В истории культуры каждого народа значительное место принадлежит национальному костюму.
Изучая его, можно проследить изменения, происходившие в разные промежутки времени под влиянием политических, религиозных и климатических условий. В то же время национальный костюм отражает как капли на лице эстетический идеал народа, его представление о красоте . Вероятно, поэтому в наши дни у многих появилось желание возродить национальный костюм. И это стремление присуще не только бурятскому этносу.
– Оказалось, что у жителей Бурятии сейчас есть потребность в познании своего рода, корней, традиций, – рассказывает Раджана Владимировна Будаева, директор Академии дизайна и моды «Алан Гуа». По первому образованию она филолог, но тяга к дизайну, к творчеству сопровождала ее всю жизнь. Она довольно рано научилась шить, потом занималась дизайном интерьеров, и семь лет тому назад ее творческая энергия нашла выход в создании Академии дизайна и моды «Алан Гуа».
– Мы назвали ее в честь Великой матери-покровительницы монгольских народов, прародительницы рода Чингисхана – Алан Гуа. Я сама – дизайнер национальной одежды и в процессе работы с населением пришла к печальному выводу, что народ не знает свои корни. Например, приходит уроженец Баргузинского района и заказывает почему-то хоринский костюм, начинаешь объяснять, что у него есть свой родовой костюм, удивляется. Начинаешь показывать фотографии, объяснять, и у человека проясняется сознание.
Но даже те мастера, кто ранее шил, не знали особенностей родовых костюмов, их отличий и предназначения многих деталей. В итоге собралась замечательная команда мастеров, которые не только умеют шить, но в процессе шитья познают историю и красоту своего народа.
– Мы свою миссию видим в том, чтобы сохранить и поддержать традиции пошива родовых костюмов. Мы хотим, чтобы каждый бурят носил свой родовой костюм. Мы всегда просим, чтобы люди приносили нам фотографии своих прадедушек и прабабушек в родовых костюмах, и люди приносят и с гордостью узнают много нового о своих предках. Так постепенно собирается информация. Есть очень много тонкостей в этом вопросе. Например, если мы возьмем костюм хонгодоров, то надо учитывать, что они проживали в нескольких локациях: в Закаменском районе, в Тункинском, в Аларском районе. И у каждой группы хонгодоров есть свои особенности костюма: цвет полоски на энгэре или форма воротника. Все это нужно знать до мельчайших подробностей, чтобы сшить заказчику правильный костюм именно его рода, – поясняет она.
Но только работой в ателье миссия мастериц не закончилась. Появилась замечательная идея – проводить межрегиональный фестиваль-конкурс «Национальный костюм и этномодель рода 2020». В процессе подготовки к нему была проделана невероятно большая работа: ездили по музеям, искали информацию в архивах, говорили с учеными, искали материалы.
– К нашему удивлению, нам привезли из Джидинского района сартульский костюм, которому более 200 лет. Мы сами ездили в экспедицию в Хоринский район, где нам показали рабочий вариант зимнего дэгэла, которому около 140 лет. Мы посмотрели технологию и постарались, чтобы наши мастерицы при пошиве костюмов пользовались традиционными способами пошива. В национальном костюме все очень функционально, практично, продумано. Женский тэрлиг отшивался таким образом, чтобы он был удобен женщине во все периоды ее жизни, в том числе и во время беременности, поэтому делалась заниженная линия талии. Или запах у мужского тэрлига – он тоже имел функциональное значение: когда он подвязывался поясом, туда можно было сложить трубку, пиалу, и в то же время защищал от ветра, – рассказывает Раджана Владимировна.
И вот в феврале 2020 года в Бурятии прошел первый Всебурятский фестиваль-конкурс родовых костюмов, в котором принимали участие представители шести бурятских родов (эхириты, булагаты, хонгодоры, хори, сонголы и сартулы) из 12 районов Бурятии, а также гости с острова Ольхон Иркутской области. Фестиваль, помимо культурного, обрел и большое просветительское значение. И, несмотря на то, что подготовка к фестивалю шла в быстром темпе, впечатление было непередаваемым!
– Я сама себе отшила свой сонгольский родовой костюм. Мне знакомо чувство, когда ты надеваешь костюм своего рода, то ощущаешь гордость, связь со своими предками, защиту рода, ты сразу распрямляешь спину и идешь степенно. Я считаю, что у представителя каждой национальности сейчас должен быть свой национальный костюм. Ведь костюм несет в себе информацию, которую нужно передавать детям.
Формат конкурса-фестиваля подразумевал номинации и места. Номинаций было несколько: «женский костюм», «мужской костюм », «муж и жена». На фестиваль приезжали делегации из Усть-Орды, из Ольхонского района, из Джидинского и Хоринского районов республики. Для выступлений участники ставили с хореографом движения, готовили номера. Чтобы зрители были ближе к конкурсантам, фестиваль было решено провести в одном из банкетных залов нашего города, а не на сцене. Вся атмосфера была этнической: музыка, национальная кухня, обстановка. Получилось очень зрелищное мероприятие.
В марте 2021 года прошел отборочный тур на второй фестиваль национального костюма. Он прошел в онлайн-формате из-за пандемии. Но, тем не менее, география фестиваля расширяется: на приглашение откликнулись гости из Забайкальского края, из Хакасии, из Алтайского края, телеуты из Новосибирской области и якуты. Организаторы хотят популяризировать не только бурятский костюм, но и эвенкийский, русский и семейский. Финал мероприятия готовится в ноябре, но из-за коронавируса пока неясно, в каком он пройдет формате.
– В проведении первого фестиваля нам помогали спонсоры, мы также обратились в правительство, выиграли небольшой грант «Национальный костюм в поликультурном пространстве Республики Бурятия» по линии комитета по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив. Но, тем не менее, этих денег недостаточно. Нам хотелось бы большей популяризации. Сейчас ситуация с русским костюмом очень плачевная, если бурятский и эвенкийский костюмы еще представлены, то русский костюм практически нет. Восстанавливать традиции русского костюма необходимо. Надо, чтобы традиционный костюм присутствовал в нашей жизни, это имеет очень важное воспитательное значение для наших детей, которые должны знать свои корни.