Северобайкальск готовится стать опорной точкой западного БАМа и лучшим местом для жизни – успешным, удобным и узнаваемым. Новую жизнь городу «подарил» мастер-план, который предусматривает реконструкцию аэропорта и причалов, модернизацию дорог и коммунальной инфраструктуры, строительство социальных объектов, технопарка и путепровода к берегу Байкала – в общей сложности 19 проектов. Грандиозная реновация охватит все районы города и выведет образ жизни местных жителей на качественно новый уровень.
Из Ленинграда на Байкал
Столица БАМа - именно так в народе называют Северобайкальск. Это самый крупный населенный пункт на Байкале, чья история тесно переплетена с легендарной всесоюзной стройкой Байкало-Амурской магистрали. По сравнению с Улан-Удэ, чей возраст от основания до наших дней более 300 лет, Северобайкальск можно считать молодым, весьма современным и никак не провинциальным. Вся жизнедеятельность «крутится» здесь вокруг железной дороги, ставшей по праву градообразующим фактором для города.
Еще каких-то 50 лет назад на месте города была тайга, где проживал коренной народ - эвенки. До данной местности можно было добраться только по Байкалу – летом по воде, а зимой по ледяной дороге. Все изменилось, когда советская власть приняла решение в этих местах строить БАМ. Первые поселенцы из комсомола прибыли в 1974 году и основали трудовой лагерь, а в 1980 году поселок получил статус города с названием Северобайкальск. Строили город ленинградцы, приехавшие из города на Неве и из Ленинградской области, поэтому в северном городке появился свой Ленинградский проспект. Многие поселенцы так и остались здесь, навсегда связав свою жизнь с городом, Байкалом и железной дорогой. Перспективные планы насчет Северобайкальска были далеко идущими, здесь планировалось строительство нескольких автозаводов и развитие целого промышленного центра, но этому не суждено было сбыться. Амбициозные планы «испарились» вместе с распадом Советского Союза.
Сегодня столица БАМа может обрести «второе дыхание» благодаря мастер-плану по развитию города. Решение о комплексной программе по повышению качества жизни в дальневосточных регионах было принято два года назад по поручению Президента страны Владимира Путина. Первый мастер-план утвердили в сентябре 2022 года для Петропавловска-Камчатского. В 2023 году рассмотрели мастер-планы Улан-Удэ, Читы, Южно-Сахалинска, Тынды и Северобайкальска. По заказу Фонда ДОМ.РФ и администрации города в марте 2022 года проектно-исследовательский центр «Картфонд» приступил к разработке мастер-плана Северобайкальска. Главная идея мастер-плана заключается в улучшении качества жизни населения, с одной стороны, и сохранении природного и культурного ландшафта Байкала, с другой. При разработке мастер-плана учитывались различные факторы, такие как демография, экология, экономика, культура и социальные потребности населения. Это позволяет создать сбалансированный и эффективный план развития города, который будет способствовать его устойчивому росту и процветанию. Важно отметить, что мастер-план разрабатывался при непосредственном участии жителей Северобайкальска, которые в ходе проектных сессий, опросов, рабочих встреч определяют проблемы и перспективы развития родного города. Сам проект позволяет привлечь средства федерального бюджета, чтобы комплексно решать проблемы развития города.
Масштабные проекты
Итак, как же будет выглядеть Северобайкальск через несколько лет? Развитие города предлагается осуществлять по трем ключевым направлениям: экономика и туризм; профессиональное образование; устранение инфраструктурных ограничений.
Основная идея мастер-плана – «вернуть Байкал городу». Потому как одна из главных городских проблем – отрезанность от Байкала. Сейчас у города, который стоит на берегу Байкала, нет прямого доступа к береговой линии, он отрезан от озера железной дорогой. Принято решение за два года провести строительство пешеходного путепровода с проспекта Ленинградский до Пляжного проезда протяженностью 600 метров. По плану займутся и самой железной дорогой. Северобайкальск должен стать опорным пунктом для «Российских железных дорог» и предприятий, которые занимаются добычей полезных ископаемых на полигоне Байкало-Амурской магистрали. Акцент в этом направлении логичен: на предприятиях ВСЖД работают около 4 тыс. человек – без малого треть работоспособного населения города. Еще около трети горожан занимаются предпринимательством и работают в связанных с железной дорогой отраслях. Их налоги составляют 60% доходов городского бюджета. Сумма сборов станет больше. По прогнозу, до 2030 года только на железной дороге будут созданы еще 800 рабочих мест. Так что БАМ по-прежнему определяет жизнь Северобайкальска.
Также одним из приоритетных направлений станет реконструкция аэропорта Нижнеангарска, который находится в десяти минутах от Северобайкальска. Это позволит удвоить его пропускную способность, расширить географию полетов и типы принимаемых воздушных судов, включая Ил-114, которыми будет оснащаться единая дальневосточная компания «Аврора». Запланированы капитальные ремонты автомобильного путепровода через железнодорожные пути по ул. Студенческая, причала по ул. Портовая и строительство базы муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Школа туристско-экологического образования» для секции «Парусный спорт» с корпусом, предназначенным для занятий детей. Будет осуществлен ремонт автомобильных дорог местного значения г. Северобайкальска и строительство учебного корпуса с крытым учебным полигоном для Северобайкальского подразделения учебного центра профессиональных квалификаций ОАО «РЖД».
В логику мастер-плана укладывается и начавшаяся реконструкция очистных сооружений, которую планируют завершить до 2025 года. Перспективный документ предполагает также замену 32 км сетей теплоснабжения и столько же – водопровода. Кроме того, планируется проложить 17 км новых сетей водоотведения. До декабря 2030 года предполагается перевести городские котельные на сжиженный природный газ. Проведут реконструкцию Тыйского водозабора. «Реализация мастер-плана будет иметь эффект для всей страны, как и проект строительства и расширения БАМа», – уверен глава города Олег Котов.
Центры городской жизни
Проектом, сочетающий широкий спектр доступных для среднего класса туристских услуг, стал горнолыжный комплекс «Мамонтовский». Уникальность комплекса состоит в его расположении в черте города. Местоположение дает возможность освоить туристский потенциал территории, связанной с развитием горнолыжного спорта, а также сочетанием на одной площадке зимних и летних видов спорта. Пропускная способность комплекса - около 500 чел. в день. Предварительно, проект создаст 68 новых рабочих мест. Развитие горнолыжного комплекса повысит доступность региона и увеличит турпоток, что положительно скажется на экономике северного региона Байкала, в том числе на развитии Северо-Байкальского района путем расширения емкости предоставления услуг по организации отдыха и оздоровления на термальных и минеральных источниках. В рамках реализации проекта предусматривается прокладка трассы по горнолыжным склонам разного уровня сложности, монтаж трех подъемников, устройство искусственного оснежения склона, монтаж обеспечивающей инфраструктуры, строительство административно-хозяйственного комплекса и строительство спортивного комплекса, состоящего из скалодрома, скейтпарка, крытого катка. Будет обустроен веревочный парк, организована инфраструктура для строительства двух кафе, созданы велотрассы и обзорные площадки.
В мастер-плане уделяется большое внимание благоустройству общественного пространства. Одно из таких - парк «Северное сияние Байкала». Название парка выбрано неслучайно – это способ обратить внимание на Северобайкальск. Город на северном берегу Байкала должен «засиять» на карте страны, стать заметным и привлечь в него туристов со всего света. Говоря об образе города, нельзя не упомянуть, что наиболее выигрышный вид на городскую застройку и окружение открывается с воды, когда белоснежные фасады жилых домов заливает лучами солнца, отчего город будто начинает светиться. Проект прибрежного парка призван создать городу достойное обрамление на краю озера Байкал. 2-й этап продолжает реализованные на 1-м этапе мероприятия по благоустройству прибрежного парка, пешеходные направления: тропа из деревянного настила с ограждениями ведет по Панорамной набережной вдоль побережья Байкала и позволяет наслаждаться видами на всем протяжении пути, а выделенная дорожка для велопрогулок позволяет облегчить маршрут. Узловой точкой пересечения всех пешеходных потоков становится площадка для встречи с Байкалом - входная зона в парк, въездная точка в город и место начала спуска по крутому рельефу прямо к побережью озера.
В Северобайкальске намерены построить кампус Бурятского многопрофильного техникума инновационных технологий и детский оздоровительный лагерь федерального уровня «Байкал». Руководство города отмечает, что образование - одна из отраслей, которая поможет удержать квалифицированные кадры в городе. Оно поможет как развитию малого сервисного бизнеса, ориентированного на обслуживание железной дороги, так и развитию экологического лагеря, который со временем может стать базовым для крупных столичных вузов.
По данным мастер-плана новый кампус техникума будет состоять из научно-образовательного лабораторного комплекса, студенческого общежития и технопарка с мастерскими. Это позволит увеличить число студентов на 70% - с 700 человек до 1200. Также здесь появятся 50 новых рабочих мест. Неподалеку построят новый оздоровительный детский лагерь федерального уровня. В нем будут созданы федеральный молодежный образовательный экоцентр «Город духа» и комплексная база проведения научных исследований Байкала. Лагерь рассчитан на 1600 отдыхающих и 70 новых рабочих мест.
Самобытность по-современному
Уделяется внимание и культурно-историческому аспекту жизни города. В мастер-плане представлена информация по капитальному ремонту в Северобайкальске Музея истории БАМ под открытым небом. Отметим, что музей «История БАМ», посвященный строительству Байкало-Амурской магистрали на севере Бурятии, был открыт в 1981 году. Основные разделы его экспозиции – это 240 единиц хранения по инженерно-геологическим изысканиям и проектированию БАМа в 1930-40-е годы, а также в послевоенный период активных работ, начиная с 1967 года. Кроме того, свыше двухсот единиц хранения рассказывают о строительстве тоннелей БАМ на севере Бурятии. Всего в музее 4934 единицы хранения, из них 1366 находятся в основном фонде. Экскурсии музея посвящены традиционному укладу северобайкальских эвенков, природным достопримечательностям здешних мест, а также самому Северобайкальску. Вскоре музей пополнится новой площадкой под открытым небом. Для него отведена территория на улице Космонавтов, возле Дома культуры «Байкал». Здесь будет разбит ландшафтный парк, в котором разместится техника, использовавшаяся при строительстве БАМа, бытовки для рабочих и другие экспонаты, рассказывающие о труде и быте первопроходцев легендарной магистрали. Отмечен и дизайн-проект новой библиотеки в национальном стиле - этнический центр бурятской культуры, строительство которого запланировано в микрорайоне Заречный.
Уже в 2024 году в Северобайкальске построят стадион «Строитель», площадки для накопления отходов с учетом установки мусороперегрузочной станции и завершат комплексное благоустройство парка «История Байкало-Амурской магистрали». В другой части Северобайкальска в начале апреля стартовало строительство детского сада, рассчитанного на 280 мест, в планах – построить общеобразовательную школу на 450 мест. Таким образом, оба объекта станут крупнейшими в городе. Также активно идут работы по капитальному ремонту автомобильных дорог города, благоустройству Ленинградского проспекта и городского пляжа.
Суммарная стоимость ключевых проектов – 29,5 млрд рублей. Развитие основных территорий и интегрированные районы к 2030 году позволят 90 процентам горожан жить в 15-минутной пешей доступности от повседневных благ, парков и скверов. Вероятно, что следующие 7 лет мы не раз услышим словосочетание «мастер-план Северобайкальска». Надеемся, что все планы реализуются, и город действительно преобразится. Хотелось бы верить, что на все хватит денег, энтузиазма и настойчивости, чтобы сделать столицу БАМа местом, где комфортно и приятно жить.
Татьяна Мункоева
Фото: 25городов.рф