В прихожей тибетолога Чимит-Доржи Дугарова всегда людно – к нему идут со своими бедами и болезнями люди разных возрастов и профессий.
И он, несмотря на свой возраст и напряженный рабочий день, старается со всеми поговорить обстоятельно и душевно. Мало сделать диагностику по пульсу. Он обязательно интересуется, чем питаетесь, кем и где трудитесь, и задаст еще массу вопросов. И при этом как будто рентгеном проходит через весь ваш организм и ставит диагноз. Удивительно, но его вердикт, как правило, всегда совпадает с медицинским диагнозом. Возможно, это его просвещенность, жизненный опыт, житейская мудрость. Как бы там ни было, именно с ним захотелось поговорить нам накануне самого лучшего праздника Белого месяца в надежде, что он нас успокоит, но…
Чимит-Доржи, как вы думаете, мы еще долго будем жить в состоянии страха за самих себя и родных своих. Так хочется снять маски, вдохнуть полной грудью, ходить, куда хочется, с кем хочется…
– Человеческая цивилизация, став на путь развития науки и техники, пришла к тому, что ее разрушительное воздействие на окружающую среду, общество и личность человека приобретает характер катастрофы. Поэтому мы получили то, что заслужили. Сегодня испытание судьбы человечества связано с таким нарушением внутреннего мира каждого индивидуума и социума в целом, с такой разбалансировкой физической и духовной сторон жизни, при котором здоровье человека – фундаментальная основа его существования – находится на пределе сохранения.
ВСЕ СОВРЕМЕННЫЕ ШКОЛЫ МЕДИЦИНЫ, ТРАДИЦИОННЫЕ ВОСТОЧНЫЕ И ЕВРОПЕЙСКИЕ, ДОЛЖНЫ РАЗВИВАТЬСЯ ПАРАЛЛЕЛЬНО, НЕ ЗАКРЫВАЯ ДОРОГИ И НЕ ВСТУПАЯ В КОНФРОНТАЦИЮ.
Проблема физического выживания человека и общества все более выдвигает на первый план проблему сохранения и становления духовного начала во всех сферах человеческого существования и, прежде всего, в области здоровья и медицины. На это указывает кризис, доминирующий в современной цивилизации системы европейской медицины, которая в результате прагматико-рационалистического подхода в понимании природы и человека в гипертрофированной форме ориентирована на биологическое составляющее человеческой личности. Здоровье человека, как физическое, так и духовное, стало рассматриваться в этой системе только через призму медицинской патологии.
В сегодняшней ситуации, когда побочным продуктом развития цивилизации становятся все новые болезни человека, которые считаются неизлечимыми, а страх и безысходность перед лицом связанных с ними страданий играют все более нарастающую деструктивную роль в обществе, прагматико-рационалистический подход оказывается несостоятельным и беспомощным.
Что же, скажите на милость, нам делать? Что нас спасет?
– В отличие от европейской медицины, восточная медицина, в частности индо-тибетская, опирается на учение Будды и буддийскую философскую мысль, которая за 2,5 тыс. лет не утеряла духовности, своей концептуальной основы – истины о страдании. Согласно Учению Будды, внутренний мир человека строится на «четырех благородных истинах»: о существовании страдания, причинах страдания, освобождении от страдания и пути, ведущем к освобождению от страдания. На всех этапах развития буддийской философской мысли концепция страдания оставалась неизменной. Философское понятие «страдание» и физическое страдание – это разные вещи, но внутренний мир индивида и мировое бытие в единстве организуют сущность человека. Буддизм, в понимании сущности бытия человека, ориентирован на равновесие физического и духовного, внешнего и внутреннего и их взаимозависимости.
В индо-тибетской медицине, начиная с самых древних трактатов, природное и социальное в человеке рассматриваются не только в сакральном единстве, но и на духовной основе. Здесь здоровье и болезнь становятся отражением пути человека к истине, одной из основ для исходных позиций совершенствования. Совершенствование физического и духовного здоровья, учитывая фактор судьбы и связанные с ним социальные, морально-нравственные и физические испытания, направленные на восстановление гармонии внутреннего мира человека с внешним бытием.
Являясь одной из пяти составляющих буддизма, тибетская медицина выступает как морально-нравственный институт развития человека от уровня индивида к уровню личности. Определяя ее как нравственно-моральную проекцию человеческой жизни, мы имеем в виду и гуманистическую сторону применяемых ею методов и средств лечения болезней. Европейская медицина, ориентированная, как уже отмечалось, на биологическую составляющую человека, базируется на достижениях промышленной и научно-технической революции. Огромное ее преимущество перед традиционной, восточной, – лавинообразный рост потока лекарственных средств – в конце XX века становится ее недостатком, а может стать и непреодолимым пороком. Современная фармацевтическая индустрия ежегодно выбрасывает на рынок более сотни новых лекарственных препаратов, а врачи-специалисты начинают бить тревогу о побочных патологических действиях лекарственной терапии.
Это уже понятно, что мы гробим себя химическими препаратами, но ведь другого пути лечения у нас нет. Что вы советуете?
– В традиционной индо-тибетской медицине ставка делается не на массовость и разнообразие лекарственных препаратов и их совершенствование, а на гармонию природной, энергетической и социальной составляющей человека, что требует сакрального отношения к средствам и методам лечения с учетом его духовной сущности. Подход к лечению в индо-тибетской медицине – это прямое, непосредственное обращение к личности.
Уникальные возможности традиционной тибетской медицины как части Учения Будды, ее силы кроются в самой сущности человека, в его потенциале. Потенциал человека неисчерпаем во все времена, ибо никакие научные познания не смогут определить рамки возможностей человеческой личности. В этом случае окружающая человека экологическая природная среда является составным элементом его сущности. Системная модель всех болезней, если она когда-нибудь будет разработана, как нам кажется, не сможет быть вне философской концепции буддизма. Выбор судьбы – здоровье или болезнь – не результат биологических катаклизмов организма человека, а результат сохранения или разрушения фундамента человеческой жизни-морали и его собственного морально-нравственного выбора. Подтверждением этому может служить вывод, сделанный в одной из старинных рукописей по индо-тибетской медицине о том, что 25% болезней человека будут иметь летальный исход, 25% – завершатся самовыздоровлением, 25% выздоровлений произойдут на основе психотерапии и всего 25% выздоровлений наступят на основе лекарственной или иной терапии.
Поэтому абсолютизация возможностей лекарственной терапии и лекарственных препаратов – один из источников трудностей европейской медицины. Примером может служить проведенный нами в городе Цюрихе (Швейцария) в октябре-ноябре 1994 года с различными видами хронических заболеваний прием пациентов. Все больные находились в течение многих лет в различных европейских клиниках, имеющих максимальное оснащение высококлассным диагностическим оборудованием и современными средствами лечения. Пациенты получали лечение и находились под наблюдением у квалифицированных врачей. Больные принимали препараты европейской фармации в течение длительного времени. В результате у большинства из них развивались явления привыкания. В этих условиях при применении препаратов индо-тибетской медицины получить адекватные результаты почти невозможно. Иными словами, принципы лечения индо-тибетской медицины вступают в противоречие с европейской системой, создавшей имманентную ей информацию.
По существу, мир современной медицины стоит перед дилеммой: соперничество, слияние или содружество и партнерство с традиционной восточной медициной. По нашему мнению, всякая монополия в сфере медицины вредна и должны процветать различные школы лечения человека. Система гомеопатии, например, действующая в контексте европейской медицины, до настоящего времени не слилась, не интегрировалась с аллопатической медициной, хотя в нашей стране, как известно, только в 1994 году официально признано гомеопатическое лечение человека. Если эти, почти родственные направления лечения человека не смогли за длительное время приблизиться к черте интеграции и слияния, то ассимиляция традиционной восточной и европейской медицины не может быть предметом обсуждения, несмотря на широкий интерес к этой проблеме специалистов-медиков и средств массовой информации.
ВСЕ НАШИ ТРАВЫ – ОНИ ИМЕЮТ ЛЕЧЕБНЫЕ СВОЙСТВА, ВСЯ НАША ВОДА РОДНИКОВ ЛЕЧИТ. А КАКОЙ ВОЗДУХ НА БАЙКАЛЕ, В ТУНКЕ, В ОКЕ – ВСЕ ЭТО ЛЕЧИТ.
Исходные постулаты традиционной индо-тибетской и европейской медицины различные, а поэтому интеграция и соединение их невозможны и они должны существовать параллельно. Тем не менее следует признать, что мир болезней настолько разнообразен и многомерен, что он, подобно Вселенной, не знает ни начала, ни конца, а поэтому ни одна из существующих систем лечения, будь то европейская или восточная, не сможет охватить весь мир человеческих недугов и страданий. Более того, научно-технический прогресс и порожденный им глобальный экологический кризис сулит человеческой цивилизации дальнейшую дестабилизацию систем жизнеобеспечения, а следовательно, и новые недуги.
Это отнюдь не радужные перспективы…
– Да, мы можем предполагать, что европейской медицине доступно лечение около 2/3 общего числа болезней человека, заметное число болезней поддается лечению методом традиционной индо-тибетской медицины, но есть недуги, которые не поддаются известным системам врачевания. Это надо признать и с этим необходимо считаться, хотя мы и живем в эпоху научно-технического прогресса. Поэтому в ближайшем будущем вряд ли можно ожидать появления так называемой супермедицины, вбирающей и интегрирующей в себе все современные школы: традиционные восточные и европейские. Такой детерминизм в медицине не только невозможен, но и стал бы опасным для судьбы человечества. Поэтому мы должны сконцентрироваться и заняться проблемами не взаимопроникновения и слияния, а проблемами расширения возможностей применения существующих методов в рамках каждого из представленных лечебных направлений. Поле деятельности так безгранично, что каждая лечебная система найдет свое место в огромном пространстве, заполненном недугами и страданиями людей.
По нашему мнению, все современные школы медицины, традиционные восточные и европейские, должны развиваться параллельно, не закрывая дороги и не вступая в конфронтацию. Обучение, воспитание кадров и исследовательские работы должны идти в каждой медицинской традиции независимо, без навязывания своих позиций и взглядов друг другу.
Унификация и стандартизация систем лечения путем интеграции, а также слияние восточной и европейской медицины – это было бы, мы считаем, опрометчивым шагом в такой деликатной и священной области, как спасение жизни человека.
А вот, смотрю, много у вас пациентов приходит. С чем идут люди? С какими болезнями? Как ковид повлиял на здоровье людей?
– Люди идут с простудами, с постковидными последствиями. А последствия ужасные. Ковид может повлиять на все: на психику – люди могут слышать и видеть то, чего нет, появляются разные панические страхи у людей. Это не только от самого ковида, но и от лекарств, которые принимают. Тот же «Арбидол», это же химия. Но полностью лекарства не излечивают ковид.
И что вы рекомендуете своим пациентам?
– Конечно, вакцинироваться. Вакцинация может помочь либо не заболеть, либо перенести болезнь в более легкой форме. Необходимо хорошее, сбалансированное питание. Особых рецептов у меня нет. Вот что касается продуктов, то мы здесь, в Сибири, в лучшем положении, чем Европа и Америка, где активно выращивают генно-модифицированные овощи. Это страшно. В Америке я сам на себе это испытал. На 20-й день я уже не мог там питаться – не шло. Один фермер придумал выращивать генно-модифицированную кукурузу, которая намного крупнее, чем обычная, и выместил с рынка фермеров с обычной кукурузой. И эту кукурузу едят животные, которые потом дают молоко и из которых мы получаем мясо. А генно-модифицированные продукты могут вызывать нарушения психики. До нас уже начинают доходить эти веяния. У нас в этом плане гораздо лучшее положение. Натуральные продукты в Америке стоят в десять раз дороже, чем генно-модифицированные. У нас продукты натуральные, мы должны это сохранить, должны сохранить нашу природу.
Все наши травы – они имеют лечебные свойства, вся наша вода родников лечит. А какой воздух на Байкале, в Тунке, в Оке – все это лечит. Нужно есть натуральные продукты, больше ходить на свежем воздухе, вовремя питаться. И все делать в меру, не заставляя, не бежать сломя голову. Не торопитесь жить. Наслаждайтесь каждой минутой, и тогда духовное и физическое придут в равновесие. Будьте спокойны и благоразумны.
– Тигра нам не стоит бояться?
– Страх порождает болезни. Не надо ничего бояться. Хамбо лама Монголии пишет, что год Тигра хорош для молодежи, для детей – средний, для стариков – тяжелый. Уделите внимание пожилым, будьте чаще с ними рядом, позаботьтесь о них. Будут старики живы – и вам это доставит радость, и пребудет с вами счастье. Берегите их…
Татьяна Спицына