Ответ на этот вопрос дошколята Бичуры и школьники Турунтаево, изучающие историю казачества, знают с юных лет
«Запрос на насыщенную культурную жизнь очень большой, прежде всего, в регионах, на местах. Здесь работает много увлеченных, талантливых людей, подлинных энтузиастов своего дела. Я предлагаю существенно расширить поддержку местных культурных инициатив – проектов, связанных с краеведением, народным творчеством, сохранением исторического наследия народов нашей страны», – с такими словами в начале прошлого года обратился к Федеральному Собранию в своем послании Президент России.
Глава государства также подчеркнул, что сама работа по сохранению исторического наследия имеет огромное эмоциональное и воспитательное значение, а также укрепляет национальное самосознание народа и помогает каждому человеку, а особенно молодым людям глубже ощутить сопричастность со своим народом и его великой культурой…
Сказочный мир «Теремка»
Детский сад «Теремок», расположенный в селе Бичура, напоминает райский уголок, и особенно летом, когда много солнца, зелени и цветов. Но самое привлекательное в этой многокрасочной палитре – сказочный городок, в котором выстроена миниатюрная казачья изба, рядом с которой соседствует бурятская юрта. Невольно возникает вопрос: зачем это нужно дошколятам, когда на дворе XXI век?..
В настоящее время патриотическое воспитание становится одним из ведущих направлений подрастающего поколения. От успешной реализации целей и задач во многом зависят перспективы преобразований и построение гражданского общества в целом. А рост русского самосознания, геополитическое положение вызвали к жизни такое яркое и самобытное явление, как движение за возрождение казачества. Быть гражданином, защитником своего Отечества – великое предназначение. У казаков ведь всегда были святыми такие понятия, как Родина, честь, долг, мать.
И вот пять лет назад коллектив детского сада начал углубленно заниматься казачеством – знакомить детей с историей, культурой и традициями казаков Бурятии и Бичуры. С этой целью была разработана программа «Казачий сундучок», в рамках которой детьми изучается домашний быт, принципы земледелия и орудия труда, народный костюм, говор, традиционные блюда, песни, частушки, пляски и самобытная физическая культура казаков. Также для детишек организуются встречи со знаменитыми казаками Бичуры.
Более того, в «Теремке» создана развивающая предметно-пространственная среда, позволяющая успешно внедрять этнокультурный компонент. В выставочном зале детского сада развернуты экспозиции, благодаря которым дети могут знакомиться с историей, культурой и традициями коренных народов Бурятии.
Также в этом дошкольном учреждении создан музейный комплекс, включающий в себя музей «Родничок» и выставочный зал с экспозициями. Но более всего внимание детей привлекает комплекс на территории детского сада, где разбиты казачья изба, бурятская юрта, казачий огород. Мало того, всё это сказочное великолепие дополняют экологическая тропа родного края «Лес – луг – огород – сад», посажена кедровая аллея, так как испокон веков кедр является кормильцем бичурян. Казачий огород и казачий колодец, водоём «Бичурское озеро», цветники, составленные из цветов родного края – есть где разгуляться детскому воображению!
Как поясняют педагоги «Теремка», эта развивающая предметно-пространственная среда направлена на ознакомление детей с историей и культурой родного края, а соседствующая с казачьей избой бурятская юрта символизирует то, что буряты и казаки всегда жили и живут в мире и согласии, а в былые времена буряты охотно вступали в казаки и верно служили Отечеству.
– Проблема заключается в том, что современные дети мало знают о своем родном крае, о своей стране, об особенностях народных традиций, – говорит заведующая детским садом «Теремок» Антонида Григорьевна Фомина. – А незнание, как правило, порождает равнодушие. Поэтому наша задача – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут им стать достойными людьми и достойным гражданами своей страны, воспитывать в них любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, селу, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Решая задачи по ознакомлению детей с историей родного края, педагоги и специалисты дошкольного учреждения используют накопленный краеведческий материал музея. Все экспонаты музея являются объектами проектноисследовательской деятельности. На базе музея организован кружок по краеведению «Родничок», фольклорный кружок «Казачонок», родительский клуб «Хранители казачьих традиций».
Музей «Родничок» является центром проектно-исследовательской деятельности педагогов, детей и родителей по ознакомлению с историей казачества. По каждому экспонату музея проводится исследовательская работа, традиционными стали научнопрактические конференции по теме «Родина моя», которые проводятся два раза в год. Что удивительно, с докладами на этих серьезных форумах выступают… сами дети. Что называется, с высокой трибуны они рассказывают о своей родословной, о том, как казаки раньше хлеб выращивали, о традиционных блюдах и народных костюмах этого народа, об убранстве казачьей избы и многом другом.
Всё это способствует повышению знаний об истории казачества, сохранению их традиций и популяризации возрождения казачества. А в целом новизна проекта по внедрению этнокультурного компонента в развитие и воспитание детей дошкольного возраста путем ознакомления с историей родного края основана на выстраивании новой стратегии, позволяющей эффективно «проращивать» традиционную народную казачью культуру в современную жизнь…
Конечно же, дети и представления не имеют о том, какие серьезные задачи ставят перед ними взрослые. Они просто играют, и именно игровая форма способствует достижению желаемого результата. А суть его в том, что эти дошколята не вырастут «иванами, не помнящими родства». А значит, связующая нить поколений не прервется…
«Истоки Прибайкалья»
Деятельность клуба «Истоки Прибайкалья» направлена на углубленное изучение истории казачества и ставит своей целью сохранение традиций этого сословия. Какой же путь избрать к достижению этой цели?..
Члены клуба занимаются изучением и поиском казачьих истоков – истории, фольклора, культуры быта и общения. Обучение и воспитание детей осуществляется в традициях казачьей педагогики в соответствии с историческим прошлым казаков, а также проводится начальная подготовка подрастающего поколения к военной и иной государственной службе.
Ребята принимают участие в выступлениях, праздниках, концертах, показывая свои навыки и умения владения оружием, занимаются строевой и физической подготовкой, обучаются искусству и работе с казацкими шашками и нагайками, а также совершенствуют исполнительское мастерство в области вокала и хореографии.
Клуб организован на базе Турунтаевской средней школы №1, идея его создания принадлежит педагогу дополнительного образования Руслану Петровичу Арефьеву, который становился победителем республиканского конкурса на лучшую образовательную программу по истории казачества, а в нынешнем году занял третье место со своей программой по воспитанию детей на традициях казачества.
ПРИБАЙКАЛЬЕ – УДИВИТЕЛЬНЫЙ КРАЙ, ГДЕ ТЕСНО ПЕРЕПЛЕТЕНЫ СУДЬБЫ РАЗНЫХ НАРОДОВ – ЭВЕНКОВ, БУРЯТ, РУССКИХ, СЕМЕЙСКИХ, КАЗАКОВ. КАК ИЗВЕСТНО, ВПЕРВЫЕ КАЗАКИ ОКАЗАЛИСЬ В ПРИБАЙКАЛЬЕ В XVII ВЕКЕ, ВО ВРЕМЯ ОСВОЕНИЯ СИБИРИ. ИХ ПРЕДКИ – КАЗАКИ-ЗЕМЛЕПРОХОДЦЫ – ОСВАИВАЛИ ЭТИ СУРОВЫЕ И ПРЕКРАСНЫЕ КРАЯ, СТАВШИЕ ОПЛОТОМ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НА ДАЛЬНИХ ЕЁ РУБЕЖАХ.
Заявленный в 2020 году проект «Воспитание патриотизма и мужества на традициях казачества», представленный для участия в конкурсе на предоставление субсидий из республиканского бюджета, является частью программы создания и работы казачьего военно-патриотического клуба «Истоки Прибайкалья». На всем протяжении проект курируют учителя Турунтаевской средней школы №1, имеющие солидный педагогический опыт.
Все они работают по данной программе дополнительного образования на безвозмездной основе. Для углубленного изучения темы казачества приглашаются специалисты из библиотек, музея, краеведы, работники архива, организаторы туристической деятельности. Для проведения культурных и спортивных мероприятий – специалисты художественного направления: педагоги по вокалу и театральной деятельности, а также инструкторы по спортивной деятельности, тренеры, специалисты и работники районного военкомата.
Понятно при этом, что для проведения учебных теоретических и практических занятий, мастер-классов по основам военной подготовки, тренировок по мастерству владения шашкой, занятий вокалом, хореографией, концертных мероприятий и исследовательской работы требуется соответствующее учебное оборудование, обмундирование и одежда. А военно-патриотические клубы, как правило, не имеют серьезной государственной поддержки… Поэтому получение гранта открывает и перед организаторами клуба, и перед детьми долгожданные перспективы.
– В настоящее время в обществе размыты границы нравственных устоев, семейных ценностей, институт семьи испытывает кризис, велико количество разводов, воспитанием детей зачастую занимаются не родители, а улица. Всё это не может не вызывать тревогу, – говорит руководитель клуба, педагог дополнительного образования Руслан Петрович Арефьев. – Один из путей выхода из нравственного тупика – возврат к семейным традициям, обычаям предков. Память об историческом прошлом своего народа, сохранение обычаев, традиций, поможет детям и подросткам обрести нравственные ориентиры, подготовиться к взрослой жизни и к службе в армии…
В задачи проекта входит изучение истории казачества Республики Бурятия, а также обучение музыкальным, вокальным и хореографическим традициям, передача духовных ценностей и традиций казачества подрастающему поколению, воспитание терпимого отношения детей и подростков к культуре и обычаям других народностей. А что особенно нравится мальчишкам, это овладение основами таких традиционных навыков, как умение владеть шашкой и нагайкой.
На средства от гранта планируется, в частности, приобрести 200 метров ткани для пошива костюмов, а также шашки и кожаные подвесы для них, три макета автомата Калашников «АК-74». А еще базовый профессиональный тир, предназначенный для начальной военной подготовки и сдачи норм ГТО.
В целом же в рамках проекта планируются такие мероприятия, как «Посвящение в казаки», «Спартакиада допризывной молодежи», районная и республиканская игра «Казачий сполох». А один из самых интересных аспектов проекта – Дни казачьей культуры. В рамках этого форума целый калейдоскоп событий: и фотосессии в казачьих костюмах, и оформление экспонатов музея, и дегустация блюд казачьей кухни, и мастерклассы, и квесты, и фильм о казаках, и концертная программа.
Еще одно из занимательных мероприятий – создание экскурсионного маршрута «Казачьи версты», где вначале предполагается теория: изучение книг, материалов библиотечного фонда ЦРБ и архива. А затем непосредственно сам маршрут «Продвижение казаков по Прибайкальскому району», который, без сомнений, будет наполнен романтикой…
Возрождение культурных традиций казачества Прибайкальского района актуально и с точки зрения педагогической, так как культурное казачье наследие является фундаментом нравственно-патриотических ценностей народного воспитания. Возрождение былых идеалов, системы нравственных ориентиров и ценностей позволяет наиболее полно донести до молодёжи понятия чести, достоинства, самоотверженной любви и служения своему Отечеству.
Ольга ГАЛЛАС