Пятница 26 апреля 2024
Минцифры России в период с 6 по 31 мая проведёт урок по теме «Технологии в интернет-торговле» в...
По инициативе Российского экспортного центра в городе Харбин (столица самой северной китайской...
Алексей Цыденов назвал правильным и стратегическим подходом идею председателя КНР Си Цзиньпина о...
22 апреля Президент подписал Указ о награждении государственными наградами Российской Федерации...

История жителя острова Ольхон стала основой игрового фильма, главную роль в котором сыграл известный российский артист Дмитрий Певцов. 

ВОЗДУШНАЯ ТРАССА НА ОСТРОВ ОЛЬХОН открылась 9 Мая 1945 года. Небольшой самолет принес долгожданную новость о победе советского народа в Великой Отечественной войне. Правда, дебютный полет едва не закончился катастрофой. При заходе на посадку близ Хужира борт зацепил высокие сосны, но чудом смог приземлиться. Летчики сообщили о происшествии на материк, а потом больше недели ждали, пока привезут необходимые запчасти.

Старожилы утверждают, что «первой ласточкой» был Ан-2, прозванный в народе «кукурузником». Но, скорее всего, это был другой самолет. Машина знаменитого авиаконструктора Олега Антонова Ан-2 прошла испытания и была запущена в промышленное производство много позднее, 23 августа 1948 года. Впрочем, неточности в воспоминаниях старожилов не умаляют значимости самого факта открытия воздушной трассы. События для островитян, без преувеличения, эпохального. 

«За омуль доплачивать будем?»

В 1957 году, накануне VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, полноценный аэродром для самолетов малой авиации оборудовали на окраине Харанцов, второй по величине деревне на Ольхоне. Длина земляной взлетной полосы составляла 600 метров, ширина – 50 метров.

Много лет неприметный с виду аэродром можно было узнать лишь по полосатому ветроуказателю, похожему на сачок. Аэровокзал представлял собой здание из четырех комнат, в том числе из зала ожидания на 12 человек, по числу кресел.

Первым начальником островного аэропорта назначили Виктора Танковича. Его семье предоставили жилплощадь в Хужире, в доме через стенку с аптекой, в которой работала его жена Людмила.

В период своего расцвета Ольхонский аэропорт принимал и выпускал до шести рейсов в день. До денежной реформы 1961 года билет стоил 130 рублей. После реформы цена с 13 рублей сначала снизилась до 8, а потом поднялась до 11 рублей.

Островитяне могли бесплатно перевозить десять килограммов ручной клади. Чаще всего на материк везли байкальский деликатес, поэтому багаж так и называли – «омулевый». В то время рыбы в водах Малого моря водилось не в пример больше, стабильно работал Маломорский рыбзавод, производя даже консервы из омуля. Его коптили, солили, вялили, и это был беспроигрышный подарок на все случаи жизни. В аэропорту нередко раздавалась фраза: «За омуль доплачивать будем?».

Самокрутка судьбы

В 1976 году начальником островного аэропорта назначили Владимира Иннокентьевича Прокопьева. Его путь в небо оказался настолько неординарным, что стоит об этом рассказать отдельно.

Владимир Иннокентьевич рос в деревне Воробьёво Нижнеилимского района, ныне затопленной водами УстьИлимской ГЭС. «Деревня наша была настолько глухая, что мы не видели ни парохода, ни поезда, лишь изредка пролетали над тайгой крошечные самолеты», – вспоминал позднее Владимир Иннокентьевич.

Володя рано повзрослел. Когда парню исполнилось 14 лет, умерла мама, и он остался в семье за старшего. Ситуация к лучшему изменилась после приезда старшей сестры, которая работала на оборонном предприятии. Во время войны учебу в школе пришлось временно оставить, и в итоге семилетку Прокопьев окончил в 18 лет. Как и большинство сверстников-подростков, оставшихся во время войны без отцов, Прокопьев рано начал курить. Скручивая однажды «козью ножку», Володя прочел на оторванном клочке газеты объявление о том, что Арзамасская школа авиарадистов набирает учащихся. Предложение настолько запало в душу, что он тут же поделился новостью с друзьями. И уже через пару дней из желающих поехать в Арзамас набралась целая ватага – шесть человек.

Дорога в небо

По воспоминаниям Владимира Прокопьева, до Иркутска добирались десять дней. Сначала по Илиму – на лодках, водная одиссея отняла три дня. От Илимска до Заярска   – на попутках. Следующий этап, до областного центра, по Ангаре – на пароходе.

Из всей группы сибиряков только Прокопьеву удалось поступить в школу авиарадистов, остальных отсеяли уже на первом этапе по здоровью. Через год способного сибиряка, уже получившего необходимую специальность, направили в школу высшей летной подготовки в Бугуруслан. «Набралось нас порядка 30 человек с курса, в училище переучивали уже на бортрадистов, – вспоминал Владимир Иннокентьевич. – По окончании, это было в 1956 году, стали распределять по всему Советскому Союзу. Меня сагитировали поехать в Якутию, я согласился».

Первой машиной, которую пилотировал выпускник Прокопьев, был военно-транспортный самолет средней дальности Ли-2. Затем пересел на перспективный Ил-14, а закончил карьеру бортрадистом на Ту-104, первом советском пассажирском самолете на реактивной тяге.

Одна из командировок на Север оказалась особенной, подарившей Владимиру Иннокентьевичу вторую половину. Прилетев в Якутск, экипаж отправился в местный клуб на танцы, где бортрадист и заприметил девушку. Обменявшись взглядами, молодые познакомились. Ее звали Герольда. «Тогда не было никаких дискотек, просто танцы. Там и заприметил Герольду, – вспоминал Владимир Прокопьевич. – Я жил в общежитии, а невеста со своими, втроем, – в маленькой комнате. Тем не менее пришел жить к ним четвертым. И только через год нам, как молодой семье, дали отдельную комнату в общежитии».

Начальник посадочной площадки

После окончания летной карьеры Прокопьев принял предложение возглавить аэропорт поселка Качуг. А затем перспективного начальника перевели в Иркутск, назначив ответственным руководителем местных воздушных линий. Владимир Иннокентьевич отвечал уже за 36 аэропортов. Побывав однажды на Ольхоне, Прокопьев «заболел» Байкалом, природой и через четыре года попросил перевести его «с понижением» в Харанцы. Жена Герольда Михайловна заняла должность радиста.

Согласно записи в бортовом журнале, последний рейс на остров прибыл 18 июля 1999 года. Но начальник продолжал поддерживать «взлетку» в надлежащем состоянии. Лишь изредка здесь совершал посадку борт санавиации, а летом – Ан-2 с десантниками-пожарными.

«Я считаюсь начальником посадочной площадки, – рассказывал в одном из интервью Прокопьев. В надежде на возрождение малой авиации каждую весну чиню деревянные ограничители полос, привожу в порядок тканевые ветроуказатели. Ограничители крашу, они остались еще с советских времен. Подсыпаю полосу песком. Надеюсь, что малая авиация, без которой раньше в этих краях жизни не представлялось, снова кому-то понадобится. Пока все печально. У нас есть такой документ – регламент радиотехнических средств, куда занесены все действующие аэропорты. Мы из этого регламенты исключены. Вокруг Иркутска было 36 аэропортов: Усть-Удинский узел состоял из 15 аэропортов, Жигаловский – 7 взлетно-посадочных полос. Все закрыты! До последнего считал, что малую авиацию не тронут, будет она работать. Все закрыли! Буквально! На душе долго скребли кошки, как только вспоминал Качуг, где работал. Там мы построили хороший аэровокзал, прекрасную летную полосу, радиосредства обновили. И вдруг все это закрывают. Не представляете, как мне его было жалко.

Владимир Иннокентьевич свято верил, что самолеты обязательно вернутся. И они вернулись. 25 июня 2014 года прибыл Ан-28, на борту которого находился особый пассажир – новый начальник крохотного аэродрома. Прокопьева перевели на должность сторожа, а он и рад был этому. И дело даже не в прибавке к пенсии, главное – он дождался самолетов! Была попытка запустить регулярные рейсы. Но у нового собственника не заладилось с прибылью, а дотации выбить не удалось. Цены на билеты оказались неподъемные. За два месяца Ан-2 перевез всего 17 пассажиров.

Регулярные рейсы на остров все-таки запустили, но позднее. Владимир Иннокентьевич немного не дотянул до светлого момента: в 2018 году они ушли с любимой Герольдой Михайловной один за другим, прожив вместе более 60 лет.                                      

Борис СЛЕПНЕВ,
фото автора   

Сотрудники БИП СО РАН проверили свои знания в научном квизе.
УКАЗ ИМПЕРАТОРА ПЕТРА I ОБ УЧРЕЖДЕНИИ АКАДЕМИИ НАУК И ХУДОЖЕСТВ был объявлен 8 февраля 1724 года.
В Улан-Удэ состоялась ОЧЕРЕДНАЯ IV СЕССИЯ НАРОДНОГО ХУРАЛА СЕДЬМОГО СОЗЫВА.
Правительство России поддержало проект сенатора от Бурятии о праве на выплату двух пенсий детям-инвалидам, потерявшим родителей на СВО.
30 ЛЕТ НАЗАД, 22 ФЕВРАЛЯ 1994 ГОДА, сессия Верховного Совета Республики Бурятия двенадцатого созыва приняла Конституцию Республики Бурятия.
ГЛАВНЫМ ПОЛИТИЧЕСКИМ СОБЫТИЕМ страны стало послание Президента России Владимира Путина к Федеральному Собранию.
Завершилась юбилейная сессия ШЭПа.
«На фронте не до песен» - так кажется нам, гражданским. А как раз на фронте им самое место. Песня поддержит и напомнит о родном доме, поможет...
Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию в этом году стало самым объемным за всю историю по продолжительности — более двух...
Бурятия достигла значительных успехов в развитии инфраструктуры.
В республике поставлен рекорд по количеству социальных объектов, введенных в эксплуатацию за последние годы. Речь идет о медучреждениях, школах,...
В экологическом плане Бурятия, как и многие регионы, сталкивается с рядом проблем и вызовов.
Минцифры России в период с 6 по 31 мая проведёт...
По инициативе Российского экспортного центра в...
Алексей Цыденов назвал правильным и...
22 апреля Президент подписал Указ о награждении...
Комплексный план по снижению выбросов...
Глава Бурятии Алексей Цыденов в понедельник...
Буддийские архитектурные украшения из Эрмитажа...
Об этом сообщила замруководителя Администрации...
В четверг, 18 апреля, в Музее кино на ВДНХ...
Велопробег «Звезда Победы», посвященный 79-ой...
17 апреля в Бурятии прошло памятное гашение...
В среду, 17 апреля, Глава Бурятии Алексей...
Сотрудники лесничеств ежедневно проводят...
При этом водопроводная вода полностью безопасна...
На этой неделе, 16-21 апреля, на стенде Бурятии...
В этом году индивидуальный предприниматель по...
В связи с действием в Бурятии особого...
Древний праздник Навруз посвящен дню весеннего...
Президент Российской Федерации Владимир...
В День Космонавтики, 12 апреля, на острове...
Акция, посвященная Всемирному дню здоровья и...
Сотрудники БИП СО РАН проверили свои знания в...
В Бурятии введен особый противопожарный режим!
Любовь Биликтуева получила одну из главных...
УКАЗ ИМПЕРАТОРА ПЕТРА I ОБ УЧРЕЖДЕНИИ АКАДЕМИИ...
2 апреля 2024 года стартовал пятый сезон...
Тематический поезд Министерства обороны РФ «Сила...
Участницы проекта получат комплексные знания для...
Улан-удэнская агломерация, а это город с...
В Улан-Удэ состоялась ОЧЕРЕДНАЯ IV СЕССИЯ...
Правительство России поддержало проект сенатора...
Сотрудники лесничеств ежедневно проводят...
Международную выставку-форум "Россия" 6 апреля...
30 ЛЕТ НАЗАД, 22 ФЕВРАЛЯ 1994 ГОДА, сессия...
Игорь Шутенков в интервью телекомпании «Тивиком»...
На откосах в центре города начался демонтаж...
Премьер-министр Михаил Мишустин в ежегодном...
С 1 мая по 30 декабря будет открыт прием заявок...
ГЛАВНЫМ ПОЛИТИЧЕСКИМ СОБЫТИЕМ страны стало...
Сейчас ведется разработка...
Завершилась юбилейная сессия ШЭПа.
В городе Улан-Удэ наблюдается высокий уровень...
Мероприятие проводилось по береговой линии...
Причина возгораний - переход огня с земель иных...
18 июля 2023 года ОАО «РЖД», АО «Желдорреммаш» и...
«На фронте не до песен» - так кажется нам,...
Алексей Цыденов выступил с докладом на...
Президент России Владимир Путин провел совещание...
Экологический форум и VIII специализированная...
Сейчас тренируются ребята из Сосново-Озерского,...
XVIII традиционный турнир по подледному лову...
Темы проектов самые различные - студенческое...
25 марта, под председательством Заместителя...
В пятницу, 22 марта в Улан-Удэ в поселке...
Поезд «Сила в правде» (6+) министерства обороны...
По замыслу авторов проекта - архитектора...
Послание Президента РФ Владимира Путина...
Бурятия достигла значительных успехов в развитии...
Президент России выступил с обращением к...
Глава Бурятии Алексей Цыденов выразил...
Мэр Улан-Удэ Игорь Шутенков 20 марта на сессии...
Сотрудники агентства лесного хозяйства Бурятии...
Мэр Улан-Удэ сегодня, 20 марта, в отчете о своей...
В республике поставлен рекорд по количеству...
В экологическом плане Бурятия, как и многие...
Перечень несанкционированных свалок в Бурятии,...
Конкурс дает возможность для организаций города...
Холодный февраль был насыщенным на визиты...
В ЛИСТВЯНКЕ СОСТОЯЛСЯ ДЕСЯТЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ...
49 сотрудников Республиканского агентства...
В сентябре 2024 года в Бурятии будет отмечаться...
С начала 2024 года на водоемах Бурятии произошли...
Министерство природных ресурсов и экологии...
Она идет в поддержку Вооруженных Сил Российской...
В Бурятии стартовал приём заявок на конкурс по...
Для сбора такого вида отходов в городе отведены...
На бизнес-форуме «Мой бизнес. Бурятия. Новая...
Республиканский форум «Женщины: сохраняем...
12 марта, в селе Десятниково Тарбагатайского...
Мероприятие пройдет 17 марта с 13:00 до 17:00...
Федеральный проект «Чистая вода» дал возможность...
В рамках Всемирного фестиваля молодежи, который...
Такое крупное международное мероприятие, как...
В течение двух дней 7 и 8 марта в одном из...
В воскресенье, 2 марта, Главе Бурятии...
Следствием ОМВД России по Прибайкальскому району...
Минерализованные полосы созданы вокруг...
В воскресенье, 2 марта, Глава Бурятии Алексей...
О газификации регионов сказал Владимир Путин в...
В ходе Послания Федеральному собранию Президент...
Налоговый вычет на второго ребенка в России...
На Всемирном фестивале молодёжи, который пройдет...
Рабочая группа Минздрава Бурятии под...
С 11 по 31 марта 2024 года на всей территории...
Международную выставку-форум «Россия» посетил...
Процесс переработки старых шин весьма уникальный.