В ДЕКАБРЕ 2022 ГОДА Народный Хурал РБ принял Закон «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Республике Бурятия».
Об актуальности подобного закона мы попросили рассказать депутатов бурятского парламента.
Председатель Комитета по экономической политике, природопользованию и экологии А. Г. Кушнарев:
– Работы над законом начались еще весной прошлого года, когда байкальский межрегиональный природоохранный прокурор Е. А. Макушенко была с визитом в Бурятии и рекомендовала ознакомиться и принять закон об экообразовании. Поэтому проект закона Республики Бурятия мы разрабатывали совместно с Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратурой в целях создания условий для развития экологического образования, просвещения и формирования экологической культуры в Республике Бурятия.
Вообще более 30 регионов России уже приняли аналогичный закон, в том числе наши соседи – Иркутская область и Забайкальский край. Мы внимательно изучили закон Забайкальского края и приняли его за основу. Но были противники этого закона, они мотивировали свое решение тем, что у нас уже есть Закон «Об охране окружающей среды» от 2005 года и что его можно дополнить разделом об экологическом образовании. На мой взгляд, это было несерьезно, неправильно, учитывая, что сейчас во всем мире и у нас, в России, направление «экология» очень бурно развивается, поэтому мы настаивали на том, чтобы отдельно был выделен Закон «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Республике Бурятия». С первой попытки у нас не получилось его принять, были замечания. Мы несколько раз проводили совещания, устраняли недочеты и в конечном итоге убедили всех, что закон надо принимать.
Основная цель была – выделить экологическую составляющую в воспитании и образовании. На данном этапе мероприятия будут финансироваться за счет республиканского бюджета по линии министерств. Закон не совсем четко разграничивает роль Министерства образования и Министерства культуры, тем не менее считаем, что этот закон даст толчок в воспитании экологической культуры человека, она у нас, к сожалению, еще низкая. Мы наблюдаем это постоянно и прежде всего в центральной экологической зоне, в зоне посещения туристов. По итогам конкурса сочинений школьников, который мы недавно провели, читая работы школьников, обнаружил, что наши дети тоже замечают и пишут про это.
Закон важный, необходимый, и надо дальше над ним работать, чтобы наполнить конкретным содержанием, в том числе и финансовым обеспечением. Для нас было важно принять закон, чтобы обозначить проблему. Начиная с дошкольного образования, нужно везде внедрять экологическое просвещение. А Министерство культуры также в своей деятельности должно акцентировать внимание на эти вопросы. К примеру, проводим фестиваль и на нем должен быть предусмотрен раздельный сбор мусора, чтобы участники фестиваля видели и понимали, что после них не должны оставаться горы мусора. Надо прививать культуру разными способами и методами, начиная с детского сада, с семьи, школы. Тогда у нас все получится.
Председатель Комитета по социальной политике И. В. Марковец:
– На сессии Народного Хурала я выступил с полной поддержкой данного законопроекта. Если мы хотим, чтобы отношение к природе в обществе поменялось, то этим надо заниматься с раннего детства. Это азы, которые мы все понимаем. Надо учить по-доброму, бережно и рационально относиться к тому месту, где ты живешь – к земле, воде, воздуху. Так было всегда у наших предков. В старину просто невозможно представить, чтобы кто-то проявил неуважение и плюнул в костер, просто так срубил дерево, разорил гнездо. Всегда было вежливое, внимательное отношение. Даже в советское время, когда шла активная индустриализация, везде строились заводы, но такой грязи, как сейчас в реках и водоемах, никогда не было. То же самое в отношении воздуха – такого смога, которым мы дышим в последние годы, не наблюдалось.
Причина, по которой это происходит, понятна, в целях экономии многие используют дешевое некачественное сырье, при этом не задумываясь, что мы уничтожаем сами себя, а не только природу. Сами дышим этим воздухом, дышат наши дети, то есть мы подрываем их здоровье и уничтожаем свое будущее. Тем более сейчас видим такую динамику развития цивилизации, когда все меняется невероятно быстро. Если раньше процессы могли проходить столетия, десятилетия, то сейчас это происходит за годы и месяцы. И если мы не изменим своего потребительского отношения, то уже следующее наше поколение может увидеть разруху той территории, того места, где живет.
Закон важен и необходим, это уже государственный масштаб. Его принятие означает, что каждый человек в нашей республике будет охвачен системной эколого-образовательной работой – в детском саду, школах, ссузах, вузах. Теперь нужны следующие шаги по разработке программ, мероприятий и т. д. – здесь уже необходимы финансовые вливания, которые надо изыскивать. Но я уверен, что эти вопросы будут решаться, тем более что большую роль в принятии закона сыграла поддержка Главы Бурятии. Главное, шаг сделан – закон должен работать!
Заместитель Председателя Народного Хурала РБ Т. Е. Мантатова:
– Закон направлен на создание условий развития экологического образования, просвещения и формирования экологической культуры в Бурятии, закрепляет полномочия органов власти в этой сфере. Создание необходимых условий позволит привлечь граждан, общественные и некоммерческие организации к участию в реализации мероприятий в области охраны окружающей среды. Помимо этого, принятие закона открывает возможности для непрерывного получения экологических знаний не только в системе начального – среднего – высшего образования, но и для охвата ими всех слоев населения.
Необходимо формировать у каждого человека на всех этапах жизни глубокие и прочные экологические знания, целостные представления о роли природы в жизни человека и общества, понимание экологической ситуации, необходимости и значимости рационального использования природных ресурсов, воспитывая в каждом личную ответственность за состояние окружающей среды.
Будучи членом Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, мы достаточно успешно реализовывали в России, в том числе и в Бурятии, социально-образовательный интерактивный проект для школьников «Экология в вопросах и ответах». Важно было замотивировать школьников и членов их семей на активное участие в действиях по улучшению окружающей среды. Кроме того, проект включал в себя целую серию эколого-просветительских мероприятий, в том числе экологические уроки в школах. Это было интересно не только ребятам, но и мне самой. Я поняла, как мало еще знаю о нашей природе, об экологической безопасности, о том, как очистить Байкальскую природную территорию от токсичного мусора, как вернуть чистоту и здоровье земле нашей.
Нельзя посчитать стоимость окружающей среды. Жизнь всего живого невозможно оценить привычными нам способами. Если бы люди поняли ужасное воздействие, которое оказывается на окружающую среду, или реально увидели количество животных, которые умирают от пластиковых пакетов, то практически каждый человек перешел бы на многоразовые сумки. И вот когда обо всем этом мы рассказывали на экоуроках школьникам, в их глазах появлялось не только удивление от приведенных фактов, они начинали задумываться и по-другому относиться к вопросам экологии. Разбудить в детях чувство бережного отношения к своей земле и родному краю, просвещать и образовывать их – это тоже призван Закон, который мы приняли в Народном Хурале. И надеюсь, что он будет работать.
Заместитель председателя Комитета по межрегиональным связям, национальным вопросам, молодежной политике, общественным и религиозным объединениям С. Д. Дорош:
– Экологическим образованием, считаю, надо заниматься не один раз в год, когда проводим день Байкала, а постоянно. Наше население Бурятии должно осознавать, что мы живем на Байкальской природной территории – уникальной, с точки зрения географии, и священной, с точки зрения культуры. И заниматься необходимо действительно с ранних лет. Своему сыну Тимофею, которому всего пять лет, я стараюсь объяснять, что сорить на природе нельзя, что мусор надо убирать за собой, что муравьев нельзя обижать. Как и других насекомых и зверей, Потому что все, что вокруг нас – надо беречь и ответственно ко всему относиться. Потому что лес, ручьи, наш Байкал – это все живое. И поэтому принятие Народным Хуралом Закона «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Республике Бурятия» это первый серьезный шаг, чтобы наконец мы начали осознанно выполнять экологическое законодательство, которое требует бережного отношения ко всей природе. А уж беречь священный Байкал нам, живущим здесь, сам бог велел.
Считаю, что одним из результатов экологического образования является развитие экологической культуры современных школьников и молодежи с опорой на исторические и культурные традиции, которое должно обеспечить познание природы во всей ее целостности, сознательное стремление к единению с ней, что в конечном счете предполагает воспитание бережного и ответственного отношения к окружающей социоприродной среде.
Новым ориентиром в поиске решения проблемы экологического образования и просвещения является опора на религиозные ценности населения, поскольку Байкальский регион уникален тем, что это место сосуществования религий буддизма, православия, каждая из которых в ходе исторического развития выработала свою систему ценностных установок к природе. Буддизм считается одной из экологических религий, в них первостепенное значение придается миру живой природы. Человек здесь не выделяется, не персонифицируется из природы, а рассматривается как ее органическая часть. Природа воспринимается как духовная ценность. Единство с природой переживается как полное слияние с окружающим его миром. В этой связи подрастающее поколение в Байкальском регионе с древнейших времен приучали благоговейно относиться к живым существам.
Населению Байкальского региона необходимо использовать правила и положения экологической этики буддизма как основополагающие принципы решения экологических проблем. Современный научный стиль мышления должен соотноситься с традициями взаимодействия человека и природы. Действительно, эти вопросы сегодня становятся не только важной педагогической категорией, но и главным национальным приоритетом, где синтез традиционной культуры и современного содержания образования способствует появлению нового образования – высокой экологической культуры.