С 1 сентября 2023 года вступило в силу Постановление Правительства РФ, которым утверждены Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг.
Эти правила будут действовать 3 года до 1 сентября 2026 года. Что нового предусматривается в правилах оказания платных медицинских услуг, какие ошибки допустили организации при разработке локальных нормативных актов для приведения в соответствие с новыми нормативно-правовыми документами в сфере оказания платных медицинских услуг? На эти вопросы мы попросили ответить и дать практические советы медицинского юриста, эксперта РОО «Медицинская Палата Республики Бурятия» СНЕЖАНУ ТУГАРИНОВУ.
О НОВОВВЕДЕНИЯХ И ОТЛИЧИЯХ
- Сразу приведу примеры. В одной частной медицинской клинике неверно указаны основания для разработки Положения о платных медицинских услугах. В частности, в первую очередь упоминается устав учреждения, затем Конституция РФ, тогда как высшую юридическую силу безусловно имеет Основной закон государства. Из отличий – в Правилах №736 исключили запрет на взимание платы за оказание медпомощи в неотложной форме. Из нововведений, которые необходимо соблюдать как государственным, так и частным МО: название медуслуги должно соответствовать номенклатуре, утвержденной приказом Минздрава от 13.10.2017 №804н.
Теперь соблюдение клинических рекомендаций обязательное условие и для государственных, и для частных МО. Это условие позволяет проверяющим быстро устанавливать соблюдение клиникой разграничений между платными и бесплатными услугами.
Условия использования материально-технической базы и условия привлечения медицинских работников для оказания платных медицинских услуг, а также порядок определения цен (тарифов) на платные медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, будут устанавливаться органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей указанных медицинских организаций, а на услуги, предоставляемые медицинскими организациями частной системы здравоохранения, – руководителями указанных медицинских организаций, если иное не установлено их учредительными документами. Ранее документ не регулировал вопросы использования материально-технической базы и условия привлечения медицинских работников для оказания платных медицинских услуг. Для оказания платных медицинских услуг закон обязывает исполнителя получить письменное согласие потребителя и (или) заказчика на их оказание.
О СТАНДАРТАХ И РЕКОМЕНДАЦИЯХ
Разработаны стандарты медицинской помощи и клинические рекомендации (при их наличии), с учетом и на основании которых (соответственно) оказываются медицинские услуги, путем размещения на сайте исполнителя (при наличии у исполнителя такого сайта) ссылок на «Официальный интернетпортал правовой информации» www. pravo.gov.ru и официальный сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации, на котором размещен рубрикатор клинических рекомендаций, а также путем размещения указанных ссылок на информационных стендах.
МО как профессиональный исполнитель, обладающий полными сведениями, обязана довести до пациента исчерпывающую информацию об оказываемых медицинских услугах. Обратите внимание, суды напрямую связывают качество оказанной медуслуги с полнотой предоставленной пациенту информации о ней и степенью достижения запланированного результата (Определение Верховного Суда РФ от 16 мая 2022 г. по делу № 18-КГПР22-28-К4, Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 14 июня 2022 г. № 88-13971/2022).
Согласно подп. «г» п. 17 Правил №736 медорганизация обязана сообщить пациенту, сколько ему придется ожидать предоставления платных медуслуг. Этот же срок должен быть указан в договоре об оказании платных медуслуг. В Правилах №1006 такая обязанность МО не предусмотрена, в то время как срок ожидания медицинской помощи регулировался и продолжает регулироваться территориальными программами госгарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи. Рекомендую указывать большие сроки, обосновывая это рисками по приобретению лекарств и расходников из-за санкций.
ОБ ОБЯЗАННОСТЯХ И ИНФОРМИРОВАННОСТИ
Постановление предусматривает обязанность исполнителя в случае отказа в удовлетворении требований потребителя направлять ему ответ в сроки, установленные для удовлетворения требований потребителя Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей». В договоре должна содержаться информация об уведомлении потребителя и (или) заказчика о том, что граждане, находящиеся на лечении, в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.
Новые Правила конкретизируют некоторые сведения, которые должны содержаться в договоре с учетом субъектного состава и особенностей оказания услуг. Так, например, при оказании платных медицинских услуг гражданину анонимно сведения будут фиксироваться со слов потребителя услуг. В п. 23 Правил №736 установлено, что договор должен содержать паспортные данные пациента и заказчика (если он физлицо). В Правилах №1006 такого требования нет.
При оказании дополнительных медицинских услуг в рамках ранее заключенного договора исполнитель будет обязан оформить дополнительное соглашение на данные услуги с указанием их стоимости. При предоставлении платных медицинских услуг расходы, связанные с оказанием гражданам медицинской помощи в экстренной форме, возмещаются медицинским организациям в порядке и размерах, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках территориальных программ в соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В договор об оказании платных медицинских услуг не могут включаться условия, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законодательством. Как было отмечено, исполнитель не вправе, в частности в отсутствие предусмотренных законом оснований, в одностороннем порядке отказываться от исполнения договора или вносить в него изменения (в том числе оказывать потребителю без его письменного согласия дополнительные платные услуги). Кроме того, договор не может содержать условия, исключающие или ограничивающие ответственность исполнителя за нарушение обязательств; вводить штрафы, удержания и другие санкции на случай отказа потребителя от договора; устанавливать обязательный досудебный порядок урегулирования споров. Эти и другие подобные условия, нарушающие права потребителя, являются ничтожными (см. ст. 16 и 32 Закона о защите прав потребителей, п. 2 ст. 400 ГК РФ, п. 33 постановления Пленума ВС РФ от 22.06.2021 №18, п. 6 Обзора, утв. Президиумом ВС РФ 20.12.2016).
Согласно п. 38 Правил Исполнитель предоставляет потребителю (законному представителю потребителя) по его требованию и в доступной для него форме информацию: об используемых при предоставлении платных медицинских услуг лекарственных препаратах и медицинских изделиях, в том числе о сроках их годности (гарантийных сроках), показаниях (противопоказаниях) к применению, а также сведения, позволяющие идентифицировать имплантированное в организм человека медицинское изделие. Рекомендую указывать в акте об оказании услуг.
В новых Правилах предусмотрены также особенности оказания медицинских услуг при заключении договора дистанционным способом. Но об этом мы расскажем в следующем материале.