ЧТОБЫ ТАМ НИ ГОВОРИЛИ о значимости новых профессий типа айтишников-программистов, веб-дизайнеров и блогеров, труд земледельца ценился и будет цениться превыше всего в России.
Люди, работающие на земле, всегда пользовались всеобщим уважением, и недаром их называли кормильцами страны. Плодами их труда ежедневно пользуется каждый человек, а сельскохозяйственное производство имеет огромное значение для благополучия и процветания нашей Родины.
Осознают ли это те, кто стоит на пороге определения профессии, кто собирается поступать в вуз и выбор делает не в пользу аграрных вузов? К сожалению, многие сейчас не хотят и не желают заниматься земледелием, считают, что это непрестижная работа. Даже стыдятся её, мол, труд на земле – занятие тяжелое, а ведь еще древние философы и учёные рассматривали труд земледельца как высокий долг человека.
О сущности вопроса
Но ежегодный мониторинг ценностных ориентаций современной молодежи, представленный в 2022 году Институтом изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, показал, что для подрастающего поколения ведущую роль играют материальные ценности, эмоциональный комфорт при невысоком уровне интереса к самообразованию и труду на земле. Контрольные цифры поступления в аграрный вуз региона также свидетельствуют о том, что сельскохозяйственные направления подготовки стали менее востребованы абитуриентами. При этом потребность в кадрах АПК в Бурятии достаточно высока (в настоящее время более 200 вакантных мест сельскохозяйственного профиля). Вот и Ресурсный эколого-биологический центр Республики Бурятия как ключевое учреждение, курирующее деятельность детских агрообъединений, в последние годы столкнулся с уменьшением количества учебно-опытных участков в школах республики, снижением качества учебноисследовательских работ школьников аграрного профиля.
Вопросы развития трудовых объединений школьников в Республике Бурятия стали темами для обсуждения на круглом столе в рамках форума «Дополнительное образование детей как инновационный ресурс Республики Бурятия» еще в 2018 году, а также на круглом столе «Социальное партнерство в развитии системы экологического воспитания в Республике Бурятия», проведенном на базе ГБУ ДО «Ресурсный эколого-биологический центр Республики Бурятия» в 2021 году. Разбираться в этом актуальном вопросе продолжили и депутаты Комитета по земельным вопросам, аграрной политике и потребительскому рынку Народного Хурала Республики Бурятия под председательством Дмитрия Швецова и его заместителя Сергея Пашинского в 2022 году. Люди они корнями сельские, так что хорошо знают, что такое сельский труд. Сначала было организовано выездное заседание профильного Комитета в Ресурсный эколого-биологический центр. Депутаты ознакомились с работой центра, осмотрели земельный участок, которым располагает РЭБЦу, что на нем выращивают, какие эксперименты проводят. Главный вывод поездки был коротко, но емко сформулирован председателем Комитета: «…детей с детства надо приучать работать на земле, на даче, в огороде. Это важно. Они должны знать цену труда. Поэтому развитие учебно-опытных участков в Бурятии является приоритетной задачей. Таким образом, мы прививаем любовь к земле и всему живому, и наверняка кто-то из тех, кто начал заниматься в РЭБЦу, в дальнейшем выберет аграрную специальность – станет агрономом, фермером, овощеводом».
Не терять корни свои
В мае прошлого года Комитет инициировал заседание круглого стола «О развитии агроэкологических объединений школьников Республики Бурятия в целях подготовки будущих кадров для агропромышленного комплекса». В обсуждении вопросов заседания приняли участие депутаты Народного Хурала Республики Бурятия, представители Министерства образования и науки Республики Бурятия, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия, образовательных организаций, реализующих общеразвивающие программы для школьников аграрной направленности, а также организации агропромышленного комплекса. Это был интересный и полезный разговор.
Все прекрасно понимают, что именно сельская школа – место создания реальных предпосылок для устойчивого развития сельских территорий, формирования крепкого кадрового потенциала для отрасли агропромышленного комплекса. Традиционно трудовые навыки всегда закладывались в период школьного обучения и состояли в деятельности учебно-производственных бригад, учебно-опытных (пришкольных) участков, школьных лесничеств, учебно-производственных комбинатов. Ранняя вовлеченность школьников в трудовую деятельность позволяет сформировать устойчивые навыки, которые и после окончания школы дадут возможность молодому человеку, специалисту расти быстрее в профессиональном плане, а также адаптироваться в условиях взрослой жизни.
В настоящее время в Республике Бурятия осуществляют деятельность 428 общеобразовательных организаций, из них 368 организаций (или 86,0 %) находятся в сельской местности с численностью обучающихся 74 387 школьников. А, следовательно, в этих сельских школах есть пришкольные (учебно-опытные) участки, где можно выращивать, кроме основных видов сельскохозяйственных культур, еще и арбузы, яблоки, вишню, малину, саженцы плодовых деревьев и даже обустраивать пасеки.
По данным мониторинга учебно-опытных участков за 2016 год, валовое производство картофеля на учебно-опытных участках республики составило 120 тонн. Это приличный урожай! Собирали: моркови – 14,4 тонны, свеклы – 13 тонн, капусты – более 35 тонн. В учебно-исследовательских работах было занято более 1 000 обучающихся, трудовым воспитанием охвачено более 10 000 школьников. Но в последние пять лет процесс этот затормозился, произошло значительное сокращение количества пришкольных участков, практически прекратилась исследовательская и проектная деятельность, уменьшились объемы производства продукции. Что случилось? Пропал интерес обучающихся и педагогов к работе на земле, стала низкой мотивация к ведению данного вида деятельности (отсутствие финансирования на оплату труда руководителей пришкольных участков, физический и моральный износ инвентаря, недостаток семенного и посадочного материала), а еще сдерживало развитие отсутствие нормативной документации на осуществление трудового воспитания школьников в летний период, не было возможности использовать продукцию пришкольных участков без соответствующей сертификации, жаловались педагоги. А при этом в ряде субъектов Российской Федерации, таких как Алтайский и Забайкальский края, Кемеровская область и других, сохранены и при поддержке региональных правительств активно развиваются трудовые объединения школьников аграрного направления, проводятся ежегодные слеты-конкурсы учебно-производственных бригад сельских школ.
Потенциал в республике высок
Сказать, что все катастрофически плохо, это неверно. В 2022 году в республике, по данным районных управлений образования, насчитывались 124 учебно-опытных (пришкольных) участка, 2 образовательных учреждения получили оборудование для работы агроклассов по Федеральной программе «Успех каждого ребенка» Национального проекта «Образование» (в Иволгинском и Тункинском районах). В отдельных школах Кабанского, Кяхтинского и Тункинского районов проводилась исследовательская работа.
Участники круглого стола в Народном Хурале как раз и обсуждали, как совершенствовать систему ранней профориентации детей и молодежи, направленной на развитие их интереса к профессиям агропромышленного комплекса и практическому участию в решении социальных проблем региона, какие есть перспективы деятельности образовательных организаций в реализации дополнительных общеобразовательных программ по агроэкологическому направлению, как внедрить наставничество в систему работы со школьниками, в том числе с одаренными детьми, в агроэкологической сфере деятельности. Все единогласно пришли к выводу, что для развития трудового воспитания школьников и дополнительного агроэкологического образования требуется продуктивное межведомственное сотрудничество учреждений образования, науки, предприятий агропромышленного комплекса и качественно новый уровень информационного сопровождения, необходимый для популяризации деятельности профессий аграрного сектора.
По итогам работы круглого стола была разработана дорожная карта и проект программы развития агроэкологических объединений школьников с их привязкой к сельскохозяйственным организациям, разработаны типовые формы локальных нормативных актов о трудовом аграрном воспитании, и проработаны вопросы сертификации продукции пришкольных участков. Мероприятия развития агроклассов поддержаны Главой региона Алексеем Цыденовым – в Бурятии сегодня сформировано 10 агроклассов в форме объединений дополнительного образования детей естественно-научной направленности.
Функционирование созданных агрообъединений школьников невозможно без серьезной методической поддержки, и она реализуется путем проведения обучающих республиканских научно-практических семинаров. Так, в феврале 2023 года состоялся первый семинар для руководителей агроклассов в Кабанском районе при поддержке и участии председателя аграрного Комитета Дмитрия Швецова. Были намечены основные векторы развития, определена специализация деятельности, особенности работы на учебно-опытных участках образовательных учреждений, вошедших в пилотный проект.
Готовим кадры смолоду
Комитет по земельным вопросам, аграрной политике и потребительскому рынку продолжает работать в этом направлении: в ноябре 2022 года депутаты вновь вернулись к этой теме и провели совещание «Об исполнении рекомендаций круглого стола на тему «О развитии агроэкологических объединений школьников Республики Бурятия в целях подготовки будущих кадров для агропромышленного комплекса». Итог совещания – Правительству Республики Бурятия рекомендовано утвердить региональную программу развития агроэкологических объединений школьников в Республике Бурятия; рассмотреть вопрос о дальнейшем финансировании мероприятий по развитию агроэкологических объединений школьников, улучшению их материально-технической базы. Совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия продолжить работу по расширению перечня агроэкологических объединений школьников, рассмотреть вопросы их специализации с учетом привязки к сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам; проводить на базе агроэкологических объединений школьников научно-исследовательскую работу, привлекать к ней школьников в целях повышения их заинтересованности в работе на учебно-опытных участках.
В апреле этого года депутаты Комитета провели еще одно рабочее совещание по вопросам государственной поддержки развития агроэкологических объединений школьников в Республике Бурятия. О текущем состоянии дел и работе агроклассов информировал присутствующих В.Н. Тимофеев, директор ГБУ ДО «Ресурсный эколого-биологический центр Республики Бурятия». О мерах поддержки агроэкологических объединений школьников доложили представители Министерства образования и науки Республики Бурятия, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия и Бурятской государственной сельскохозяйственной академии имени В.Р. Филиппова.
Еще раз было подчеркнуто, что деятельность агроклассов сегодня помогает в осознанном выборе профессий сельскохозяйственной направленности, так как образовательные программы агроклассов направлены на изучение технологий растениеводства и животноводства, основ агроэкологии, защиты и восстановления сельскохозяйственных земель. Методическое сопровождение реализации программ осуществляется Ресурсным эколого-биологическим центром, Бурятской ГСХА им. В.Р. Филиппова, Федеральным центром дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей. Россельхозбанком разработана специальная электронная платформа для «агроклассников», на которой будут размещены лучшие образовательные практики аграрного профиля. «Важно понимать, что лучшая профессия – не та, которая легко дается, а та, которая стимулирует к постоянной работе над собой и крепко запала в самое сердце еще в школе – там, где и должен начинаться осознанный выбор трудового пути. Агроклассы – не только необходимое звено подготовки школьников к труду в сельском хозяйстве, но и воспитание Человека труда – человека ответственного, смелого, уверенного в завтрашнем дне патриота своей Родины. Становление и развитие агроклассов как системы не может сложиться без четкого взаимодействия парламентариев Республики Бурятия с органами исполнительной власти, муниципалитетами, сельхозтоваропроизводителями и педагогами региона. И работа в этом направлении будет продолжаться», – подытожил председатель профильного Комитета Д.С. Швецов.
Мила Набасова