Как волонтеры возрождают исторический центр Улан-Удэ
Культурное наследие – это история. Она прячется в печной кладке, в деревянных стенах, в резных наличниках, в домах, что и сегодня можно увидеть на улицах Банзарова, Свердлова, Соборная. ПРОЕКТ «СТАРЫЙ ГОРОД» СУЩЕСТВУЕТ В УЛАН-УДЭ УЖЕ ТРИ ГОДА и помогает собственникам сохранить дома старого города, вернуть им первоначальную красоту и гармонию. Многонациональная команда энтузиастов, волонтеров красит и реставрирует самые красивые здания некогда Верхнеудинска, которые и сегодня украшают бурятскую столицу. Вместе с руководителем проекта Аюной Пивоваровой журналист «Бурятии многоликой» прогулялся по историческому центру Улан-Удэ, увидел уже покрашенные дома, поговорил о сложностях, с которыми сталкивается организация, как она привлекает волонтеров и чем вдохновляется.
Утром выходишь с кисточкой, вечером – уже два обновленных дома
С Аюной мы встретились у дома на Банзарова, 15. Его сразу узнаешь – резные карнизы, наличники, ажурные металлические сливные системы, печные трубы, здесь все выглядит так, как изначально было построено, таких домов сохранилось не так много в Улан-Удэ. Промозглый осенний день, листья шуршат под ногами. Мы смотрим в его окна и говорим о том, как появился проект.
– Проекту «Старый город» три года. В России на тот момент уже были подобные инициативы: «Фасадник», «Том Сойер фест», зародившийся в Саратове и масштабированный на другие города страны. Глядя на них, мы решили нечто такое же сделать в Улан-Удэ. Я познакомилась с Сергеем Маяренковым из Иркутска, который поделился всеми наработками.
Суть таких проектов заключается в том, что организаторы выбирают старый дом, нуждающийся в реставрации, готовят документы, а в назначенный день волонтеры красят фасад. Деньги на закупку материалов и другие статьи расходов выделяются в рамках грантов. В итоге в Бурятии благодаря Аюне Пивоваровой и группе неравнодушных горожан появился «Старый город» – общественная организация с сильной командой, которая привела в порядок уже 22 дома как в Улан-Удэ, так и в Кяхте.
Мы пошли вдоль по Банзарова, где фактически находится большинство домов, покрашенных волонтерами.
– Наше отличие от других проектов в том, что мы работаем с памятниками архитектуры, а в других городах, например, предпочитают с ними не связываться, потому что очень много проектных документов, согласований. Нам очень помогает Комитет государственной охраны объектов культурного наследия, на первых порах оказывал помощь Бронислав Борисович Михайлов, человек, который давно занимается историческим центром, руководитель проектной мастерской, что занимает дом на Банзарова, 15. Можно сказать, в благодарность мы и помогли покрасить это удивительное здание. Подготовительная работа долго ведется, почти всю зиму мы этим занимаемся. Волонтеры не могут просто прийти и покрасить, мы готовим всю документацию.
Удивительно, что спустя три года существования проекта от желающих принять участие в акциях фактически нет отбоя. Сначала просто ближний круг, друзья и родственники, потом призывы к компаниям, так называемое корпоративное волонтерство, а затем все вузы города сами обратились к организации с желанием помочь.
– Всего было шесть акций, то есть мы их проводим по две в год. Сначала взялись с таким рвением, что первые два дома покрасили за один день, и результат удивил. Утром выходишь с кисточкой, а вечером смотришь – два обновленных дома. Это вдохновляет, потому что в нашей жизни мало моментов, когда ты видишь результат своего труда очень быстро.
Собрать людей – самое легкое
Проходим мимо разноцветных домов, Аюна отмечает, что зеленый дом покрасили ее коллеги – кадастровые инженеры, с голубыми ставнями – Комитет по архитектуре, а этот – компания «Диагрупп». Собрать людей – самое легкое, говорит мой компаньон по прогулке.
– У нас теперь домов не хватает, желающих покрасить гораздо больше, чем мы можем сделать проектов.
Эти дома были построены в конце 19 века, собственно, их хозяева совсем недолго в них пожили, началась Октябрьская революция. 70 лет здесь жили совсем другие люди, многие из них вошли в историю. Например, в доме, где находится отель «Маруся» когда-то жил Исай Калашников, о чем свидетельствует домовая книга. А мы, потомки, пытаемся сохранить наследие, сохранить историю. Идем вдоль тихой улицы, и Аюна рассказывает о девушке-волонтере, которая все детство провела в одном из тех домов, у нее остались прекрасные фотографии с дедушкой на фоне такого дома.
Конечно, паре человек-энтузиастов не удалось бы все это осуществить, поэтому в проекте уже участвует междисциплинарная команда. Комитет государственной охраны организовывает саму волонтерскую акцию, леса, инструктаж, реставраторы, строители курируют, работают с нами. Фонд развития г. Улан-Удэ ведет переговоры с жителями, закупает краску, а организация «Старый город» с архитекторами готовит проект и пишет заявки на получение грантов.
Стоит отметить, что собственники жилья по-разному реагируют на волонтеров. Кто-то приносит чай и печенье, а кто-то фотографирует все происходящее.
– Вот в этом доме дедушка живет, – мы приближаемся к деревянному дому с бежевыми ставнями. – У некоторых собственников просто нет возможности осуществить эти работы, а по закону это их имущество, за которое только они несут ответственность. Наверное, Улан-Удэ в этом плане повезло. Благодаря тому, что здесь живут до сих пор люди, все это сохранилось. Если бы это были пустые дома, то они моментально бы разрушились.
А историческому центру есть чем гордиться. Ведь наличники в Улан-Удэ действительно удивительные, одни из самых красивых в России. И только у нас так богато украшали резьбой еще и карнизы. Бурятия в этом плане уникальна.
В этом году впервые команда взялась не просто за покраску, а за масштабные работы по ремонту крыши и кровли по Свердлова, 10, в следующем году запланирована реставрация красивейшей кирпичной арки. И, скорее всего, будет проект масштабироваться на другие ремонтные работы.
– Спустя три года очень сложно найти дом, где мы могли бы просто сделать проект на фасад и привести волонтеров покрасить – нету таких домов, остались сложные дома, которые требуют реставрации кровли, реставрации входных групп. Перейдем на такую стадию, где будем не по восемь домов красить одновременно, а один дом делать, писать заявки на его реставрацию.
Несмотря на все сложности, «Старый город» не планирует забрасывать свое детище.
– Хорошие люди вокруг собрались, как теперь бросишь, они вдохновляют тебя. Когда начинала, думала, а есть ли у нас неравнодушные граждане, оказалось, есть. Люди приходят на акцию, они чувствуют себя хозяевами и понимают, что благополучие, красота города зависят не только от администрации, а от каждого. Вот они пришли, помогли городу – в этом проекте много смыслов. Кто-то видит здесь сохранение наследия и деревянного зодчества, кто-то – помощь пожилым людям. А теперь такое сообщество появилось. Ребята-волонтеры после покраски не расходятся, им хочется пообщаться, поделиться впечатлениями.
Потенциал здесь есть
Еще одна мечта у «Старого города», чтобы исторический центр зажил новой жизнью, чтобы сюда пришел малый бизнес, ремесленники, открылись музеи, творческие пространства, коворкинги. Мы переходим на улицу Свердлова, на пересечении со Смолина стоит красивый большой дом.
– Это огромный дом, 100 «квадратов», внутри сохранились все оригинальные детали, это дом удивительной красоты, сейчас это коммуналка, а какой он был до революции потрясающий. Одна из мечт, чтобы эти дома не только снаружи преображались, но и внутри.
У «Старого города» есть проект, на который они только недавно выиграли грант – бранчи с учеными. И в планах даже свой фестиваль культурного наследия.
– Город начинался отсюда, здесь такое переплетение культур, истории, и это можно показать на фестивале в виде праздника, посвященного национальным кухням, жившим здесь людям. Здесь богатая дореволюционная история, купеческая, еврейская, которую хотелось знать. Здесь пласты времен и сконцентрировано многонациональное наследие.
У «Старого города» многонациональная команда. Архитектор Реваз Лутидзе – грузин, есть молодые архитекторы русские, буряты, с семейскими корнями, эвенкийскими.
– Мы друг друга обогащаем, – говорит мой собеседник.
Заканчиваем нашу короткую экскурсию у арки на Свердлова, взглянув на обновленную кровлю, поговорив о том, что это было бы шикарным общественным и культурным пространством.
– В европейской части России уже существует тренд на использование старых усадеб в творческих и коммерческих целях. Наш город выгодно отличается в этом плане. Деревянная застройка сохранилась во многих российских городах, но там она то и дело через дом, так как построены пластиковые высотки. А у нас сохранилась среда. Нам кажется, что сейчас здесь нет жизни, но она может сюда прийти. Потенциал здесь есть. Старинное здание гораздо ценнее, чем пластик, у него есть история. И за этой историей люди придут сюда, чтобы прикоснуться к этим стенам.
Юлия ФЕДОСОВА