Cтал настоящим этнобрендом, привлекающим многочисленных туристов в Бурятию.
Каждый год Байкальский Сабантуй проводится в разных местах компактного проживания татар в республике. В этом году он проходил В ОДНОМ ИЗ СТАРЕЙШИХ СЕЛ БУРЯТИИ – В УСТЬ-КЯХТЕ, которая известна как ремесленная слобода Кяхты (Троицкосавска). Туда и отправился наш корреспондент.
Ух какая история Усть-Кяхты!
Сегодня, глядя на спокойную и размеренную жизнь сельского поселения Усть-Кяхтинское, трудно представить, как бурно кипела здесь жизнь. Может быть, мало кто знает, что со времен основания Кяхты в 18 веке и открытия в ней торговли с Китаем Усть-Кяхта служила «перевалочным» пунктом – отсюда товары развозились разными дорогами к Иркутску. Чтобы сопровождать караваны, нужны были конные солдаты, а держать лошадей и верблюдов в самой Кяхте было невозможно – там не было ни пастбищ, ни сенокосов, чтобы кормить животных, да и для самих солдат нужны были казармы. Именно поэтому в районе Усть-Кяхты, где были луга и пастбища, караваны, пришедшие из Китая зимой, ожидали вскрытия реки, чтобы сплавить по ней товары до Байкала.
Усть-Кяхта – одно из старейших сел Республики Бурятия, ремесленная слобода Троицкосавска (Кяхты). Основано в 1730 году беглыми людьми. В материалах Кяхтинского краеведческого музея говорится, что «слобода Усть-Кяхтинская» получила свое название от того, что со времен основания Кяхты и открытия в ней торговли с Китаем она служит пунктом, от которого товары, отправляемые из Кяхты, развозятся разными дорогами к Иркутску.
В 1722 году основатель города Кяхты Савва Лукич Рагузинский заключил с Китаем договор, согласно которому каждые три года русский караван ходил туда и обратно. Для сопровождения караванов присылались военные отряды, нужны были солдаты и для охраны границ. Солдаты преимущественно были конные. Для караванов всегда имелось много лошадей и верблюдов. Все эти животные и люди должны были находиться близ Кяхтинской крепости. Но в Кяхте не было ни пастбищ, ни сенокосов, чтобы прокормить такое количество лошадей и верблюдов. Вот поэтому таким кормным местом явились угодья нынешней Усть-Кяхты.
Для воинских команд в Усть-Кяхте были построены казармы, для караванов – склады и зимовье. Караваны, возвратившись из Китая зимой, дожидались, пока вскроется река, чтобы сплавить грузы на Байкал на плотах и лодках. 15 декабря 1743 года был издан Указ правительствующего сената о выселении сюда на постоянное место жительство из Троицкосавска лиц, не имеющих капитала. В этом же году поселение получило название Посада. Пользуясь привольем, начали селиться здесь и прибывшие люди из внутренних губерний России (вологодские, тарские, великоустюжские, тателикие). Среди переселенцев были и мастеровые люди. В 1775 году в Усть-Кяхте насчитывалось 70 дворов, 500 душ населения. Основным занятием жителей являлось хлебопашество, сенокошение, огородничество, обслуживание караванов.
Со временем, когда чайная торговля развилась и чай шел громадными партиями, для его перевозки сюда, в Усть-Кяхту, стекались возчики чуть ли не со всего Забайкалья. Надо было где-то жить людям, питаться, кормить лошадей, готовить их к дальней дороге. Поэтому многие жители Усть-Кяхты строили зимовье для ямщиков, готовили сено и фураж, торговали хлебом, мясом, овощами, открывали лавки с немудреным товаром. И на этом строили свое благополучие. С 1772 года жители Усть-Кяхты перестали называться посадскими, перешли в разряд мещан по Высочайшему Указу 1775 года. Быстрое развитие кяхтинской торговли постепенно стало влиять на всю жизнь села, село развивалось, население росло.
Стали строиться заводы. Купцом Игумновым здесь был заведен конный завод, в 1818 году открыт небольшой кожевенный завод, в 1835 году – сахарный завод, здесь же делали мыло и свечи. Благодаря искусственному орошению улучшилось сельское хозяйство. С 1844 года действовала богадельня, а с 1860 года – приходское училище. В 1869 году было устроено пароходное сообщение по Селенге между Байкалом и Усть-Кяхтой. В 1888 году появился первый медицинский пункт, в 1896 – библиотека, в конце XIX века имелось свое почтовое отделение.
В ходе Гражданской войны некоторые селяне участвовали в партизанском движении против белых, а впоследствии стали организаторами социалистического строя в селе. В 1929 году в селе было организовано сельхозобъединение ТОЗ «Батрак», в 1930 году преобразовано в коммуну, а в следующем году – в колхозы. Также в 1931 году пошло изъятие земли и выселение кулаков. В 1937 году два основных хозяйства были слиты в один колхоз имени Калинина, который к 1940 году уже объединял около 90% хозяйств села. В 1950 году колхоз принял в свой состав также соседние села – Наушки и Хоронхой.
Татары же пришли в Усть-Кяхту значительно позже. Старожилы села до сих пор помнят, как в 1952 году в небольшом селе Усть-Кяхта в Бурятии «высадились» первые переселенцы. Именно они привезли с собой семена овощей и саженцы яблонь и посадили в селе прекрасный яблоневый сад, который и дал название Садовой улице.
С тех пор прошло 70 лет. Теперь дети и внуки тех первых переселенцев в день празднования Байкальского Сабантуя сажают новые яблоневые деревья, отдавая дань памяти своим предкам.
Важные даты, важные гости
В этом уникальном по многообразию культур селе нет конфликтов на национальной почве. Издавна русские, буряты, татары и другие народы живут дружно, сохраняя веру, традиции предков и общие ценности. За последние годы жизнь в Усть-Кяхте стремительно меняется. И подтверждением тому стало долгожданное открытие музея-усадьбы на территории центра татарской культуры «Алмагачлар». Проект «Алмагачлар» («Яблоньки») Усть-Кяхты в самом начале поддержал Президент Республики Татарстан Рустам Нургалиевич Минниханов. Ранее село посетили и ознакомились с ходом строительства Глава Республики Бурятия Алексей Самбуевич Цыденов, вице-премьер Татарстана Василь Гаязович Шайхразиев.
Следует напомнить, что в этом году исполняется 1100 лет принятия ислама Волжской Болгарией, 25 лет Автономии татар Бурятии и 30 лет – Всемирному конгрессу татар. Сразу три важных даты придали особую значимость главному татарскому празднику. На Сабантуй собрались общественные деятели, представители объединений татар со всей республики, а также почетные гости из Татарстана: заместитель премьер-министра Татарстана и председатель национального Совета Всемирного конгресса татар Василь Шайхразиев, народный артист Республики Татарстан Фердинанд Фаттрахманов и заслуженная артистка Республики Татарстан, солистка Государственного ансамбля песни и танца Республики Татарстан Рима Агзамова. Мероприятие также посетил заместитель Председателя Правительства Бурятии Баир Цыренов, председатель Комитета по национальной политике Михаил Харитонов, глава Кяхтинского района Бимба Нимаев, депутат Народного Хурала Бурятии Найдан Чимбеев.
Новый дом для старых вещей
На самом деле музей-усадьба татарского быта «Алмагачлар Усть-Кяхты» при центре татарской культуры организовали еще в 2019 году. А 28 мая этого года мы стали участниками его открытия в новом здании в рамках празднования Байкальского Сабантуя. Новое красивое здание было построено благодаря совместной финансовой помощи Республики Татарстан и Республики Бурятия. В прежнем здании, где музей располагался ранее, было очень холодно и тесно, потому и приняли решение построить для старых вещей новый дом – теплый и красивый.
Экспонаты для музея любовно и бережно собирались местными жителями. Здесь можно встретить и посуду, и старый тяжелый утюг, в который насыпали горячие угли, и старинные часы, и деревянную прялку, и домотканые коврики… У каждой вещи – своя история, своя судьба, тесно связанная с судьбой татарского народа. И через эти предметы можно узнать о жизни всего народа, приехавшего в Бурятию.
Сабантуй-2022 начался с открытия музея, а продолжился высаживанием рядом с ним пяти саженцев яблони – растения, ставшего символом татарской общности в Усть-Кяхте. После этого все зрители дружно отправились на большую поляну, где праздник продолжился выступлениями на сцене творческих коллективов: группы «Лаккитон», школы танца «Байкал-Идель», артистов из Татарстана и многих других коллективов. Одновременно с выступлением на сцене творческих коллективов на других площадках проходили спортивные состязания: перетягивание каната, поднимание гирь, национальная борьба «курэш», армрестлинг, «подушечные бои» на бревне и «городки» для детей.
На площадке, где расположился субуктуйский центр «Добрый», можно было купить сувениры из камней, сделанные в технике галечного искусства руками детей, оставшихся без попечения родителей, которые воспитываются в «Добром». В импровизированной «татарской деревне» можно было познакомиться с традициями этого трудолюбивого мастерового народа. Жители села Тэгда привезли на Сабантуй эчпочмаки – душистые подушечки из ткани, наполненные ароматными целебными травами, и расписные пряники. На площадке представителей села Малый Куналей Бичурского района можно было приобрести прихватки, небольшие коврики, выполненные в лоскутной технике, и оригинальные объемные картины. А на гостеприимной поляне гости могли отведать блюда татарской кухни: чак-чак, пирог-бэлиш, кош-теле, баурсак, кыстыбай и др.
Традиционный Байкальский Сабантуй прошел интересно и весело, несмотря на непогоду. Автономия татар Бурятии создала яркий бренд села «Алмагачлар Усть-Кяхты» – это семейные традиции и крепкие корни рода, цветущий сад и обильный урожай как символ жизни на родной земле, татарское гостеприимство и байкальский чак-чак с дикоросами и кедровыми орешками, добрососедство и братская помощь людей и народов друг другу во все времена. Теперь каждый приезжающий в Усть-Кяхту сможет узнать не только о яркой истории самого села, но и познакомиться с традициями и бытом татар, для которых Бурятия стала второй родиной. 75