Любовь к родной истории, Отчизне, как правило, начинается с любви к былинам про богатырей, с книг про великих полководцев и героев России, с желания познать больше, чем написано в учебниках.
В дальнейшем эта любовь к истории может перерасти в нечто большее – в профессию, серьезное увлечение и даже создание общественного объединения. Немногие знают, что в Бурятии уже не один год работает несколько сообществ, которые системно занимаются исторической реконструкцией. Центр «Живая история», Военноисторический клуб «Каганат», Военно-патриотический клуб «Байкальский форпост», Клуб военно-исторической реконструкции «Байкал-79» в этом году объединили свои силы, чтобы провести МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ «ВОСТОЧНЫЕ РУБЕЖИ РОССИИ». Реализация этого проекта, поддержанного Фондом президентских грантов и инициированного Центром «Живая история», началась задолго до фестиваля. Как возникла идея проекта и почему историческая реконструкция сегодня стала эффективным методом популяризации истории, об этом в нашем материале.
Серьезное увлечение
Знаем ли мы свою историю? Вопрос интересный, на который вряд ли кто-то ответит положительно. Вот и педагоги, ученые, да и просто неравнодушные за судьбы своих внуков бабушки и дедушки обеспокоены тем, что отношение к истории стало формальным. Как и чем разбудить в сознании детей желание изучать историю, когда развитие информационных технологий и всеобщий прогресс способствуют огромному отрыву населения от природы и истории. Понимание исторического становления того или иного народа требует не просто осознания и анализа имеющихся исторических фактов, но и поиска новых действенных методов познания.
Среди этих новых методов получения исторических данных важно выделить метод исторической реконструкции, то есть воссоздание материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи и региона с использованием различных (археологических, изобразительных, письменных) источников. Историческая реконструкция подразумевает полное погружение в интересующую историческую обстановку, где учитываются абсолютно все факторы жизнедеятельности. Данный метод вызывает не просто интерес со стороны участников реконструкции. По мнению исследователей такое погружение способствует воссозданию эмоциональной обстановки эпохи. Историческая реконструкция открывает новые перспективы для познания окружающей действительности в рамках истории, археологии, этнологии, антропологии и позволяет получать интересные данные, которые расширяют возможности интерпретации событий прошлого. Именно такие задачи ставили члены Центра «Живая история», подготовив проект и реализовав его при финансовой поддержке Российского военно-исторического общества и за счет средств Фонда президентских грантов.
О серьезном доступно и увлекательно
Начали с проведения круглого стола. Важно было публично представить проект и начать разговор об исторической реконструкции в Республике Бурятия с другими участниками клубов исторической реконструкции региона, представителями органов власти, партнерами, организациями, проявившими живой интерес к его реализации. Итогом круглого стола явилось подписание Соглашения о сотрудничестве в сфере развития движения исторической реконструкции в Республике Бурятия с региональным отделением Российского военно-исторического общества, Центром «Живая история», ВИК «Каганат», Военно-патриотической группой «Байкальский форпост», Клубом военно-исторической реконструкции «Байкал-79», дирекцией Этнографического музея народов Забайкалья, телекомпанией АТВ, театром «Лайм».
А дальше — больше. В различных учреждениях и перед разной аудиторией было проведено шесть лекториев по военной истории и истории воинских формирований, связанных с регионом — с эпохи Позднего Средневековья до Великой Отечественной войны. Первая лекция «Историческая реконструкция» была прочитана на базе Этнографического музея народов Забайкалья в выставочном центре «Юрта». Собственно, на лекцию в ее классическом виде это было мало похоже, потому что состоялось интересное общение. На следующей лекции «Военное дело и культура русских первопроходцев в XVII веке» слушатели погрузились в военную организацию и вооружение Московской Руси 17 века, продвижение служилых людей на восток, военную организацию, национальный состав воинских отрядов. Были приведены интересные примеры биографии служилых людей, воевавших в центральной части России и в Сибири, показавшие пример доблести, отваги и преданности Родине.
Еще один любопытный разговор состоялся в Ресурсном центре патриотического воспитания, туризма и спорта Республики Бурятия, где ребята узнали, как была организована защита границы в XVIII—XIX вв., какое участие в этом принимали эвенки и буряты, о знаменитом Селенгинском пехотном полке, его формировании в Забайкалье и боевом пути. В Республиканской кадетской школе-интернате прошла лекция, посвященная воинским формированиям Забайкалья в войнах начала ХХ века. Дети узнали о подвигах забайкальских казаков, о воинских подразделениях, которые с честью носили название верхнеудинских, о военном поселке Березовка и т. д. Заключительной лекцией стала «Воины Бурятии во Второй мировой войне». На лекции с элементами эвристической беседы были показаны воинские формирования, связанные с нашим краем: Буркавбригада и 60-й отдельный лыжный батальон, 16-я армия и 93-я Восточно-Сибирская стрелковая дивизия, 97-я, 114-я, 321-я стрелковые, 272-й полк 10-й дивизии НКВД, 36-я армия, выдающиеся и известные воины, выходцы из Бурятии, рассказано о их подвигах и боевом пути в контексте российской и мировой истории.
Согласитесь, немало интересного и познавательного узнали дети не только о Бурятии, но и о России. Лекции были подготовлены и прочитаны кандидатами исторических наук, специалистами по военной истории, занимающимися исторической реконструкцией, членами РВИО В. Ю. Мясниковым, М. А. Харитоновым, и получились очень живыми, вызвав активный отзыв слушателей, которые задавали вопросы, рассуждали. Присутствующие преподаватели высказывали пожелания о дальнейшем сотрудничестве, все участники отмечали новизну и интересную подачу материала.
Завершением лектория стала незапланированная интерактивная выставка клубов исторической реконструкции г. Улан-Удэ для воспитанников Республиканской кадетской школы-интерната, на которой участники познакомились с деятельностью действующих клубов. Партнерами этой работы стал региональный канал АТВ. Журналисты компании подготовили проморолик и цикл из 6 передач о клубах исторической реконструкции Республики Бурятия, в которых сами участники клубов рассказывали о себе и своём увлечении в формате простой беседы.
Но этим проект не закончился. Следующим шагом проекта стали интерактивные выставки в рамках акции «Ночь в музее», которая прошла в мае в Этнографическом музее народов Забайкалья. Были организованы выставки «Традиционное ткачество», где имелась возможность не просто посмотреть различные техники, но и освоить ткачество на бердо, на дощечках, на рамке, на станке, плетение на рогульке и дерганье, попробовать прядение. На экспозиции «Мужские игрушки» все желающие смогли посмотреть выставку солдатиков, узнать, как красить миниатюры и сделать кольчугу, а участие ребят из других клубов добавило возможность познакомиться с еще одним современным «мужским» увлечением – страйкболом.
Машина времени
Фестиваль исторической реконструкции «Восточные рубежи России» прошел 25 июня на территории Этнографического музея народов Забайкалья и стал неким погружением каждого участника в историю страны. Военно-исторические клубы регионов России представляли самый обширный спектр различных эпох — от Средневековья до войн 20 века. Действовало несколько тематических площадок с интерактивными экспозициями, где посетители могли посмотреть и потрогать образцы старинного оружия, примерить снаряжение, послушать музыку, отведать вкусную еду…
Казалось, что машина времени унесла всех присутствующих в далекое прошлое. Была организована работа 14 тематических площадок. Реконструкторы, воссоздающие средневековое вооружение, огородили ристалище, где, на радость зрителей, бились в доспехах тупым оружием как в поединках, так и в групповых боях. Вес полного комплекта лат — до 50 кг, поэтому требовалась немалая выносливость. Бойцы дрались не абы как, а используя боевое фехтование, старательно восстановленное по старинным трактатам. В рыцарских боях принял участие бессменный глава улан-удэнского клуба «Каганат» Вадим Мясников, по обыкновению, надев доспех степного кочевника. Здесь же разместился стенд со всевозможным холодным оружием: мечами, саблями, секирами, все можно было брать в руки, позировать для фото. Для детей же выложили тренировочные комплекты — мягкие мечи и щиты с защитными жилетами и шлемами, и юные гости фестиваля тоже самозабвенно «рубились». Чуть поодаль оборудовали стрельбище из лука. На площадках «Исторический турнир» и «Лучное стрельбище» можно было увидеть турниры по историческому фехтованию, по стрельбе из традиционного лука и даже самим пострелять из луков. На площадках «Бронная мастерская», «Традиционное ткачество», «Кузня», «Плотницкое дело», «Гончарная мастерская» можно было ознакомиться с древним ремеслом.
Рядом с площадкой Средневековья разместился клуб «Служилые люди Сибири — Томский острог» и клуб «Рось» из Хабаровска. Облаченные в кафтаны с берендейками, при пищалях и саблях, они воссоздавали облик сибирских первопроходцев 17 века. Поставили реконструированные походные кузни и на них, раздувая мехами угли, ковали металл. Гости рассказали про основателей Томска — казачьего голову Гаврилу Писемского и стрелецкого начальника Василия Тыркова, которым в их городе тоже пока отсутствуют памятники.
Следует отметить, фестиваль был необычен тем, что затрагивал мало популяризуемые ныне исторические периоды. Так, Военно-исторический клуб «Селенгинский пехотный полк», возглавляемый Чингисом Аханяновым, организовал площадку, посвященную наполеоновским войнам. Поддержал коллегу участник клуба «Московский драгунский полк». Главной «изюминкой» их экспозиции стала реплика шестифунтовой пушки, из которой время от времени палили холостыми.
Другой необычной экспозицией стала небольшая выставка о Первой мировой, организованная иркутским клубом «Сибирский стрелок». Гости могли увидеть такие раритеты, как «адриановская каска» и «каска Сольберга» Русской императорской армии, горжеты и пряжки с двуглавым орлом. Еще одним непривычным элементом фестиваля стала экспозиция, посвященная вьетнамской войне. Иркутский клуб The Bobcats привез большое количество версий американского оружия и снаряжения времен 60-х, например, пулемет М60 или гранатомет М79, и даже обустроил фрагмент палаточного лагеря в джунглях.
Узнать много нового можно было на площадке «Великая Отечественная война». Экспозиции на эту тему выставили сразу несколько объединений: «Байкальский форпост», местное отделение Российского военно-исторического общества, упомянутый «Сибирский стрелок», гости из г. Петровск-Забайкальского. Желающие могли потрогать старые пехотные лопатки и гранаты, сфотографироваться с винтовкой Мосина, ППШ-41 или же немецким Stg-44, посмотреть самый обширный набор оружия и экипировки Второй мировой. Но жизнь продолжалась, и простые бытовые предметы в годы Великой Отечественной войны имели для фронтовиков особую ценность. Портсигары, кисеты, фляги, фонарики, ножи, патефон, сухпайки — все эти предметы были дороги бойцам и часто несли в себе какую-то личную историю. Здесь же «работали» санитарочки, оказывая помощь, а люди в штатском демонстрировали «моду» сороковых. И все это в целом – про войну…
Реконструкторы не обошли вниманием и войну в Афганистане. Реальную картину тех дней участники постарались воссоздать путем аутентичных вещей и предметов того времени: 70—80-х гг. Скрупулезно подошли ребята из «Байкала-79» к экспозиции этой эпохи. На плащ-палатках разложили снаряжение советских солдат, рядом расстелили ковер, на котором степенно пили чай «афганские моджахеды» и «советские шурави».
Отдельной яркой площадкой стал «Музей забытой музыки». Поистине удивительный гость Сергей Плотников – создатель «Музея забытой музыки» из Воронежа. Он сам нашел информацию о фестивале и предложил поучаствовать в нем. В своей локации он демонстрировал игру воссозданных им древнерусских музыкальных инструментов. Все инструменты экспозиции музея созданы Сергеем Плотниковым на основе изобразительных, археологических и этнографических источников по личным оригинальным чертежам и технологиям, познакомиться с которыми можно было на мастер-классах, которые проводил создатель музея.
— Я делаю русские народные инструменты, духовые и струнные, изучаю их историю и про них рассказываю, выкапывая интересные факты, цитируя иногда источники 18 века, — рассказал мастер Сергей Плотников. Собравшимся зрителям он увлеченно читал целые лекции об истории того или иного инструмента. Например, фигурирующие в фильмах про Древнюю Русь шлемовидные гусли в действительности распространились только с 14 века и на самом деле там должны быть лирообразные гусли, или что употреблять название «волынка» применительно к шотландскому инструменту это неверно. Сергей Плотников тут же мастерски играл на различных инструментах, исполняя народные мотивы либо рок 80-х.
А как хорошо уплетается еда под звуки народных инструментов! А какие запахи и яства демонстрировали здесь! Зрители могли посмотреть на то, как готовят по старинным рецептам блюда на площадке «Традиционная кухня» и, конечно, угоститься ими.
Любить историю – любить страну
В целом командой проекта при поддержке партнёров и коллег-реконструкторов из других городов проделана успешная работа и выполнены все задуманные и заявленные мероприятия.
— Да, мы любим историю, историческую реконструкцию, нам интересно посмотреть, как это было на самом деле. Сшить такую же одежду, сделать доспехи, надеть их на себя, на своей «шкурке» почувствовать. Даже если люди просто на один день придут и окунутся в разные эпохи, это меняет отношение к истории. В школе же это бесконечная череда дат, какие-то экономические изменения. Ты сидишь, глазами хлопаешь, и история какая-то обезличенная получается, как бухгалтерский отчет. Она никакого интереса не вызывает, кроме отторжения. А когда начинаешь с точки зрения человека историю изучать, что он на себя надевал, как он ходил, что при этом думал, сколько усилий тратил, чтобы кольчугу сделать или нож отковать, обувь сшить или кусочек кожи выделать, начинаешь понимать, как жили эти люди, – поделился к. и. наук, руководитель Военно-исторического клуба «Каганат» Вадим Мясников.
— Историческая реконструкция — это не только военное дело. Это, прежде всего, увлеченные историей люди. Они приехали сюда со всех регионов России, некоторые в первый раз, оставив свою непосредственную работу, дела, семью, чтобы искренне продемонстрировать то, чем занимаются вдумчиво, с огромной любовью, и со стремлением передать эту любовь к истории другим. И именно благодаря этим увлеченным людям фестиваль стал успешным. Но, кроме огромной любви к истории своей страны, эти люди, я уверен, имеют гражданскую позицию. Мы гордимся ребятами, которые воюют в числе военных, добровольцев и мобилизованных. Мы молимся за них и ждем их домой, — подытожил председатель Совета регионального отделения Российского военно-исторического общества Михаил Харитонов.
Живую историю нынешних дней создают нынешние герои. Пусть еще вчера они реконструировали войны других эпох, а сегодня уже в рядах СВО. Но те мальчишки, что летом побывали на фестивале, наверняка не забудут и «дядек» с горящими глазами, и атмосферу, царившую «на поле боя». Это соприкосновение поможет разбудить в них интерес к истории своей страны и людям, которые в ней живут