Здравствуй, юный друг! Сегодня я приглашаю тебя в Бурятский театр оперы и балета. Нет, на этот раз не на спектакль, а в сам театр. Мы познакомимся с его зданием и удивительной историей.
Наверное, ты не раз видел это царственное строение на площади Советов, когда гулял возле фонтана с мамой и папой? Рассматривал его красивые двери, заглядывал в широкие окна, слышал мелодичное пение, доносящееся оттуда, и всматривался в величественных коней с всадниками на крыше. Сейчас я зову тебя поближе познакомиться с его внутренним убранством и узнать что-то новое об этом храме искусства. Вперед, за мной!
Но прежде чем мы заглянем внутрь, давай познакомимся с его первым художественным руководителем и главным режиссером. Это Гомбо Цыдынжапов, именем которого назван театр. Он был активным и идейным человеком, мечтал построить настоящий дворец и все делал для того, чтобы у артистов, музыкантов появился свой ДОМ. И во многом благодаря его таланту и личным качествам в нашем городе есть этот архитектурный шедевр.
Его возведение началось еще в 30-х годах ХХ века, тогда по всей стране одновременно планировалось построить 80 новых театров. Но Великая Отечественная война приостановила планы, и после 1945-го возобновилось строительство только 14 из них. В том числе и Бурятского театра оперы и балета. 1 мая 1952 года он открыл свои двери для зрителей. Откроем их и мы.
Где мы очутились? Правильно, в кассовом вестибюле. Знаешь, почему он так называется? Потому что именно здесь стоит касса театра и можно купить билеты на любой спектакль. Спроси кассира о постановках, и он обязательно посоветует оперу или балет, который тебе понравится. Отсюда мы попадаем в фойе первого этажа. И здесь начинаются чудеса.
Это фойе имеет полукруглую форму совершенно не случайно. Таким его задумали архитекторы, чтобы повторить строение традиционного жилища кочевника – юрты. Да-да, это фойе напоминает нам бурятскую юрту. Всмотрись в консоли, они, словно жердочки, держат ее свод. А ведь сначала, когда только планировалось строительство, архитектор А. Н. Федоров хотел создать здание в классическом типовом стиле, как и все другие театры по стране. Но проект не был утвержден, и было принято решение, что он должен нести в себе черты традиционной бурятской культуры. Поэтому наш театр – единственный в мире опера-хаус, в архитектурной идее которого заложена бурятская юрта.
Гомбо Цыдынжапов был знатоком бурятской культуры, он очень глубоко ее понимал и разбирался в ней. Ведь еще в детстве успел побывать хувараком, так как был из ламского рода, именно поэтому здесь так много буддийских символов и национальных элементов. Подними голову, посмотри наверх – и ты увидишь древние бурятские орнаменты, повторяющие петроглифы на местных скалах. Здесь нарисованы сакральные благопожелательные символы. И даже на радиаторных решетках можно найти буддийский жезл – ваджру.
Конечно, здесь также есть и символы уже несуществующей страны – Советского Союза, во времена которого было построено здание. Серпы, молоты и звезды соседствуют с бурятскими символическими пожеланиями добра, богатства, удачи.
Вот мы и подошли к лестничному пролету, ведущему на второй этаж. Если ты придешь сюда утром, то иди к восточной лестнице, что находится слева от входа. И увидишь, что она расцвечена всеми цветами радуги. Солнечные лучи проникают через красивые витражные окна и, переливаясь разноцветным светом, играют на перилах и стенах. А вечером пройдись по западной стороне, что справа от входа, и тут солнце тоже сыграет с тобой в пятнашки. Эти витражи, сквозь которые в здание заглядывает солнышко, делают из театра настоящий сказочный дворец и преображают его пространство.
Поднимемся на второй этаж! Здесь невероятно светло, и это тоже не случайно. Ведь это фойе называется двухсветное и имеет два уровня света, как в русских теремах или церквях, чем напоминает храмовый придел. И если первый этаж посвящен буддизму, то здесь мы заметим отсылки к христианской культуре. Ее мы увидим в арочных окнах, в кессонах на потолке, похожих на русские иконы в окладе. Там изображены люди разных профессий, и каждый держит в руках орудие труда.
Давай представим, что ты лег на пол и смотришь наверх. В потолочной живописи авторства Василия Бордиченко мы увидим наш родной праздник Сурхарбан. Там нарисованы игры мужей: скачки, стрельба из лука и борьба, бухэ-барилдаан.
Поднимайся, пойдем посмотрим на горельеф «Дружба народов» – центральную композицию фойе, созданную Александром Тиминым. Его гению также принадлежит конная группа, олицетворяющая собой молодую Бурятию и украшающая здание снаружи. А на горельефе мы видим вовсе не артистов балета или оперных певцов, а тех, для кого строился театр – зрителей. Вот пограничник, железнодорожник с паровозом в руках, сталевар, лесник, скотовод, женщины-колхозницы, дети, мужчины – русский и бурят, пожимающие друг другу руки. Кстати, двух мальчиков, русского и бурята, – символов дружбы между нашими народами, мы видели и в потолочной росписи.
А теперь вперед, в зрительный зал! Скажи, как часто ты рассматривал его красивый потолок? Композицию, которая называется «Торжество социалистического строя» – ее три года рисовали знаменитые советские художники Георгий Рублев и Борис Иорданский. Представляешь, чтобы ее создать, им понадобилось 55 тыс. куриных яиц! Ведь они работали в технике яичной темперы, когда краски смешиваются с куриным желтком. Гомбо Цыдынжапов вместе с артистами, музыкантами и работниками театра ездили по всему Подмосковью в поисках такого количества яиц, а затем свозили их на фабрику им. Бабаева. Там специально нанятые женщины вручную отделяли белки от желтков, белки сливали в огромные чаны, где замачивалось полотно для росписи.
Да, действительно, рисунок нанесен не на штукатурку, а на тканевую основу, которая натянута на потолке. А желтки смешивали с красками. Чтобы художникам было комфортно работать, арендовали залы Ленинской библиотеки, где можно было разместить такое большое полотно. К тому же авторам понадобились огромные зеркала, которые также искали по всей Москве, и все для того, чтобы создать эффект сопричастности изображенных людей и настоящих зрителей. Ведь когда мы смотрим на них, у нас не возникает ощущения, что они лежат над нами, а, скорее, мы вместе с ними смотрим на этот сказочный дворец-театр.
Ты спросишь, почему нарисованный театр не совсем похож на тот, что стоит сейчас. Дело в том, что при строительстве здания планировалось разместить центральный вход на юге, как во всех юртах, а вести к нему должна была широкая лестница. Но проект изменили и вход перенесли на север. Поэтому на плафоне мы видим озаренный светом театр, а на лестнице по кругу на фоне небосвода и зданий города – торжествующих людей. Кстати, это реальные деятели культуры и искусства Бурятии.
Там, на ступеньках, мы вновь видим двух друзей – русского и бурята. За образы взяты реальные люди, хотя портретного сходства, конечно, нет. Это Гомбо Цыдынжапов, внесший значительный вклад в музыкальное искусство республики, и Константин Рокоссовский, Герой Советского Союза, который в 20-е годы ХХ века жил в Кяхте и здесь женился. За это его еще называли «бурятским зятем». Здесь же написаны звезды бурятского театра – Надежда Петрова, Ардан Зонхоев, Лхасаран Линховоин и другие. Искусствоведам еще предстоит опознать всех изображенных на плафоне деятелей культуры.
А еще здесь мы видим здание правительства, утопающее в деревьях, ведь раньше на площади Советов размещался сквер, мачты кораблей судостроительного завода, самолеты, выпущенные авиазаводом, флаги «Динамо», «Спартака» и всех родов войск. Это ошеломляющее полотно отражало жизнь тогда молодой советской республики.
Вот, дорогой друг, ты немного познакомился с удивительной историей нашего театра оперы и балета. Теперь приходи увидеть все лично на экскурсию и, конечно, на спектакли. Ведь он строился и ради тебя.
ИД «ЭКОС» выражает признательность за предоставленную информацию заведующей музеем Бурятского театра оперы и балета Ольге Шаглановой. Фото предоставлено пресс-службой БГАТОиБ, фотограф Егор Бельских