Традиционная национальная одежда переживает второе рождение
Сегодня все чаще в Бурятии можно встретить людей в национальной бурятской одежде или с национальными деталями в современной одежде. Бурятская прикладная культура словно «проснулась» и выразилась в своем ярком многообразии. Однако есть часть гардероба, которая пока не нашла большого отклика у жителей республики, это бурятская традиционная обувь «гутал». Что является большим упущением, считает автор книги «Традиционная бурятская обувь» Ханда Данжеева.
Архаично или модно?
Ханду Нимажаповну по праву можно назвать настоящей хранительницей бурятских традиций в рукоделии, ведь она не только изучает бурятский традиционный костюм с точки зрения культурного достояния, но и сама прекрасно шьет, воссоздавая своими руками прекрасные традиционные одеяния нашего народа.
– Почти каждый день в своих мыслях благодарю свою маму Гармацу Гомбоевну Эрдынееву за привитое мне мастерство швеи с детских лет и мою свекровь Гарму Дамбаевну Данжееву за наставления в работе с натуральными материалами: мехом, шерстью, кожей. Их терпение, доброжелательность и поддержка всегда помогали и нацеливали на серьезный и кропотливый труд, – отмечает Ханда Данжеева.
Причин для написания серии книг, посвященных национальному костюму бурят, у нашей героини было несколько.
ГЛАВНАЯ ОСОБЕННОСТЬ БУРЯТСКИХ САПОГ – ИХ НЕОБЫЧНАЯ ФОРМА: С ЗАГНУТЫМИ НОСАМИ И МНОЖЕСТВОМ УКРАШЕНИЙ, БЛАГОДАРЯ ЧЕМУ ГУТАЛЫ РЕЗКО ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ОБУВИ, ЧТО В НАШЕ ВРЕМЯ ЭКСКЛЮЗИВА И ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ МОЖЕТ ПРЕТЕНДОВАТЬ НА СТАТУС УНИКАЛЬНОГО БРЕНДА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ.
– Я с детства задавала себе один и тот же вопрос: «Почему мы не надеваем свой национальный костюм?». Посмотрите на наших добрых соседей – Монголию. Они до наших дней сохранили национальную одежду и продолжают ее носить в повседневной жизни, особенно в сельской местности. Но толчком для осуществления идеи написания книги явилось обсуждение национальной одежды в период празднования праздника Сагаалган, – говорит она. – Описав особенности пошива бурятской национальной шапки и мужского дэгэла, я приступила к изучению традиционной бурятской обуви. Мне стало любопытно: почему буряты готовы и хотят носить национальный костюм, но отказываются от нашей обуви? Что же мешает носить традиционную национальную обувь наравне с бурятским национальным костюмом в повседневной жизни?
Как выяснилось, в отличие от одежды, национальная обувь внешне выглядит более архаично. Ее трудно сочетать с современным гардеробом. Во многих среднестатистических семьях обувь приобретается как универсальный предмет гардероба, используемый несколько сезонов, а то и лет. Причем в некоторых случаях при выборе обуви многие руководствуются тем, что она должна подходить к любому образу: классическому, спортивному, повседневному. Именно с этой точки зрения молодежь менее склонна носить национальные сапоги, в отличие от пожилых людей.
– Сегодня приобрести бурятский национальный костюм, как целостный ансамбль (малгай, дэгэл и гутал) может позволить себе не каждый бурят. Его стоимость может колебаться от 30 тыс. рублей и выше. Даже если у некоторых и возникает желание приобрести национальный костюм, то предпочтение, конечно же, отдается покупке или заказу дэгэла, затем малгай, а гуталы приобретаются в последнюю очередь. С другой стороны, существующие сегодня пункты проката традиционного бурятского костюма в основном готовы предложить прокат национальной одежды и шапок. В редких случаях можно найти национальную обувь. Распространение проката национальной обуви ограничивается, естественно, с гигиенической точки зрения, а также дороговизной обуви. Поэтому возникает необходимость в возможности пошива бурятской национальной обуви в домашних условиях из более дешевых и доступных материалов. Ведь не каждая мастерица дома осмелится изготовить добротный гутал из дорогой натуральной кожи. Но многие могли бы и желали бы попробовать сшить гутал из более дешевых материалов (сукна, войлока, драпа, дерматина и др.), который гармонично сочетался бы с национальным бурятским костюмом. Изобилие на швейном рынке красочной современной фурнитуры позволило бы изготовить гутал, нисколько не уступающий по красоте и практичности перед обувью, изготовленной из дорогих материалов, – рассказывает Ханда Данжеева.
В многообразии наше единство
Традиционная бурятская обувь должна наконец-то завоевать свое место у бурят, считает Ханда Нимажаповна. Тем более что разновидностей бурятской обуви множество. Это видно по форме, крою, материалам, структуре, даже способу шитья и, конечно, по украшениям. И вот здесь самое время поговорить о чётких различиях между бурятами внутри этноса. На различия в обуви в этом случае, прежде всего, влиял климат, местность и локальные культурные элементы.
– У присаянских бурят обувь поршневидного типа представлена производственными видами, такими как «тyyрэбшэ», надеваемая на покос и охоту, и «тулэпшэ» охотничья обувь, сшитая из волчьей или козьей шкуры. Обувь «пампаалай» с ноговицами, натягиваемая поверх сапог, имела голенище как плетеное из овечьей, козьей шерсти, конского волоса, так и выкроенное из грубого сукна и овечьих шкур. Мягкую подошву делали из войлока по форме ступни, снизу подшивали бычью кожу. Такого же типа обувь, но только зимняя, называлась «дабхаса» и шилась из оленьей, косульей, бараньей или телячьей кожи. Поршневидную обувь для хозяйственных целей носили с чулками. Чулки тункинские и окинские буряты вязали из овечьей шерсти, а закаменские буряты носили стеганые, на шерсти, рассказывает автор книги. У предбайкальских бурят была известна поршневидная разновидность обуви: «олообшо», «дугты», «шуудэршэ», «нооhонгодоhон», «олодгутаhан». Известны несколько ее видов: «олообшо» (поршень) – камусовая обувь с мехом наружу, то есть сшитая из лапок животных. «Дугты» – обувь из меха, камусов. «Шуудэршэ» шили из шкуры лапок оленей, марала, косули, надевали ее в сырую погоду. Такая обувь бытовала у верхоленских бурят Предбайкалья, а также у бурят Забайкальского края. Также буряты Предбайкалья носили башмаковидную обувь «годоhон». Изготовлялась она в основном из овчины и считалась как зимняя. Помимо зимней обуви «годоhон», в теплое время года носили обувь, где носок и голенище шили из вязаной козьей и овечьей шерсти с добавлением конских волос. Такая обувь называлась «сабхи». Буряты Присаянья также носили «годон гутал» из лосиных камусов.
Наиболее распространенной для бурят была обувь, отличавшаяся большим разнообразием и по материалу, и по фасону мысика носка. «Буряад гутал» – зимний вариант, летний – «ябаган гутал». Каждый вид имел свое название в зависимости от вида сырья, из которого она шилась. Разновидности этих гутал буряты надевали повсеместно. Это отмечается идентичностью способа покроя и изготовления, хотя выявляются отличия в деталях отделки, орнаментации и этнической терминологии. Обувь селенгинских бурят принадлежала к башмаковидному типу, ее разновидности – «буряад гутал», «иишэгэ гутал», «бойтог». Предбайкальские буряты украшали обувь вышивкой тамбуром, гладью или крестом, а забайкальские – аппликацией из кожи разных цветов.
Отметим, что в традиционной бурятской одежде в разные периоды истории перенимались детали и конструкции национальной одежды соседних народов. Эти напластования четко видны в национальном костюме бурятского народа, в частности, в обуви «эрмэгтэй гутал».
– Орнаментированная обувь с загнутым носком была распространена среди бурят Забайкалья. Если монгольские мастера шили обувь с сильно загнутым носком, где угол загиба доходил до 35–45 градусов, то в Забайкалье носовую часть головки делали менее загнутым, под углом 10-15 градусов. Этой особенностью отличается обувь «эрмэгтэй гутал» бурятского типа от монгольского, – отмечает Ханда Нимажаповна.
Об особенностях бурятской традиционной обуви можно говорить еще долго, но лучше всего приобрести книгу и ознакомиться с ней самостоятельно. Ведь в книге приведены традиционные способы изготовления национальной обуви, издавна применяемые бурятскими мастерами. Даны пошаговые рекомендации по построению конструкции обуви «эрмэгтэй гутал» и технологическая последовательность. Рассмотрены и обобщены материалы литературных источников, музейных фондов, даны сведения о видах и особенностях национальной обуви бурят Забайкалья и Предбайкалья.
– По теме «национальная одежда бурят» издано множество книг, и, тем не менее, я попыталась внести свою посильную лепту в это благородное дело, описав особенности бурятской обуви. В этой работе я не придерживаюсь строго научного стиля. По опыту преподавания знаю, насколько легче воспринимаются материалы, изложенные простым общедоступным языком. Но при этом форма подачи материала дана в определенной последовательности. Каждая тема имеет эскизы и сборочные схемы. Такой способ способствует лучшему восприятию, – заверила Ханда Данжеева. Издание, посвященное народной обуви, безусловно, будет полезно не только для читателей, интересующихся культурой бурят, учащейся молодежи, но и для художников, модельеров и дизайнеров, поскольку традиционная обувь несомненный источник вдохновения при проектировании новых изделий, которые могут по праву стать эксклюзивным брендом нашей республики.
Татьяна МУНКОЕВА
«ТРАДИЦИОННАЯ БУРЯТСКАЯ ОБУВЬ» – третья книга в серии, посвященная малоизученной, но очень интересной теме: технологии пошива бурятского дэгэла, головного убора и обуви в домашних условиях. Эта великолепно иллюстрированная книга – настоящая кладезь знаний в области пошива обуви. Ее автор – Ханда Данжеева, признанный авторитет по истории бурятского костюма.