«Хэгды Эвэды Суглан», или Тунгусский конгресс впервые прошел на Байкале.
Без всякого преувеличения, состоявшийся прошедшим летом в Иркутской области Большой Суглан эвенков России – мероприятие историческое. Ничего подобного не проводили ни наши отцы, ни деды и даже прадеды. По мнению ученых, последний раз представители тунгусских племён собирались у большого костра как минимум 300 лет назад. Место для проведения Большого Суглана организаторы выбрали не случайно. Эвенки называют Байкал – Ламу, что означает «море», считая его родиной всего народа. Согласно легенде, по совету доброго духа Хэвэки птица гагара нырнула в воду, достав кусочек глины, – так появилась Земля.
По одной из версий, именно от эвенков русские землепроходцы узнали, что буряты называют озеро – Байгал. Названия многих местностей, рек, озер имеют эвенкийские корни. Вероятно, поэтому для Большого Суглана выбрали девиз «Упкат илэл мит гулувунтыки ирэмэкэллу!». Что в переводе на русский означает: «Все народы зовём к эвенкийским кострам».
«Я совершил паломничество»
Свои делегации на берега Священного озера прислали представители различных тунгусских народов: эвенки, эвены, орочи, орочены, ульчи, нанайцы, удэгейцы, негидальцы. Для полноты картины не хватило лишь эвенков, проживающих в Монголии и на территории Китая. Однако и с ними связь не оборвалась – во время открытия масштабного мероприятия сородичи обратились к жителям России посредством телемоста. Когда-то эвенки заселяли огромную территорию – от Таймыра до Южного Китая, от Енисея и до Тихого океана. Многие впервые увидели прародину тунгусских народов, поэтому прогулки по озеру стали волнительным событием для гостей.
– Основная версия ученых звучит так: родиной тунгусских народов является Южное Прибайкалье, – говорит Нина Вейсалова, вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. – Описание этой территории, топонимика есть даже в наших сказаниях. Перед Большим Сугланом ученые задались вопросом: когда последний раз собирались вместе не локальные группы, а посланники разных территорий – от Сахалина до Енисея, от Таймыра до Китая? И выяснилось, что нечто подобное было очень давно, около трех столетий назад. Недаром слово «тунгус» в вольном переводе – «идущий поперёк хребтов». На территории России девять субъектов, где проживают эвенки, и все они разные: оленные, таежные, те, кто живет у моря, коневоды, но ментальность у нас одна. Генетический код один. За несколько дней мы убеждались в этом неоднократно. Орнаменты, обряды, элементы одежды, образ жизни – все это лишнее тому подтверждение. Порядка 400 тунгусов прожили несколько дней в одном ритме, на одном дыхании, с похожими мыслями, на единой волне. И многие говорили: «Я совершил паломничество», «Моя мечта сбылась – я поклонился территории, где дымились костры наших предков».
Организаторы пригласили на Суглан старейшин, носителей языка, настоящих знатоков эвенкийских песен и традиций, среди которых Галина Степановна Керегяева из Якутии, покорившая зрителей своим обаянием. Владимир Михайлович Торгонов, председатель Совета старейшин эвенков Баунтовского района Республики Бурятия, старейшина рода чильчагир, знаток и хранитель культуры эвенков, следопыт северной тайги рассказал о традиции обрядового оленя.
– Оленя кормит тайга, а он кормит эвенка, дарует ему одежду. Олень – единственный транспорт, позволяющий охотиться в любых условиях. Наши прадеды держали огромные стада, но особое значение придавали обрядовому оленю, потому что он являлся проводником в мир природы, был своего рода посредником между мирами. Олень с особыми функциями жил на каждом стойбище. Обязательное условие для выбора обрядового оленя – животное должно быть абсолютно белым. Шаман проводил большой обряд, затем избранному повязывали ленты семи цветов, как у радуги. В дальнейшем на нем возили только предметы поклонения духам, никогда не использовали как вьючное животное. Для такого оленя шили специальную узду, украшали, и эта часть упряжи предназначена только для избранного. Оленя использовали в свадебных обрядах. Во время кочевки он всегда шёл впереди, «открывая дорогу» остальному стаду.
Лариса Мурзакина из села Багдарин, чьи предки из рода киндигир и чильчигир, привезла на Суглан игру в кости «Аюшки», которая хранится в семье с давних времен. На первый взгляд нехитрая игра вызвала настоящий ажиотаж среди соплеменников. Оказывается, многие просто не знакомы со старинной забавой. Правда, представители старшего поколения нет-нет да и вспоминали, что вечерами в чуме их родственники подолгу сидели у костра, кидая кости, и о чем-то шумно спорили.
– Мне правила этой игры показали бабушки, когда я жила на стойбище. В набор входит маленькая кость кабарги (мэгчэ) и чуть больше – косули (гивчан). Играть можно хоть вдвоем, хоть вдесятером. Раньше этой забаве предавались в основном охотники, ставя на кон самое дорогое, что у них было – патроны. Оспорить популярность «Аюшек» на Суглане было позволено только другой игре с использованием костей – «Торгандун бултадяран», или эвенкийским шахматам.
«Библия эвенков»
Особняком среди просветительских мероприятий, деловых встреч, обрядов, соревнований по национальным видам спорта стояла презентация книги Александра Варламова «Сонинги Долин Буга» («Богатыри Среднего Мира), которую участники Суглана назвали Библией эвенков. Запомнились деловые встречи, на которых обсуждались разные проблемы, в числе главных – сохранение языка. Цифры, которые приводили специалисты, просто шокировали. Например, на родном языке сегодня свободно могут говорить только 4–6% коренного населения.
Участники конгресса обсуждали несовершенство механизмов государственной поддержки государством эвенкийских общин, а также малых предприятий, занятых сохранением традиционной культуры. Финансы выделяются, но они зачастую просто не доходят до адресата, оседая в карманах ушлых «околоэвенкийских» сообществ. Те, кто понастоящему нуждается в поддержке, не понимают, как ее оформить. Для этого как минимум надо выйти из тайги и, добравшись до райцентра, попытаться составить соответствующие бумаги. Подготовка документов на различные гранты просто не под силу оленеводам, которых нередко даже в дрожь бросает от незнакомых слов: «субсидия», «преференция», «дотация», давно заместивших всем понятное слово «помощь».
Впервые в рамки большого культурного мероприятия вписался региональный фестиваль «Северный Аргиш – 2022», объединивший тофаларов и эвенков Прибайкалья. Аргиш – в переводе «тропа». Местные оленеводы никогда не скажут: «Мы шли по тайге», «Мы совершили переход», они скажут: «Мы аргишили», значит «шли», «двигались». В этом году в работе «Северного Аргиша» приняло участие около 100 человек из Катангского, Нижнеудинского, Бодайбинского, Казачинско-Ленского и Качугского районов.
Мечта об Арктике
У Нины Глебовны Вейсаловой полно других, более глобальных планов, нежели пригласить соплеменников попеть и поплясать вокруг костра, пусть даже на Байкале.
Вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока полна решимости провести ряд реформ и преобразований. В частности, добиться принятия решений по включению Катангского района Иркутской области в Арктическую зону РФ. На этот счет уже есть соответствующие рекомендации IX Всероссийского съезда КМНС. Эвенки и тофалары проживают в семи районах области, но только Катанга относится к районам Крайнего Севера.
– Если Катанга войдет в АЗРФ, тогда заработают все нормы Арктического законодательства, меры ответственности для промышленных компаний, ведущих разведку и добычу углеводородов, – говорит Вейсалова. – Арктическое законодательство даст большой экономический успех не только району, но и всему региону, потому что начнут действовать социально-экономические программы по развитию Арктики. Предприятия и организации Катанги вполне могут стать арктическими резидентами, получить соответствующие преференции. Необходимо брать пример с наших соседей – Якутии и Красноярского края, часть территории которых уже отнесли в Арктическую зону.
Первый Большой Суглан эвенков стал историей, когда состоится следующий, пока неясно.
– Я намерена предложить проводить Суглан раз в три года. Возможно, он постоянно «пропишется» на Байкале, но, возможно, будет кочевать по территориям, – сообщила Нина Вейсалова.
Не столь важно, где проводить. Важно, чтобы эвенкийские костры и дальше на 300 лет не потухали.
Борис СЛЕПНЕВ