ТРАДИЦИОННЫЕ ИГРЫ «ЗАБАЙКАЛЬСКИЕ ШЕРМИЦИИ» проводятся в Бурятии уже четвертый год.
И каждый раз мероприятие все больше наполняется смыслом и глубоким содержанием. Это уже не просто спортивные состязания в рубке, на пиках, фехтование и танцы с шашками, в которых участвуют представители всех возрастов. Это большой этнокультурный праздник всех казаков, среди которых особенно выделяются женщины-казачки и дети, которые гордо носят имя «казачата».
Зов крови
Ольга Панфилова приехала на шермиции вместе с шестилетним сыном Глебом, который уже участвует в состязаниях. Женщина называет себя забайкальской казачкой, потомком рода Бекетовых. Известно, что именно Петр Бекетов основал Читу. Традиции в их семье передаются из поколения в поколение. Сама она уже не помнит, когда села на лошадь, как взяла в руки шашку. Это произошло само собой, и без этого уже своей жизни она не мыслит.
В Гурульбе они всей семьей выходят на конные прогулки. Трое детей Ольги также с малых лет в седле, владеют фехтованием и поют казачьи песни.
— Знаете, мне кажется, это в генах сидит — песня, тяга к верховой езде и многое другое. Мы никого не заставляем заниматься этим, а дети сами тянутся. Наш младший сын Глеб как начал говорить, так и запел. В седло сел так, как будто там всегда сидел. И шашка в руки у них сама так ладно ложится. Это просто зов крови. И даже участие в таких мероприятиях — тоже зов крови, сюда тянет. Моя дочь Наталья с 13 лет с нами. Сейчас она уже взрослый человек, вышла замуж, но всегда на всех наших мероприятиях вместе со мной. Наталья обучает казачат фехтованию на шашках и на пиках. Она входит еще и в клуб «Каганат», — говорит потомственная казачка Ольга Панфилова.
Казачья ментальность складывалась веками. Казаки и их предки почти всегда находились в экстремальных условиях, и без конных или пеших боевых навыков выжить было невозможно, так же как и без братства и взаимопомощи. Семья в казачьей среде всегда считалась высшей ценностью, святыней. Она как была век назад основой казачьего общества, так остается и сегодня. Представители старшего поколения рассказывают, что были распространены большие семьи, состоявшие из трех и даже четырех поколений. В них бережно хранились традиционные песни и обычаи. Благодаря этому традиции казачьего песнопения живы до сих пор.
Новый виток
Сейчас идет развитие казачества как в самом Улан-Удэ, так и в районах республики. В селах при клубах и домах культуры создаются кружки для детей. В 2021 году Бурятская государственная сельхозакадемия вступила в ассоциацию российских казачьих вузов и теперь ее студенты проходят углубленный курс в рамках дисциплины «история и культура казачества». Планируется, что в каждом регионе появится такой вуз и будущие атаманы могут пройти там обучение.
— Сейчас начался новый этап развития казачества. Все больше тех, кто желает вступить в ряды казаков. Конечно, мы в первую очередь сохраняем родовые казачьи ветви, потомки казаков обязательно вступают в наши общества, но при нынешнем законодательстве появилась возможность вступить в казачье общество и тем, кому интересна история казачества, само движение, кто хочет поучаствовать в возрождении сословия. У нас очень много детей, кто знает свои родословные, у кого предки были казаками. Мы два года подряд проводили конкурс родословных. Очень много семей приняли в нем участие и таким образом восстановили свое древо. У нас регион особенный: есть казаки православные и казаки буддисты. Каждое свое мероприятие мы начинаем с молитвы, православной и буддийской. Но все вместе мы — единое казачье общество, и в этом наша сила, способная защищать, как и раньше, рубежи нашей страны, — отмечает атаман Улан-Удэнского городского казачьего общества Верхнеудинской станицы Денис Геннадьевич Леонов.
В соответствии с традициями казачества и законами России основанием для вступления в казачье общество служит личное заявление гражданина. Обязательным приложением к нему является прошение с поручительством трёх членов общества. Но одно дело — просто выражать симпатию казачьему движению и даже принимать в нём участие, совсем другое – принести клятву на Животворящем Кресте и Евангелие. Ведь казак должен жить как добропорядочный христианин, соблюдая кодекс казачьей чести. А ноша эта не каждому по плечу.
«Клянусь: Служить Отечеству, Казачеству и Вере Православной (казаки-буддисты могут видоизменить текст в разделах, касающихся вероисповедания)! – Свято хранить казачьи традиции, жить по Законам Божьим и соблюдать Кодекс казачьей чести! – Соблюдать и выполнять Конституцию и законы Российской Федерации! – Подчиняться войсковому Кругу и законной власти Атамана! – Выполнять честно и добросовестно возложенные на меня обязанности! – В суровую годину испытаний клянусь встать на защиту своего народа! В чём да поможет мне Премилосердный Господь и Бог Наш Иисус Христос!» — цитата из клятвы. Столь ответственное решение можно принять, когда оно является непоколебимым. Об этом постоянно напоминают в кадетских классах Улан-Удэ, но, тем не менее, юных казаков становится все больше.
Смело и осознанно дети 10—14 лет решают связать свою жизнь с казачеством. Дмитрий Коломин, один из участников шермиций, уже три года учится в казачьем кадетском классе школы № 50.
— Я сам, по собственному желанию, сюда пришел, принимал присягу, давал клятву! У меня нет предков, но я в душе казак, а теперь и по документам казак. В нашем классе мы учимся фехтовать шашкой и преодолевать свой страх. Ну, во-первых, это ловкость рук, во-вторых, надо всегда думать головой. Я люблю шашку побольше и потяжелее, такая мне удобнее, легкая болтается в руке. А еще мы учимся играть и работать с командой, работать с компасом, вязать узлы. Казачье мастерство нам пригодится в будущем, — подчеркивает Дмитрий.
Воспитать юных защитников
В Улан-Удэ 8 казачьих классов, это порядка 250 детей, которые также дали клятву «верно служить Отчизне» и углубленно изучают казачью культуру. За каждой школой закреплен казак-наставник, который проводит занятия. В республике сегодня существует 21 казачье общество, в городе — два, остальные – в районах. Все казаки задействованы в организации игр-шермиций или участвуют в самих состязаниях.
— Современные мужчины в свободное время играют в футбол, а казаки раньше играли в шермиции, чтобы показать свое мастерство, посоревноваться и отдохнуть. Ведь казаки с самого детства тренировались и на конях, и шашку держали, как сейчас у нас во дворе дети в мяч играют. Сегодня у нас участники — именно дети, подростки. Для них мы сделали безопасные пики — имитаторы с мягким наконечником, но, 41 тем не менее, они тоже развивают внимательность, ловкость, гибкость юных казаков. Раньше пики были совсем иные, острые, пиками бились с коней. Но если упал с коня, то должен продолжать пикой биться, — говорит атаман.
«Серебряная шашка»
Казачьи традиции развивались в сложных природных и социально-исторических условиях, в период постоянных боевых действий. В связи с этим у казаков выработались механизмы подготовки воинов. Основу этих механизмов составляли скачки на лошадях, джигитовка и рубка, воинские упражнения, как в конном, так и пешем строю. Многие из этих упражнений сегодня перекочевали в детские и юношеские игры и соревнования. И тоже неспроста. Настоящего казака воспитывали уже с восьми лет. С этого же времени казачок учился владеть нагайкой и справляться с собственным страхом в любых его проявлениях. Старшие говорили: «Не бойся, казак ничего не боится!», «Терпи, казак, атаманом будешь!». К 12 годам казачонка уже приучали к боевому оружию, шашке. В 16 лет казачка уже отправляли охотиться на хищника, волка, кабана или даже медведя. В современном мире подростка на охоту уже не отправляют, но шашку учат держать с малых лет. Например, такую традицию в сельском клубе села Тарбагатай Хоринского района ввела Екатерина Владимировна Карпенко. На базе вокальной детской группы «Казачата» она создала группу фланкировки. Дети с удовольствием начали изучать азы владения шашкой.
— Мы сами начали изучать это мастерство. Здесь важно, чтобы все суставы работали. Нужно уметь одинаково работать и правой, и левой рукой. Мы сабли сделали на заказ, несмотря на то, что это недешевое удовольствие. Но они незаточенные, специально для тренировок детей, как сувенирный вариант. Когда Матвей взял ее в руки, то оказалось, что он умеет ею владеть. Он в лагере летнем у ребят научился и уже первые навыки были. Все наши ребята начали заниматься, и теперь Ваня Карпенко прошел во второй тур конкурса «Серебряная шашка», — рассказывает педагог.
Итоги конкурса «Серебряная шашка» подвели в рамках IV традиционных «Казачьих игр-шермиций». За звание лучшего фланкировщика боролись 15 участников. Самому юному — 10 лет, самому взрослому — 38. Конкурс проведен на средства гранта при поддержке Комитета по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив города Улан-Удэ.
— Шашка всегда ценилась, и из серебра ее ценили больше, нежели из золота. Поэтому мы назвали наш конкурс «Серебряная шашка». Шашка для нас — это святое, для нас это сила. И интерес к шашке очень высокий, но мы не ожидали, что будет такой отклик, что даже из других регионов России нам будут писать: из Якутии, Свердловска и даже из Казахстана! Цель нашего мероприятия — популяризация традиционной культуры казаков. Если нас поддержат, мы будем и дальше продолжать и проводить конкурс, — говорит Виталий Николаевич Щербак, подъесаул Верхнеудинской станицы Улан-Удэ и художественный руководитель городского культурного центра.
Самый яркий участник конкурса — представитель казачьей станицы «Кабанская слобода» Татьяна Мокрова. Казачке 33 года, но 20 лет из них она провела в седле. Участвовала в конных скачках и самостоятельно обучилась мастерству джигитовки. Это военно-прикладной вид конного спорта, скачка на лошади, во время которой ездок выполняет гимнастические и акробатические трюки.
— Я своего жеребца с года растила и воспитывала. Сейчас ему 18 лет, зовут Боец. Мы с ним и огонь, и воду, как говорится, прошли. Раньше я в скачках участвовала, но сейчас джигитовкой занимаюсь, лаз под животом коня не делаю, но все остальное могу. Я хочу дальше учиться джигитовке и совершенствоваться. А также хочу отточить мастерство владения шашкой. Раньше я просто так ею крутила – нравилось: то шашку покручу, то ножи пометаю. А сейчас серьезно хочу это изучить. Хорошо, что у нас проводят такие игры, фестивали и конкурсы. Это дает стимул к развитию, — говорит Татьяна.
Татьяна — потомственная казачка, а вот ее муж, как говорится, «поверстанный», то есть приобщенный к казачьей культуре. Татьяна его и на коня посадила, и саблю в руки дала. На конкурс он приехал поддержать супругу. И таких необычных историй в казачьем мире немало.
Казачество отличалось и будет отличаться своими особенными чертами, особым семейным укладом и культурными традициями. У нас уникальный край, где живут казаки-православные и казаки-буддисты. А вместе их объединяет любовь к казачеству, выраженная в святой обязанности – защите Отечества.
Виктория ГАРМАНОВА
В проведении традиционных игр «Забайкальские шермиции» финансовую поддержку оказало Министерство спорта и молодежной политики Республики Бурятия