Нет человека, который бы хоть однажды не порезал или прищемил палец, травмировал ногу или руку…
Маленькие ранки затягиваются, оставляя шрам, большие «ремонтирует» хирург, и все заканчивается неприятным воспоминанием. А если чтото посерьезнее?
ТЕПЕРЬ ЭТО ПРОСТО РАБОТА
Хорошо помню, что прочла в мамином журнале, как девочке на сенокосе папа случайно «скосил» ручку, и ее спасали целой командой. Врач упаковал оторванную лапочку в ледяной кокон, скорая мчалась в районный центр, потом самолет… И как мастерски хирург пришил ручку, и рука не только прижилась, но и полноценно работала. Это был подвиг, мастерство, волшебство, называйте как хотите. Фотография ребенка на руках у хирурга обошла не одно издание.
Когда я узнала, что у нас в Бурятии, в клинике «РЖД-Медицины» такие операции делает женщина-врач Елена Николаевна, была немало удивлена и вспомнила ту давнюю публикацию. Тогда это была сенсация! А тут женщина-хирург. Делает такие вещи запросто, своими нежными женскими ручками. До сих пор удивляюсь…
Когда Елена Николаевна сделала свою первую подобную операцию, об этом писали многие. Сегодня личный счет сложных операций у Елены Николаевны Шабаевой идет на десятки. Просто работа, обычная работа. Если честно, тесно связанная с волшебством, так думаю. Потому как в моем понимании, «собрать» и не промахнуться ни в одном сосудике, ни в одном нерве, и чтобы работало — точно волшебство!
ДАВАЙТЕ ВАШИ РУЧКИ!
В профессию Елена Николаевна пришла неслучайно. В 1998 году успешно окончила Читинскую государственную медицинскую академию по специальности «Лечебное дело», а в 2010 году — ординатору по специальности «Травматология и ортопедия» на базе Бурятского госуниверситета. И в этом же году стала работать в отделении травматологии Отделенческой клинической больницы на станции Улан-Удэ ОАО «РЖД». Работа нравилась, с коллегами осваивала новое, нарабатывала опыт.
— Мне очень повезло, — говорит Елена Николаевна, — моим учителем стал замечательный доктор и человек Ринчин Дабаевич Ринчинов. Уникальный доктор, преклоняю голову до сих пор перед своим Учителем. Он блестяще оперировал! И обладал не только профессиональным талантом, но и юмором. Его меткие фразы мы дор сих пор цитируем! Вот, например, пациентам после спинномозговой анестезии сутки положено было лежать, а когда «не слушались» и вставали, то он говорил: «Даа… здесь не может быть черепно-мозговой травмы, только черепная…» Ринчин Дабаевич и сейчас в строю, хотя в операционной уступил место молодым, но его консультации бесценны. Мы созваниваемся, советуемся и ценим его рекомендации.
АНДРЕЙ, СЫНОЧЕК…
…Андрея Хлебодарова привезли по скорой. Его оторванная рука была упакована в контейнер. Решение надо было принимать мгновенно, счет шел на минуты. Вариантов было два: сформировать культю, и тогда молодой парень на всю жизнь останется инвалидом или попробовать пришить, что было весьма рискованно, реплантированная рука могла не прижиться. Обсудили ситуацию с Вячеславом Анатольевичем Шагдуровом, заведующим отделением травматологии, позвонили Ринчину Дабаевичу.
И они рискнули. Пришили руку. Уж если не восстановятся двигательные функции, то парень хоть не будет чувствовать себя инвалидом, это же важно! Приехал сосудистый хирург, зашил главную артерию, и синяя рука Андрея потихоньку стала розоветь! Потом штопали мелкие сосудики, нервы, но главное было впереди, ведь самые сложные после таких операций первые три дня. И врачи дневали и ночевали в отделении, дежурили круглые сутки возле кровати молодого пациента, главное — не упустить момент!
Выписывался Хлебодаров со своей рукой, а не с пустым рукавом. И это был успех, это была победа. Андрей нередко приезжает в отделение. Охотно рассказывает, чему «научил» свою руку. И почемуто Елену Николаевну называет мамой, а она старшето его на десяток лет. Наверное, Андрей просто считает, что родился заново, потому она и не возражает, пусть зовет, лишь бы в жизни у него с пришитой рукой, а не с культей, все сложилось как надо!
ЕДИНСТВЕННОЕ В БУРЯТИИ
— Со временем мы поняли, что пора открывать второе отделение травматологии — микрохирургическое, — рассказывает главный врач Александр Николаевич Плеханов. — И мы сделали это! Теперь в клинике два отделения травматологии, одно из которых как раз в руках ведущего хирурга и заведующей отделением Елены Николаевны Шабаевой. В
Микрохирургии кисти работают вместе с ней еще три молодых доктора, в способностях которых не приходится сомневаться. На уровне работают, делая уникальные операции! Микрохирурги творят волшебство, именно волшебство, потому как это не поддается логике: как это, пришить и чтоб было, как прежде? Ведь даже разбитую чашку не склеить, а они могут! И для них это не тонкости волшебства, а обычная работа, которую они делают качественно и ответственно!
Отделение микрохирургии кисти — единственное в Бурятии, потому к ним едут отовсюду те, кого постигло несчастье. И оперируются. И уезжают счастливые. «Наше отделение пока единственное в Бурятии. Недавно «пошел» пациент с Читинской области. К ним особое внимание, следим, чтобы нормально прошли реабилитацию, чтобы нормально добрались до дома. Пожалуй, нам скоро станет маловато наших тридцати коек…».
КОМАНДА
Отделение травматологии номер два и микрохирурги работают как единый слаженный организм — врачи, анестезиолог, медицинские сестры и младший медицинский персонал. «Насак Доржиевич Бальжитов, наш анестезиолог, героически трудится, — говорит Шабаева, — только благодаря его профессионализму, мобильности мы успеваем так много оперировать!»
Коллектив очень дружный, один за всех, и все за одного — это про них. И у всех одна задача — выходить пациента, в прямом смысле поставить его на ноги. А во главе команды стоит старшая медицинская сестра Валентина Васильевна Горбунова. Принцип такой — важно представить на месте сложного больного своего родного брата или отца. И представляют, и относятся по-родственному, что не может не отразиться на скорейшем выздоровлении. Это факт, об этом отзывы пациентов, а их больше трех сотен.
Елена Николаевна много консультирует, многому и охотно учится. Всегда. Будь то специальная научная медицинская литература, семинары или встречи с коллегами. Но такое случается, понятно, нечасто — работа! Осваивала микрохирургию в Москве и Ленинске-Кузнецком, в Новосибирске…
НАСЛЕДНИКИ
…Ей очень хотелось, чтобы сыновья (у нее их двое) тоже стали врачами. Но не случилось. Один стал экономистом, второй осваивает компьютерные технологии. И только племяшка Сашенька пошла в доктора. Учится.
А наследники в нелегком, но любимом деле у нее есть. Это молодые доктора Елена Холхоева, Радна Цыренов и Дондок Бальчинов. Им она передает все, что умеет, свой опыт и знания. И жалеет их по-матерински: в день бывает по 4–5 операций, а вечерами надо заполнить все необходимые бумаги. Вот когда личной жизнью заниматься? Но они увлечены профессией, так же, как и Елена Николаевна. Значит, результат будет!
А как же волшебство? Все просто — надо очень любить свою профессию! И тогда волшебным образом все будет получаться!
Лилия Нифонтова.
Фото автора и из архива отделения