном Хурале. Законодательно была введена норма о представлении ежегодного отчета Главы Республики Бурятия о деятельности Правительства Республики Бурятия, в том числе по вопросам, поставленным Народным Хуралом.
В четвертом созыве Народного Хурала Республики Бурятия выросла техническая оснащенность, была внедрена электронная система голосования.
В ЧЕТВЕРТОМ СОЗЫВЕ НАРОДНЫМ ХУРАЛОМ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ПРИНЯТО 867 РЕСПУБЛИКАНСКИХ ЗАКОНОВ.
БОЛЬШИЕ ПЕРЕМЕНЫ
В 2013 году состоялись выборы депутатов Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва. Как и в 2007 году, они прошли по смешанной системе: половина депутатов (33 депутата) избрана от одномандатных округов, другая (33 депутата) — от политических партий.
На первой организационной сессии Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва Председателем Народного Хурала вновь был избран Матвей Матвеевич Гершевич, его заместителями — Владимир Анатольевич Павлов и Бато Цырендондокович Семенов. В апреле 2015 года на очередной одиннадцатой сессии республиканского парламента Матвей Матвеевич Гершевич сложил полномочия Председателя Народного Хурала Республики Бурятия. На очередной двенадцатой сессии депутаты избрали Председателем Народного Хурала Республики Бурятия Цырен-Даши Эрдынеевича Доржиева. Также приняли отставку заместителя Председателя Народного Хурала Бато Цырендондоковича Семенова. В сентябре 2015 года на очередной тринадцатой сессии парламента Республики Бурятия на пост заместителя Председателя Народного Хурала был избран Вячеслав Германович Ирильдеев.
Время работы депутатов пятого созыва совпало с важнейшими историческими событиями, произошедшими в масштабах страны: возвращение Крыма в состав России, проведение Зимней Олимпиады в Сочи. Депутатам Народного Хурала пятого созыва необходимо было искать механизмы перестройки нашей экономики и новые источники для ее роста в условиях санкций. Велась напряженная работа над законодательным обеспечением социально-экономического развития Республики Бурятия и над республиканским бюджетом. Важно, что при формировании главного финансового документа республики, несмотря на дефицит средств, удалось сохранить социальную ориентацию бюджета, обеспечить финансирование всех публичных обязательств. Большая заслуга депутатов в том, что удалось отстоять интересы муниципалитетов Бурятии: не просто сохранить, но и увеличить объемы безвозмездных дотаций из республиканского бюджета.
В пятом созыве депутаты Народного Хурала последовательно работали над улучшением инвестиционного климата республики, в том числе и через установление налоговых льгот для инвесторов. Были приняты законы, призванные обеспечить развитие экономики, повысить деловую активность людей.
В 2015 году страна отмечала 70 летие Победы в Великой Отечественной войне. Был разработан план мероприятий, в которых активно участвовали депутаты.
Принятый в пятом созыве новый республиканский Закон «О праздничных днях и памятных датах», включивший в себя значимые даты для нашей республики — День Республики Бурятия, День Конституции Республики Бурятия, религиозные и народные праздники, позволил с большим уважением относиться к истории Республики Бурятия.
Еще одно знаковое событие произошло в пятом созыве: депутаты приняли активное участие в Днях Республики Бурятия в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в начале 2018 года.
В ПЯТОМ СОЗЫВЕ НАРОДНЫЙ ХУРАЛ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ПРИНЯЛ 809 РЕСПУБЛИКАНСКИХ ЗАКОНОВ.
ДФО, ПАНДЕМИЯ, СВО
В 2018 году состоялись выборы депутатов Народного Хурала Республики Бурятия шестого созыва. По итогам выборов в республиканский парламент шестого созыва были сформированы четыре фракции партий: «ЕДИНАЯ РОССИЯ», КПРФ, «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ», ЛДПР. Депутатами проведена большая работа по приведению республиканского законодательства в соответствие с поправками в Конституцию Российской Федерации 2020 года.
На первой организационной сессии Народного Хурала Республики Бурятия шестого созыва, которая прошла 19 сентября 2018 года, Председателем Народного Хурала был избран Владимир Анатольевич Павлов. Высокое народное доверие Владимиру Анатольевичу оказывали его земляки из Бичурского района на протяжении многих лет, начиная со второго созыва Народного Хурала. Заместителями были избраны Цырен-Даши Эрдынеевич Доржиев и Баир Владимирович Жамбалов, который в 2020 году сложил полномочия, и заместителем Председателя Народного Хурала была избрана Татьяна Евгеньевна Мантатова.
Депутаты Народного Хурала продолжили работу по укреплению законодательной базы в тесном сотрудничестве с Правительством Республики Бурятия и Главой Республики Бурятия.
Знаковым моментом этого периода стал факт вхождения Бурятии в ноябре 2018 года в состав Дальневосточного федерального округа. С этого момента преференции, разработанные для опережающего развития дальневосточных субъектов России, распространились и на Бурятию. В 2019 году Народным Хуралом законодательно утверждена Стратегия социально-экономического развития Республики Бурятия до 2035 года. Этим важнейшим документом депутаты определили приоритеты развития республики.
Было расширено межпарламентское сотрудничество с Народным Хуралом Республики Калмыкия и Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), подписаны соглашения в рамках 25-летия Народного Хурала Республики Бурятия.
В начале 2020 года в России началось распространение новой коронавирусной инфекции COVID 19. Депутаты в короткие сроки выстроили свою работу в условиях пандемии. Народным Хуралом шестого созыва приняты законы для обеспечения мер по борьбе с распространением инфекции. Парламентарии работали в составе Республиканского оперативного штаба по решению вопросов, связанных с угрозой распространения коронавирусной инфекции, вырабатывали предложения по внесению необходимых изменений в нормативные правовые акты Республики Бурятия, в первую очередь в закон о республиканском бюджете. Медицинским учреждениям, семьям медперсонала, многодетным семьям и всем нуждающимся была оказана существенная финансовая и материальная поддержка. Кроме того, народные избранники на свои личные средства приобретали ИВЛ, медицинское оборудование и препараты, бактерицидные лампы, средства индивидуальной защиты и спецодежду. Отдельно отметим участие депутатов в Днях Республики Бурятия в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. По итогам данного мероприятия было принято постановление Совета Федерации «О государственной поддержке социально-экономического развития Республики Бурятия».
24 февраля 2022 года Президент России Владимир Владимирович Путин выступил с обращением к нации, в котором объявил о начале специальной военной операции. В связи с проведением СВО депутатами шестого созыва были приняты законы, устанавливающие дополнительные меры поддержки лиц, принимающих участие в СВО на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Херсонской и Запорожской областей и Украины, и членов их семей. Парламентарии оказывали финансовую помощь нашим землякам, участвующим в СВО, на своих округах поддерживали их семьи.
В ШЕСТОМ СОЗЫВЕ НАРОДНЫЙ ХУРАЛ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ПРИНЯЛ 639 РЕСПУБЛИКАНСКИХ ЗАКОНОВ.
НОВЫЕ ЗАДАЧИ
В 2023 году состоялись выборы депутатов Народного Хурала Республики Бурятия седьмого созыва. На первой организационной сессии Народного Хурала Республики Бурятия седьмого созыва Председателем Народного Хурала вновь был избран Владимир Анатольевич Павлов, заместителями — Баир Базарович Гармаев и Татьяна Евгеньевна Мантатова.
Депутаты седьмого созыва определили основные направления работы — увеличение собственных доходов республиканского бюджета; поддержка малого и среднего предпринимательства; выполнение социальных обязательств перед жителями республики; поддержка социально значимых отраслей, таких как образование, здравоохранение, культура, туризм и спорт. Большое внимание оказывается поддержке агропромышленного комплекса, сельским территориям и эффективному взаимодействию с органами местного самоуправления.
Продолжается работа по поддержке лиц, принимающих участие в СВО, и членов их семей.
Итоги законодательной деятельности Народного Хурала Республики Бурятия с июля 1994 года по май 2024 года
224 СЕССИИ ПРОВЕДЕНО
3404 ЗАКОНА ПРИНЯТО
30 летняя история Народного Хурала подтверждает важнейшую роль депутатского корпуса в формировании правовой основы для развития нашего общества. Все эти годы парламентарии совместно с региональным правительством, муниципальными образованиями, общественными институтами создавали условия для стабилизации и развития экономики, поддержки людей и бизнеса, реализации прорывных для страны и республики проектов. Принимали и совершенствовали законы, направленные на развитие местного самоуправления, государственного устройства, эффективной бюджетной политики.
Сегодня Народный Хурал Республики Бурятия под руководством Владимира Анатольевича Павлова по праву считается одним из самых эффективных и открытых региональных законодательных органов власти. Депутаты республиканского парламента — это люди, пользующиеся уважением и авторитетом у земляков, готовые работать на благо жителей республики и душой болеющие за судьбу своей родины. Благодаря их усилиям республика добивается значительных успехов в различных сферах, и мы можем с уверенностью смотреть в будущее.