Так и светлые люди, какой бы национальности они ни были, объединяются для больших добрых дел – возрождения святынь.
На фоне охровых сопок уже 280 лет стоит Тамчинский дацан на земле Бурятии, продуваемый степными ветрами, согреваемый жарким солнцем. Мантры разносятся по селу и водной глади Гусиного озера, приглашая на хурал всех, кто станет их невольным слушателем. История этого места велика и удивительна. Ее хранят каменные стены, деревянные столбы и даже соседние с дацаном сельские огороды и дома, некогда принадлежавшие старинному храмовому комплексу. 17 сентября Тамчинский дацан отметил юбилей, на котором побывал журналист«Мир Байкала».
Уникальная судьба
Мы выехали в Селенгинский район рано утром, чтобы посетить молебен-освящение «Рамнэй», с которого начался праздничный день. К 10 утра, когда добрались до Тамчинского дацана, там уже было несколько сотен прихожан, которые делали последние приготовления к юбилею, писали записки на хурал, молились, преисполняясь этой благоговейной и волнительной атмосферой.
…Люди все прибывали и прибывали, красные облачения монахов развевались на ветру, мелькали то здесь, то там, словно маковое поле. Мое внимание привлек один человек – во всем это суетном приготовлении, царившем за пределами главного храма, к праздничному концерту, борьбе бухэ-барилдаан, выставке он сидел на полу террасы и сосредоточенно вслушивался в чтение мантр.
Мы разговорились на пороге храма. Оказалось, что это знаменитый художник Сергей Носков, родившийся в Санкт-Петербурге. Долгие годы он жил в США, женился на американке, расписывал храмы в Индии и в Нью-Йорке, в 2014-м вернулся в Бурятию, здесь он учился в 90-е годы и уже два месяца живет рядом с Тамчинским дацаном – по приглашению ширээтэ ламы Солбона Аюшеева расписывает его.
– Понемногу расписываю хурдэ, подновил кое-где позолоту, преподнес дацану несколько танка, написанные в прошлые годы, – рассказывает Сергей. – Это был большой дацан, когда-то на месте моего огорода стоял тантрический дуган. У соседа в огороде – Майдари дуган, даже фундамент остался. Дома, в которых жили ламы, еще стоят.
Датой основания Тамчинского дацана называют 1741 год (изза пандемии в прошлом году не получилось отпраздновать юбилей). Рождение монастыря связано с именем императрицы Елизаветы, в год воцарения которой он и был заложен. Лояльное отношение Императорского дома к буддизму и признание его одной из традиционных религий на территории России возвело Елизавету Петровну в сан буддийского божества. И сегодня буддисты Бурятии поклоняются императрице – воплощению богини Белой Тары.
Безусловно, это был центр буддизма в России. И не только потому, что с 1809 по 1938 год здесь была резиденция Пандито Хамбо лам.
Тамчинский дацан был одним из первых бурятских дацанов и на протяжении десятилетий считался центром развития бурятской культуры. В его стенах развивалось буддийское искусство, ремесла, книгопечатание и медицина. Ежегодно сотни студентов проходили обучение на созданных при монастыре факультетах буддийских наук.
В настоящее время начался процесс осмысления реальной истории нашего края, неотделимой от деятельности дацанов. Тамчинский дацан – это не только памятник культового зодчества, это центр, где проходили знаковые для бурятского народа события. Он принимал в своих стенах почти всех знаменитых русских и отечественных ученых и путешественников, крупных учителей и ученых буддийского мира.
Отсюда отечественное востоковедение пополнялось коллекциями предметов буддийского культа, здесь хранились бесценные рукописи и ксилографы сочинений философов, медиков, астрономов и астрологов. Даже первый музей буддийского культа был открыт в Чите в 1899 году на средства и сборы лам и прихожан с благим намерением, что «послужит оно объединению единодушия востока и запада».
Тамчинский дацан переживал и нелучшие времена. В 1938-м его разорили, закрыли. Годы гонений на религию приостановили здесь жизнь: из 22 дуганов остались только два, от 1000 лам – десятки.
Покрытый легендами
Легенды так и витают над этим местом. К одним из них можно в буквальном смысле прикоснуться.
В главном трехэтажном храме дацана «Цогчен», что означает «дом всеобщего собрания», на колоннах можно увидеть следы от настилов. В годы репрессий здесь располагался лагерь для заключенных, строивших железную дорогу в Монголию. В другом дугане, по словам старожилов, размещалась птицефабрика, которая и кормила заключенных. Если подняться на самый верх, то можно увидеть, как прямая линия железнодорожных путей ведет прямо в центральные ворота дацана, а потом резко сворачивает. Его должны были взорвать, навсегда стерев с лица земли, но опять же высшие силы не допустили этого. В декабре 1940 года Советская власть приняла решение сделать в дацане филиал Антирелигиозного музея, но планы не воплотились в жизнь.
Кстати, каменный главный храм строился с 1858 по 1870 год, по сведениям ученых, «мастера были местные, буряты, под руководством русского мастера Воронина, мещанина г. Селенгинска».
– Здесь видно влияние русского зодчества, использовались приемы, нехарактерные для нашей культуры. Например, веранда, терраса, – рассказывает Игорь Доржиев, художник Русского драмтеатра, повстречавшийся мне в этот день на тамчинской земле. – На самом деле это большая удача – побывать здесь. Я во многих местах бываю, но тут по-другому осознаешь, насколько это историческое место. Это подарок судьбы, что ты можешь прикасаться к камню, к которому прикасался Хамбо лама Этигэлов и другие, на Львином троне восседали 14 Пандито Хамбо лам, где монахи достигали такого уровня просветления.
– Если проникнуться историей, красотой, этой жизнеутверждающей идеологией, аурой дацана, то можно многое понять и переосмыслить, возможно, и обрести душевное спокойствие. Многие говорят, что у дацана совершенно другая аура, потому что эти места намоленные. А мы знаем, что энергия никуда не уходит, она не растворяется, и, приехав в наш дацан, вы можете унести частичку этой энергии с собой, – говорит Солбон лама.
На территории дацана установлен легендарный Алтансэргэ («золотая коновязь») – древний археологический памятник «оленный камень», насчитывающий более чем 3300-летнюю историю. В годы разрушения дацана он исчез, и только в 1990-х местные школьники в фундаменте одного из зданий обнаружили обломок. Все фрагменты стелы были найдены и отреставрированы специалистами.
По поверью, недоступные человеческому глазу бурханы на невидимых конях собирались на церемонию «Цам» в дацан и привязывали своих лошадей к «золотой коновязи». В дни проведения мистерии утром ламы выводили коня желтой или золотистой масти, украшали его, привязывали к священному камню и не кормили, чтобы конь своим ржанием «оповещал» божеств и весь народ, что пора собираться на «Цам».
Поспешим и мы на мистерию «Цам», которая началась после молебна ближе к полудню.
Мистерия «Цам»
Годы гонений сделали свое дело, почти 80 лет он не проводился, его пришлось восстанавливать по крупицам: с помощью знаний, передававшихся от лам к ламам, книг, записей ученых и даже фрагментов документального фильма, куда вошли кадры мистерии, режиссера Всеволода Пудовкина «Потомок Чингисхана», что снимался здесь в 1928 году. И в 90-е, нулевые годы в дацане стали проводить этот грандиозный и красивейший обряд, правда гораздо реже. Последний был около десяти лет назад.
В Тамчинском дацане весьма строго соблюдается традиция проведения хурала «Цама докшитов» – хранителей веры в гневном воплощении. И посвящен он владыке смерти – Чойжал сахюусан с головой быка, что должен принять жертву, разрубить ее. Но предваряют его приход другие божества буддийского пантеона.
МИСТЕРИЯ «ЦАМ» – ТРАДИЦИОННЫЙ БУДДИЙСКИЙ РИТУАЛ, КОТОРЫЙ ИМЕЕТ СОКРОВЕННЫЙ РЕЛИГИОЗНЫЙ СМЫСЛ. ДО 30-Х ГОДОВ 19 ВЕКА В ТАМЧИНСКОМ ДАЦАНЕ ОН ПРОВОДИЛСЯ РАЗ В ГОД.
– Все присутствующие получат высшее благословение божеств по устранению препятствий в своей жизни, по привлечению благой энергии. Мистерия «Цам» – это сокровенный тайный ритуал, поэтому важно не относиться к нему как к театрализованному действию. Во время «Цама» божество нисходит на землю и незримо присутствует между нами, – настраивал лама верующих перед началом. И перед появлением каждого божества объяснял, кого мы видим, что у него в руках и что символизирует его танец.
Первыми появились священные животные олень и буйвол, у них в руках были меч и габала. Мистическим мечом они отсекли весь присутствующий в пространстве негатив, очистили его и подготовили для выхода божеств. Дальше выходили божества Жамсаран и Балдан Лхамо, Лев. Особенный «гость» на мистерии – Сагаан Убгэн (Белый Старец). Его появление носит, скорее, театрализованный характер с интермедийно-комической установкой. Когда он разбрасывал конфеты, дети с радостью кинулись взять хоть одну от Белого Старца, а его поединок с Тигром – человеческими страстями – был похож на театральное представление, вызывающее светлую улыбку.
Особое волнение вызвал выход дуртодов – хозяев кладбищ. По преданиям, они дали Будде клятву, что всегда будут помогать живым существам, находящимся в плохих мирах. Пребывая на кладбищах, они ловят этих существ и способствуют их перерождению. Присутствуя на «Цаме», они приступили к работе, поймав в тонком пространстве заблудшие души, привели их на «Цам», чтобы сам Чойжал сахюусан благословил их на рождение в мире людей и богов.
Хозяин смерти появился последним.
– В руках он держит жезл в форме скелета человека и черный аркан, на двух концах которого находится мистический круг и кольцо. У каждого человека в свое время происходит встреча с ним, своим танцем он дает нам понять, что жизнь на земле подобна вспышке молнии и каждому человеку важно понимать ее скоротечность и кратковременность, и через это нужно научиться ценить величайшую драгоценность – человеческую жизнь, – пояснил лама во время мистерии.
После завершения обряда гостей ждал обед, праздничный концерт и награждение победителей «Игр мужей», которые прошли в этот день. Этнотуристский фестиваль «Ветер эпохи над Тамчинской долиной» прошел празднично и волнительно.
– В последнюю неделю перед юбилеем была плохая погода, но, несмотря на ветер, дождь и холод, люди разных национальностей приезжали, помогали, красили, убирали с утра и до ночи – и все на добровольных началах. В Америке я такого не видел. Даже глава администрации с лопатой бегал. Это поразило и вдохновило меня, – признался художник Сергей Носков.
Степной ветер унес далеко годы забвения, смыло водой времена гонений, жизнь возрождается в дацане, и вновь разносится по земле звук барабана и дунгар-бурэ.
Юлия Федосова