ЯНТАРЬ – ТАКОЙ ЗАГАДОЧНЫЙ и завораживающий. Когда его держишь в руке, ощущаешь, какой долгий путь прошел этот желтый кристалл, изменяясь и трансформируясь из вязкой смолы.
Прежде чем стать благородным камнем, янтарь был сначала кровью дерева, а потом окаменел под лучами солнца. Не зря янтарь в жизни семейских занимает особое место. Их культура, как и сам этот камень, неповторимая, особенная, прошедшая долгий путь и завораживающая своей красотой. А старообрядческие поселения в нашей республике словно эти бусины, в которых время замерло, застыло для сохранения своей уникальности. Уже третий год подряд в Бурятии такие «янтарные драгоценности» отбирают на конкурс «Хранители отчих традиций» и среди них выделяют тех, кто много лет оберегает природную красоту и натуральную ценность. В этом году в конкурсе приняло участие 11 частных подворий и усадеб семейских, а также 6 сельских домов культуры: из Бичурского, Заиграевского, Кяхтинского, Мухоршибирского и Тарбагатайского районов.
Привечали, угощали
Каждая «янтарная драгоценность» в Бурятии спрятана далеко, словно в шкатулке. К одному из участников конкурса мы очень долго ехали по трассе, по лесу и даже плыли на пароме через реку Чикой. Так мы добирались до села Новодесятниково Кяхтинского района. Его история началась в 1814 году. Тогда три семьи старообрядцев-семейских из села Десятниково основали на правом берегу свое новое село и созвучно назвали «Новодесятниково». Четыре небольшие улочки, но одна другой краше. Издалека светятся свежевыкрашенные ставни и затейливые наличники. А возле усадьбы конкурсанта будто развернулась ярмарка. Все жители в ярких платьях встречали у ворот с угощениями и песнями. Хозяева дома – Ульяна Тарасовна и Павел Антонович Черепановы. Он — тракторист, она — доярка. Усадьба построена в 1938 году, как и полагается, по семейским традициям: из больших бревен, двор разделен на две зоны (чистую и грязную), есть амбар, баня, сарай и стайки для коров.
Всех гостей в первую очередь пригласили в амбар. И неспроста, он овеян настоящим вековым духом. Повыше от мышей, под потолок, подвешены мешки с зерном и подшитые валенки, стоит сундук ручной работы, на жёрдочках раскинуты телогрейки. В одном углу огорожен ларь для зерна, в другом углу висит старинный безмен для взвешивания продуктов и узда, сплетенная из сыромятного ремня. Ее хранят по сей день, хоть коней уже давно нет в хозяйстве. На гвоздике на балке красуется сито из бересты и конского волоса, которому уже более 70 лет. Сохранилась и старинная сельница для муки, сала и солений.
— Мы не стали ничего приукрашивать, как висит, как стоит – так и живем, все гвоздики и вещи на своих местах. Мы ставни только в доме поменяли, к сожалению, те совсем состарились. В этом доме жили мои дедушка с бабушкой, то есть мамины родители. Они сами его строили. Я в этом доме родилась, так и осталась. Баба с дедом меня вырастили. В доме на полу у нас до сих пор лежат половички, которые вязала бабушка. Мы сохранили и ее самовар угольный. Бережем, уже как реликвию, лопату для печи, ей более 100 лет, — рассказывает Ульяна Черепанова.
В избе тепло и уютно, в углу — иконы с веточкой вербы. Все пропитано такой доброй стариной, что даже в звуке скрипучей половицы слышится что-то особенное. На сундуке сушатся свежие головки лука, а рядом стоит комод, который давно советовали выкинуть, но хозяйка дома не позволяла. Когда она была маленькой, в этом комоде хранили белье, а на его крышке очень много лет воцарялось зеркало. Ульяна Тарасовна сама несколько раз покрывала его лаком, но время нещадно — ящики двигаются туго, да и ручек уже нет. Семья мечтает найти «рукастого» мастера, чтобы вдохнуть в эту бесценную вещь новую жизнь.
Экскурсия по усадьбе перекочевала в летнюю кухню. Там гостей и жюри конкурса ждали угощения. Во главе стола – ароматная «жареха» из свиной вырезки с луком и пышная «яишня» – яичная запеканка, жаренная на сале. В кругу стола – картошечка отварная, капусточка квашеная, огурчики малосольные, пирожки с капустой, рыбка речная обжаренная, хворост и огромные лепешки, которые пекут по размеру сковородки. Как говорит член Совета РОО «Общество культуры семейских» Елена Баранкина, угощения, приготовленные по старинным рецептам, обязательно оцениваются членами жюри.
— Некоторые участники выставляют такие старинные блюда, как «ботвинья» и «затирка». Ботвинья – это напиток, похожий на квас, затирка – молочный сладкий суп. Муку смешивают с яйцом, получаются шарики, потом их заваривают молоком. Могут добавлять туда масло сливочное, сахар. Каждый готовит по-разному, но всегда вкусно. Иногда затирку делают соленой и добавляют туда пережаренное сало, лук. Стряпня у всех семейских разнообразная: лепёшки, калачи, пирожки с луком, яйцом, черемухой, морковкой, хворост и халвичная жидкая паста, — отмечает Елена Васильевна.
Рукодельная сказка
Чтобы добраться до следующего конкурса, нам пришлось преодолеть непростой путь. Приехали мы на берег реки Хилок в сельское поселение Билютай, что в Бичурском районе. Здесь нас встречали не хозяева усадьбы, а сотрудники местного Дома культуры, причем не в учреждении, а на том самом месте, где проходят все сельские и семейские праздники – на площадке ТОСа «Околица».
Представление семейской культуры начали с народных песен и игр с использованием древнейших предметов быта: сковородника, хвата, коромысла и копорульки. На выставке «Сад и огород» сотрудники разыграли театрализованное представление на семейском диалекте и представили историю села. А далее мы попали в настоящую рукодельную сказку из вязаных игрушек, варежек, кругов-половиков, лоскутных изделий, ярких поясов, берестяных туесков и сундуков. Прямо на детской площадке для нас запустили в работу ткацкий стан и самопрялку. Все желающие могли на месте обучиться древнему мастерству. Однако нынешние билютайцы не только учат, но и сами постоянно учатся. С помощью книг они познают секреты ткачества и расшифровывают схемы старинных семейских поясов.
— Тех ткачих, которые ткали эти пояса, уже нет в живых. И в Интернете такого нет. Мы начали сами ночами с лупой расшифровывать эту методику и параллельно конспектировать. Вот пример свадебного пояса, его ткала Евдокия Леонтьевна Алексеевна, 1897 года рождения. Мы полностью нити списали и сделали схему на листе. Потом по этой схеме набираем пояса. Затем провели исследование поясов по другим деревням и поняли, что рисунки повторяются, но отличается ширина пояса — есть 8 сантиметров, есть 6 сантиметров, женский пояс более светлый или цветастый, с короткими кисточками. Мужской пояс по цвету сдержанный и кисти длиннее. Когда разбирались в этих тонкостях, то поняли, что в нашем Билютае есть уникальный пояс – он у Антонины Тихоновны, на нем есть сразу все рисунки семейских поясов. Потом нам подсказали, что это очень редкий экземпляр, самый сложный пояс для мастериц – «атлас», – рассказывает Вера Ефимова, методист по декоративно-прикладному искусству Билютайского дома культуры.
Билютайцы смогли восстановить и уникальный плечевой шов, соединяющий рукава с полочками на семейской рубахе. Его называют «игольная расшивка», или «игольное кружево». Считалось, что методика этого шва утеряна. Лишь благодаря ей рубахи служили долго, а рукава «ходили» подвижно и не расползались по шву. Сейчас рукодельницы восстановили секретный шифр и законспектировали его для передачи будущим поколениям. Члены жюри отметили весомый вклад билютайцев в возрождение семейской культуры.
— Вся одежда у семейских — обереговая. Она защищала от сглаза, от злого духа, от волков. Например, та же кичка напоминает храм: конусовидная форма тянется к небу и связывает с Богом, с Вселенной. С помощью кички женщины оберегали свои волосы, ведь это своеобразная защита и наша связь с миром. Поэтому женщина, как хранительница семейной энергии, снимала кичку только дома. Сейчас мы смотрим на костюмы, которые сохранили семейские — в них вышивка и крой всегда были связаны не просто с удобством ведения хозяйства, а еще с сохранением здоровья человека. Юбка в виде купола давала связь с землей. Поэтому раньше женщины могли родить по 16—19 детей и быть здоровыми. Завязки идут на завышенной талии, а не на животе, чтобы дышать животом свободно, насыщаться энергией. Когда я сама надеваю бабушкин сарафан, это невероятная энергетика, в нем будто не шагаешь, а летаешь, — рассказывает член жюри и кандидат экономических наук Татьяна Москаленко.
Далее наш путь лежал в село Бичура, в гости к семье Утенковых. Клара Емельяновна и Андрей Максимович представляли свою усадьбу, которой около 100 лет. На фасаде красуются два белых лебедя – символ вечной любви. Но рисунок достаточно свежий, ведь дом реставрировали. Более полувека назад он пережил пожар, из-за чего памятных вещей осталось немного. Глава семейства провожает к колодцу, который строил его отец. Спустя 80 лет у него до сих пор рабочий журавль. Хозяйка дома показывает спасенные из огня семейные иконы, хвастается старинной прялкой, которой по сей день пользуется. Клара Емельяновна — настоящая рукодельница, она вяжет, прядет и вышивает настенные ковры и иконы.
— У меня есть кому вязать! 5 детей, 15 внуков , 9 правнуков. Вязать в пять иголок меня мама научила, а остальное сама освоила. Детей много, а в 90-е годы туго жили. Носочки и свитера очень нужны тогда были. Один ковер я несколько месяцев вышиваю. Сколько ковров сделала – не считала, но много. Всем внукам и правнукам расшила точно. Работаю я ирисом, а за основу беру бязь. Сын у меня — художник, он карандашный рисунок делает, а я вышиваю, — делится Клара Утенкова.
Всех усадили за стол пить чай с домашними лепешками и хлебом из печи. За столом показалось, что время замедлилось и текло так же протяжно, как старорусская песня. Уезжать не хотелось. Но впереди была дорога в Улан-Удэ, и члены жюри уже обсуждали выезды к последним конкурсантам в Тарбагатайский район.
— Видно, когда люди напоказ вещи выставляют, и, наоборот, когда эти предметы настоящие, аутентичные, подлинные. И всегда заметно, когда их выставили как инсталляцию музейную, а у других это их постоянное пространство, в котором они живут. Пусть лучше не все причесано, не все гладко, зато чувствуется, что это натурально, что это привычная среда бытования и в ней есть жизнь. Что касается сельских домов культуры, мы оцениваем музейную составляющую: как у них сохраняются фонды, фонотека, фотоматериалы, видеоматериалы. Естественно, смотрим качество фольклорного материала, песни, обряды, игры. Также мы обозначили в конкурсе участие детей, их привлечение к культуре. И с этой точки зрения Никольский клуб переплюнул всех. Там столько было детей, и глаза у них у всех такие горящие. Видно, что не из-под палки выступают, а с неподдельным интересом, — отмечает Наталья Нестеренко, координатор конкурса и руководитель Координационного центра по культуре старообрядцев (семейских) ГАУК РБ «РЦНТ».
Дорога домой показалась быстрой. Столько ярких впечатлений от встреч с интересными людьми, настоящими хранителями отчих традиций. И пока они есть и сохраняют семейскую культуру, нам не надо бояться за свои корни.
Виктория Гарманова