Медицинский институт Бурятского государственного университета на протяжении четверти века готовит квалифицированных специалистов, востребованных не только в Бурятии, но и по всей России.
В честь знаменательного юбилея на страницах нашего журнала публикуем статью непосредственного участника его организации, доктора медицинских наук, заслуженного врача РФ ИЛЛАРИОНА МИТРОФАНОВИЧА БАЛЬХАЕВА, в которой описывается история создания Медицинского факультета/института, его развитие за эти годы, а также достижения преподавателей, студентов и выпускников.
ПОТРЕБНОСТЬ В МЕДИЦИНСКИХ КАДРАХ В БУРЯТИИ
Богатство любого государства — это его население. Люди создают государство и являются источником, двигателем его развития и процветания. Но, чтобы активно влиять на жизненные процессы, человек должен быть здоров. В Конституции РФ прописано, что «Российская Федерация — это социальное государство», в котором «охраняются труд и здоровье человека».
После распада СССР в 1991 году система здравоохранения вступила в фазу стагнации: значительно сократилось финансирование, квалифицированные специалисты в области медицины стали переходить в так называемый «бизнес», значительно уменьшились научные исследования в области медицины, сильно сократилось производство лекарственных препаратов и медицинского оборудования для диагностики и лечения заболеваний, многие врачи вынуждены были выезжать за рубеж.
Все вышеперечисленные проблемы коснулись и Бурятии. В октябре 1992 года вышел Указ Председателя Верховного Совета РСФСР/РФ Хасбулатова Р.И. об отмене льготно-квотных механизмов подготовки специалистов, в том числе врачей. В связи с этим, студенты, обучающиеся от республики, после окончания медицинских вузов в разных регионах страны практически перестали возвращаться в Бурятию. При этом многие выпускники средних учебных заведений больше не выезжали на учебу в другие медицинские вузы из-за недостаточной материальной обеспеченности. Существовавший в советское время механизм подготовки врачебных кадров, а также последипломного образования был нарушен. Большинство медицинских институтов стали готовить врачей в первую очередь для себя. Таким образом, в остальных регионах, где не было медицинских вузов, возник сильнейший кадровый голод. Например, в доперестроечные годы в Бурятию ежегодно направлялись от 130 до 160 молодых врачей — выпускников медицинских вузов, закреплялось в республике около 60%. В начале 90 х это количество сократилось до 30–65 специалистов. В том числе из-за недостатка врачей количество коек по республике сократилось на 1237, а районные, городские, республиканские лечебные учреждения оказались не полностью укомплектованы врачами. Республика нуждалась в медицинских специалистах высшего звена с широким диапазоном возможностей, владеющих современными высокотехнологичными методами диагностики заболеваний и их лечения, а также ориентирующихся в области традиционной медицины.
ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ МЕДФАКУЛЬТЕТА
Кардинальные перемены в экономической и политической сферах страны и ослабление административного диктата в системе высшего образования открыло перед вузами возможности использования рыночных рычагов в образовательном процессе. Важнейшим атрибутом самостоятельности регионов в 1990 е годы стало повышение статуса высших учебных заведений до уровня университетов, а наличие же классического университета в регионе с гуманитарным блоком, факультетами и кафедрами фундаментальных дисциплин: физические, химические, биологические и математические науки; юридическим, медицинским и экономическим факультетами обеспечивало лидерство в научно-педагогическом процессе.
Таким образом, стремление иметь в Республике Бурятия свой классический университет имело объективные предпосылки. Реализация идеи создания университета была осуществлена благодаря усилиям сотрудников Бурятского научного центра СО РАН и Комитета по науке, культуре, образованию, молодёжной политике и спорту Верховного Совета Республики Бурятия (председатель Калмыков С.В.). Так, при поддержке Правительства РБ в 1992 году в г. Улан-Удэ был открыт филиал Новосибирского государственного университета. Директором филиала был приглашен профессор, д.ф.-м.н. Дандарон Г-Н.Б.
НАЧАЛО ПУТИ
После избрания в 1993 году ректором БГПИ им. Доржи Банзарова депутата Калмыкова С.В. развернулась работа по созданию классического университета на базе пединститута. В результате реорганизации БГПИ и БФ НГУ и открытия на их базе Бурятского государственного университета (постановление Правительства РФ № 1060 от 02.11.1995 г.) идея создания высшего медицинского образования обрела возможности для реализации. Необходимо пояснить, что первый набор был осуществлен на медикобиологическое отделение БФ НГУ без лицензии в июле 1995 года. Заведующим медико-биологического отделения филиала НГУ был к. м. н. Цыбиков Е.Н., а заместителем — доцент, к. м. н. Бадмаин Ю.Ч. Занятия в отделении проводились в течение двух месяцев, затем произошла реорганизация филиала НГУ в Межотраслевой учебно-научный центр (МУНЦ) — структурное подразделение БГУ. После выборов ректора БГУ в марте 1996 года на должность заместителя заведующего МБО и организатора медицинского факультета (на штатной основе) был назначен Бальхаев И.М. — один из основателей, первый главный врач научнопроизводственного объединения (НПО) «Центр восточной медицины». В сентябре 1996 года на должность профессора, заведующего кафедрой общемедицинских дисциплин (по совместительству) был принят д.м.н. Николаев С.М. — зав. отделом биологически активных веществ ИОЭБ СО РАН. Ранее они работали по созданию Медицинского факультета на общественных началах.
Первоочередными в тот период были задачи — изменить учебный план на специальность 040100 «Лечебное дело», наладить организационно-методическую работу, сформировать профессорско-преподавательский состав, создать материально-техническую базу, в том числе оборудовать учебные аудитории, лаборатории, клинические базы в ЛПУ и приступить к проведению набора студентов по специальности «лечебное дело». После решения вышеперечисленных задач провести с новым сформировавшимся коллективом преподавателей работу по лицензированию и открыть Медицинский факультет.
Медицинский факультет (ныне институт) при БГУ создавался в течение четырех лет и стал результатом подготовительной, творческой, плодотворной работы всего коллектива преподавателей под руководством профессора Николаева С.М. и ректората БГУ.
В 1998 году благодаря усилиям Калмыкова С.В., Николаева С.М., и Бальхаева И.М., Бурятскому университету удалось приобрести отдельное здание общей площадью 4427 м² (бывшая поликлиника ЛВРЗ) под Медицинский факультет, где расположились теоретические, медико-биологические кафедры с лекционными аудиториями и практикумами для лабораторных работ и практических занятий. Клинические кафедры по договорам были созданы на базе республиканских и городских лечебных учреждений.
В 1999 году на базе лечебного отделения биолого-географического факультета приказом ректора БГУ, члена-корреспондента Российской академии образования (РАО), профессора Калмыкова С.В. за № 48 от 18.05.1999 г. был создан Медицинский факультет.
К сожалению, федеральным Министерством здравоохранения в течение ряда лет открытие Медфакультета при университете не поддерживалось, несмотря на обоснования ректората БГУ, Правительства Бурятии и востребованности региона в указанных специалистах. Лишь в 1998 году удалось получить от Минздрава РФ согласие на открытие специальности «лечебное дело» при БГУ, успешно прошли этапы лицензирования, но затем приходилось еще несколько раз отстаивать факультет при повторных лицензировании и аккредитации. По итогам проверок комиссиями подчеркивалось, что на Медицинском факультете БГУ кадровое, информационно-технологическое, учебно-методическое, материально-техническое, контрольно-аналитическое обеспечения образовательного процесса по специальностям «лечебное дело» и «фармация» соответствуют действующему Государственному образовательному стандарту подготовки указанных специалистов. По данным анкетирования 2008 г. и 2021 г. 87% и соответственно 89% выпускников выражали удовлетворение, что получили медицинское образование в БГУ. Отзывы руководителей лечебно-профилактических учреждений РБ (2006 г., 2021 г.) свидетельствовали, что выпускники вполне успешно работают в лечебно-профилактических учреждениях, отличаются более широким видением проблем диагностики, лечения и профилактики болезней.
МИССИЯ МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА
Приоритет подготовки медицинских кадров высшего звена по указанной парадигме принадлежит БГУ и считается одной из важных в решении медико-социальных задач в едином образовательном, научном, культурном и экономическом пространстве Евросоюза и стран Тихоокеанского блока. В Бурятии получили развитие высокие технологии в здравоохранении, устранены негативные проявления стихийного развития традиционной медицины. Сегодня расширены возможности использования по соответствующим показаниям научно доказанных, выверенных диагностических методов, традиционных технологий лечения и профилактики распространенных заболеваний, дополнен перечень эффективных и безопасных лекарственных препаратов и оздоровительных средств (биологически активные добавки к пище) из природного сырья Байкальского региона.
С дальнейшим развитием в России профилактической направленности по охране здоровья населения, большой роли в этой области первичного звена здравоохранения с введением института «врача общей практики» (семейная медицина) лекарственные препараты и оздоровительные средства из экологически чистых ресурсов Сибири и Дальнего Востока и далее будут востребованы, что позволит повысить эффективность лечения и профилактики заболеваний, и ограничить импорт препаратов из зарубежных стран. В мире возрастает потребность в щадящих, способствующих регуляторным процессам лекарственных препаратах и методах, не связанных с риском развития побочных, нежелательных реакций у человека. Об этом свидетельствуют социологические исследования во многих странах.
ТРАДИЦИОННАЯ И СОВРЕМЕННАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА
Подготовка и воспитание таких специалистов в Медицинском институте осуществляется по новой парадигме интегративной медицины, являющейся частью стратегической цели БГУ, направленной на консолидацию культуры, философии, экономики, медицины и других достижений Запада с рациональным опытом Востока.
Актуальным представляется дальнейшее изучение опыта традиционной медицины Бурятии, которая имеет глубокие корни и своеобразие ввиду геополитического положения и, будучи многонациональным регионом, включает элементы китайской, тибетской, бурят-монгольской, арабской, индийской, русской, корейской и других этномедицинских направлений. Эти методы и препараты адаптированы в культурной и социальной среде региона и представляют наибольший интерес в настоящее время.
Необходимость беспристрастного изучения традиционного опыта врачевания болезней с повышением доказательности по эффективности и безопасности, консолидация рационального опыта с современными технологиями лечения и профилактики заболеваний явились основными задачами при организации медицинского подразделения в университете. Новая парадигма интегративного подхода в подготовке врачей и провизоров новой формации при образовательном, научном, воспитательном процессах была инициирована профессором, д. м. н. Николаевым С.М. и поддержана членом-корреспондентом PAO, профессором Калмыковым С.В., деканатом и коллективом факультета. В связи с этим были подготовлены (вместо существующей при филиале Новосибирского государственного университета специальности «медико-биологическое дело») учебный план по специальности «лечебное дело», рабочие программы по дисциплинам, с учётом регионального компонента, включая основы традиционной медицины (фитотерапия, рефлексотерапия, мануальная терапия и др.) соответствующие типовым программам и действующим стандартам. Несколько позднее были представлены материалы по специальности «фармация». Одновременно представлялись проекты по научно-исследовательской работе.
Определенно, это связано с тем, что на кафедрах факультета преподавателями используются прогрессивные технологии обучения и воспитания, основанные на философии сотворчества, взаимоучастия, предполагающие более активное участие студентов в освоении новых знаний и приобретении навыков практической работы, применении доказательной медицины (evidence-based medicine). Формированию внутренней мотивации у студентов-медиков к усвоению знаний, приобретению практического опыта уделялось большое внимание учебному процессу. Ключевыми словами для студентов и молодых врачей-интернов, врачей-ординаторов были «найти, создать и освоить самому».
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Деканатом Медицинского факультета совместно с профессорско-преподавательским коллективом кафедр, учебно-методическим управлением Бурятского государственного университета проводилась большая работа по формированию интегрированных программ по дисциплинам, разработке и изданию учебно-методических, учебных материалов (пособия для студентов), методических рекомендаций, материалов по «входному» и «выходному» контролю знаний, ситуационных задач по предметам, а также клиническому разбору больных, лабораторно-инструментальным методам диагностики и контроля лечения, формированию у студентов практических навыков и умений, компетенций. Особое внимание уделялось научно-исследовательской работе студентов. По результатам научных работ студенты, врачи-интерны, врачи-ординаторы, аспиранты принимали участие в конкурсах работ среди медицинских вузов в Москве, Казани, Томске, Новосибирске, Тюмени, Кемерово, Иркутске, Санкт-Петербурге и др., и занимали призовые места.
С первых дней организации Медфака ректоратом БГУ, благодаря приоритетному финансированию, уделялось большое внимание оснащению кафедр, клиник, лабораторий, практикумов современным оборудованием, в частности, компьютерными классами, мультимедийными установками, аналитическим оборудованием, электронными тренажерами, фантомами, программами обучающего и контролирующего режима функционирования. В программах обучения и воспитания специалистов новой формации дополнительно были предусмотрены: изучение философии буддизма, культурологии, экономической теории, восточных языков, гомеопатии, кинезиологии, фитотерапии, рефлексотерапии, мануальной диагностики и лечения заболеваний и др.
Значительно был усилен блок изучения фундаментальных дисциплин: биологии индивидуального развития, генетики, молекулярной биологии, иммунологии, биохимии, фармакологии, биотехнологии, лабораторно-инструментальной диагностики, доказательной медицины и др. Особое внимание уделялось освоению студентами, врачами-ординаторами практических навыков и умений, тестовых заданий и ситуационных задач. Тестовые задания и экзаменационные билеты ежегодно обновлялись, дополнялись с учетом предложений учебно-методических комиссий, Ученого совета Медицинского факультета/института, рекомендаций экспертов, Государственных итоговых экзаменационных комиссий.
На факультете, начиная с 1 курса, все переходные (с курса на курс) аттестации студентов по всем дисциплинам проводились в три этапа: сначала студенты демонстрировали практические навыки и умения, затем выполняли тестовые задания, а потом сдавали устный экзамен по билету (собеседование). С учетом их результатов выставлялась итоговая оценка. Учебным подразделением факультета под руководством доцента Ерентуевой А. Ю. были на контроле качество знаний и умений студентов.
КАДРОВЫЙ СОСТАВ
К подготовке врачебных кадров привлекались опытные врачи, специалисты с ученой степенью, работающие непосредственно на клинических базах, в лечебно-профилактических учреждениях. При ряде кафедр были организованы научно-исследовательские лаборатории: микроэлементозов, фармакологии адаптогенов, химии природных соединений, пульсовой диагностики состояния здоровья. В них активно работают студенты, которые имеют к концу обучения до 5–7 публикаций.
Большая работа проводилась на Медфаке по повышению квалификации, совершенствованию знаний преподавателей на базах центральных профильных вузов и НИИ, а также за рубежом. Ежегодно по плану предусматривались для преподавателей Медицинского факультета семинары, курсы при БГУ по усовершенствованию методических материалов, составлению тестов, ситуационных задач, а также по воспитательной работе студентов. Ректоратом и деканатом проводилась активная работа по подготовке кандидатов и докторов наук по специальностям на крупнейших базах медицинских центров, освоению современных высокотехнологичных методов лечения заболеваний и повышению педагогической квалификации преподавателей.
Еще на стадии организации Медицинского факультета, с учетом его особенностей, по согласованию с зарубежными медицинскими университетами (Монголия, Австрия, Германия, Китай) были запланированы и организованы совместные научные исследования, обмен опытом и информацией, стажировки преподавателей, выезды студентов для продолжения учебы, что способствовало поддержанию соответствующего уровня преподавания дисциплин с определением роли и места традиционной медицины в системе современного здравоохранения. Также это позволяло прививать выпускникам Медфака БГУ объемное видение проблем диагностики заболевания, лечения больных, профилактики расстройств организма, сохранения и укрепления здоровья человека, увеличение продолжительности активной жизни населения. Особое внимание уделялось роли и месту традиционных методов и средств с акцентом использования их преимущественно в превентивной и восстановительной медицине.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Научно-исследовательская работа в Медицинском институте связана с выполнением общей темы «Оптимизация лечебно-профилактических технологий при распространенных болезнях на основе консолидации рационального опыта традиционной медицины и достижений современного здравоохранения, 2001-2031» (научный руководитель — выдающийся ученый и педагог Николаев С.М., который подготовил 15 докторов наук и 44 кандидата наук, является членом комиссии ВОЗ по лекарственным средствам традиционных медицинских систем). Тема поддержана двумя комплексными программами по ФП «Интеграция» МО и науки РФ и двумя интеграционными проектами СО РАН. Коллектив Медицинского факультета совместно с Институтом общей и экспериментальной биологии СО РАН участвовал в реализации программы Президиума РАН «Фундаментальные науки — медицине» (2003–2006 гг.), отраслевой программы по Минздраву РФ «Развитие традиционной медицины в России» (2003–2010 гг.), а также программы «Традиционные медицинские системы мира» по международному трасту (Индия, Калимпур) (2005–2010 гг.).
Впервые показана возможность трансформации сложных рецептур тибетской медицины с использованием местных видов сырья, а также включением в структуры природных соединений фармакофорных групп для создания лекарственных средств с заданными свойствами. Были раскрыты основные механизмы действия ряда лекарственных препаратов традиционной медицины, связанные со способностью их ингибировать свободнорадикальное окисление биомакромолекул в мембранных образованиях клеток, стимулировать систему оксигеназ, повышать толерантность клеток к гипоксии и ишемии, оказывать холеретическое, регенерирующее, ноотропное, противовоспалительное, иммуномодулирующее, адаптогенное действия. Разработаны и внедрены в клиническую практику оригинальные органосохраняющие методы лечения больных (профессора Жигаев Г.Ф., Плеханов А.Н., Хитрихеев В.Е., Гунзынов Г.Д., Цыбиков Е.Н., Саганов В.П., Дамбаев Г.Ц. и др.) при нарушениях дуоденальной проходимости, перитонитах, печеночной недостаточности, заболеваниях пищевода, желудка и поджелудочной железы. Предложены методы фитотерапии нарушений мозгового кровообращения, технологии лечения и профилактики заболеваний органов пищеварения, стимуляции регенерации тканей и оптимизации адаптивных реакций организма с использованием разработанных растительных средств. А также выполняются клинические исследования с нейропептидсодержащими препаратами (церебролизин, кортексин) в комплексной реабилитации у больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения (Бальхаев И.М., Архинчеева Н.Ц.).
Эти исследования проводятся на кафедрах Медицинского института, лабораториях Института общей и экспериментальной биологии СО РАН и базовых клиниках кафедр, были связаны с реализацией задач по интеграции медицинских систем не только при подготовке врачебных кадров, но и при проведении лечебно-профилактической работы и направлены были на формирование и развитие интегративной системы здравоохранения в республике.
ВАЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
По научно-исследовательской и лечебно-профилактической работе в теоретическом плане важными следует признать:
— разработку признанной врачебной ассоциацией России рациональной классификации медицинских систем, основанной на теории информации и аргументирующую принципиальные их различия;
— раскрытие базисных механизмов действия растительных лекарственных средств;
— данные, свидетельствующие об интеграции и сопряжении фармакологических эффектов природных соединений при использовании многокомпонентных препаратов, представляющих собой своеобразную регулирующую фармакотерапевтическую систему;
— обнаруженную зависимость между интенсивностью свободнорадикального окисления биомакромолекул и темпом регенерации тканей, имеющую фундаментальное значение для регенеративной терапии;
— обоснование принципов, разработка и внедрение органосохраняющих хирургических методов лечения болезней;
— разработку и внедрение модульных технологий лечения и профилактики синдрома эндогенной интоксикации, детоксикации и десенсибилизации организма, основанных на традиционном опыте.
В практическом плане наиболее существенными результатами являются:
— разработанные и защищенные патентами, а также используемые в хирургической практике новые методы лечения распространенных болезней;
— предложены методы фитотерапии и фитопрофилактики социально значимых болезней (нарушения мозгового кровообращения, дисбактериоз, заболевания органов пищеварения, мочевыделительной системы и др.);
— созданный на основе рецептуры оригинальный лекарственный препарат — полифитохол, который разрешен в РФ к серийному выпуску и применению при заболеваниях печени и желчевыводящих путей;
— разработанные и предложенные новые способы получения лекарственных средств, которые защищены патентами РФ;
— созданные и разрешенные в РФ и в странах Таможенного Союза для серийного выпуска и применения в качестве вспомогательных и оздоровительных 15 наименований средств;
— представленные для экспертизы и последующего внедрения в клиническую практику материалы и образцы 4 новых лекарственных средств;
— подготовленные и изданные 84 наименования учебных и учебно-методических пособий для студентов, врачей-ординаторов, содержащие новые сведения и результаты исследований преподавателей.
За эти годы выполнены и защищены 9 докторских и 26 кандидатских диссертаций. Институтом общей и экспериментальной биологии СО РАН совместно с БГУ, Иркутским государственным медицинским университетом (ИГМУ) создан и функционирует диссертационный совет по защите кандидатских и докторских диссертаций по медицинским и профилактическим наукам (председатель Николаев С.М.).
ПЕРСПЕКТИВЫ И ЗАДАЧИ
Ближайшие задачи коллектива Медицинского института связаны с дальнейшим совершенствованием научной, учебно-методической и воспитательной работы среди студентов и молодых врачей. Необходима более глубокая консолидация с академическими институтами СО РАН и МЗ РФ, организация кафедры семейного врача, создание Центра новых лечебно-диагностических технологий, научно-исследовательской лаборатории на факультете; обеспечение более тесных связей кафедр с клиническими базами с организацией лаборатории доказательной медицины и освоения практических навыков. Следует предусмотреть более активное привлечение студентов, врачей-ординаторов, аспирантов и практических врачей к выполнению научных работ, исследований по конкурсным проектам, а также по отраслевым программам. Важной задачей остается более активное участие преподавателей Медицинского института в конкурсных проектах, программах по развитию научного потенциала в университете, расширению творческих связей с профильными учреждениями, включая международные организации. В перспективе подготовка Атласа лекарственных растений традиционной медицины; разработка и внедрение новых лекарственных средств, включая липосомальные и наносомальные формы; оригинальных терапевтических и хирургических технологий лечения и профилактики распространенных болезней. Необходимо продолжать совместные исследования внутри университета с коллективами кафедр химического факультета, в частности, по синтетической модификации природных соединений для получения более эффективных лекарственных средств; с коллективом биолого-географического факультета по поиску природных источников для разработки средств, ингибирующих ранний апоптоз и предупреждающих преждевременный некроз клеток.
В МЕДОРГАНИЗАЦИЯХ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ РАБОТАЮТ 3,2 ТЫС. ВРАЧЕЙ, ИЗ НИХ ОКОЛО 1000 ВЫПУСКНИКИ БГУ
Эти исследования будут способствовать большему сближению традиционной медицины с достижениями современной медицинской науки, без которой в настоящее время едва ли возможно качественное врачебное образование. Следует продолжить работы с коллективами социально-психологического факультета, факультета физической культуры и спорта. Реализация указанных задач позволит коллективу Медицинского института добиться значимых результатов — обеспечить качественную подготовку врачей, ибо от качества обучения всецело зависит качество оказания медицинской помощи населению, эффективность совершенствования системы здравоохранения в стране. Сегодня обществу нужны врачи будущей интегративной системы медицины. Необходимость подготовки медицинских и фармацевтических кадров по указанной новой парадигме сегодня обусловлена также и тем обстоятельством, что, несмотря на успехи современной медицинской науки, внедрение высокотехнологичных методов, стандартов лечения больных по отдельным группам нозологических форм наблюдается увеличение заболеваемости среди населения, а по другим болезням — отмечается стабилизация показателей. Увеличение до 70% материальных, финансовых ресурсов здравоохранения, направленных, в основном, на строительство и ввод новых высокотехнологичных центров, лечение уже заболевших лиц, разработку и внедрение высоких технологий, в которых нуждается лишь около 20% больных, а также синтез химически чистых, агрессивных лекарств мало изменило за последние годы сложившуюся ситуацию в здравоохранении.
В этой связи, очевидно, должны быть пересмотрены существующие подходы в планировании, управлении практическим здравоохранением и планировании научных исследований и, особенно, подготовке кадров. На наш взгляд, сегодня необходимо придерживаться приоритетного развития интегративного подхода в обучении врачей. Объединение рационального опыта традиционной медицины с достижениями современного здравоохранения возможно путем взаимодополнения, взаимоусиления и взаимосопровождения. XXI век — это век значительного увеличения экологообусловленных болезней (аллергические болезни, генетические расстройства, иммунодефицитные состояния и др.). По прогнозам ВОЗ, именно эти группы болезней будут доминировать в структуре болезней общества. Поэтому усилия должны быть направлены, в большей мере, на предупреждение болезней, на снижение (уменьшение) необходимости в оказании экстренных, специализированных, высокозатратных видов медицинской помощи, что будет способствовать сбережению здоровья населения и экономии средств государства.
В этом направлении значительными ресурсами располагает традиционная медицина, и врачи должны уметь пользоваться этим ресурсом. Доказано, что методы и средства традиционной медицины направлены на модуляцию естественных, эволюционно заложенных саногенетических механизмов поддержания здоровья, оказывают регулирующее действие на функциональные системы, повышают резервные возможности всего организма. Этим самым удерживаются функциональные системы организма человека в работоспособном состоянии. Срыв биорегуляции, нарушение компенсации функций, истощение резерва ведут к болезни, т. к. мерой здоровья являются именно резервные возможности организма. Pезервы организма можно оценивать по нагрузочным пробам и тестам. Применение их врачами вовремя с последующей коррекцией состояния здоровья при рациональном режиме труда и отдыха, питания с отказом от вредных привычек будет способствовать улучшению показателей общественного здоровья, снижению заболеваемости населения, увеличению продолжительности активной жизни человека.
Именно специалисты такого уровня, врачи интегративной системы могут обеспечить существенное изменение ситуации в современном здравоохранении. В частности, разработанные и предложенные медицинские технологии профилактики и лечения распространенных заболеваний, созданные лекарственные препараты и биологически активные добавки (оздоровительные средства) из арсенала традиционной медицины, позволят оптимизировать лечебно-профилактический процесс. Указанные технологии и средства конкурентоспособны, защищены дипломом за научное открытие в области медицины и патентами РФ. Известно, что успехи здравоохранения, главным образом, определяются качеством подготовки врачей, их профессионализмом, эрудицией медицинских кадров, качеством лекарств и эффективностью используемых технологий лечения и профилактики заболеваний.
Таким образом, подготовка медицинских кадров по интегративной медицине, развитие консолидированной системы оказания медицинской помощи населению, использование полезного опыта традиционной медицины в дополнение к существующей востребованы сегодня и являются перспективными. Будущее традиционной медицины — в совместном развитии с академической наукой и практическим здравоохранением.
Более 30% врачей города и республики — выпускники Медицинского факультета (института) БГУ, остальные работают в учреждениях системы МСЭ, МВД, УФСИН, Следственного комитета РФ, Министерства обороны РФ, ЧУЗ РЖД, частных клиниках по всей России и за рубежом.
Одной из приоритетных задач развития Медицинского института является лицензирование новых программ по специальностям ординатуры. Расширение спектра подготовки медицинских кадров в ординатуре БГУ должно удовлетворять требования республиканского здравоохранения.
В целом подготовка врачебных кадров по новой парадигме интегральной медицины в научно-исследовательской, педагогической, лечебно-профилактической, международной деятельности Медицинского института стала визитной карточкой нашего коллектива и всего Бурятского государственного университета. Создание Медицинского факультета/ института БГУ — уникальное событие, имеющее исключительное значение для развития науки и системы здравоохранения не только Республики Бурятия, но и всей страны.
Формирование коллектива квалифицированных преподавателей дало толчок для научно-исследовательской работы, появилась мотивация у студентов, преподавателей и практических врачей для продолжения обучения в аспирантуре и докторантуре. Главная задача: сохранить и укрепить профессорско-преподавательский состав, обеспечить достойный уровень материального положения преподавателей, создать дополнительные стимулы для раскрытия научного и педагогического потенциала первой в истории Бурятии высшей медицинской школы.
Согласно перспективному плану развития часть научно-исследова-тельской и лечебно-профилактической работы будет проводиться вМежвузовском кампусе «Байкал», где Медицинскому институту БГУбудут выделены лаборатории для наукоемких технологий: 1) биохимических и фармакологических исследований; 2) функциональной диагностики и нейрофизиологии, биомедицинскихтехнологий и генетики; 3) общей патологии и патоморфологии; 4) интегративной и трансляционной медицины, лекарственногоинжиниринга; 5) химии природных систем; 6) культивирования клеток и тканей растений; 7) разработки БАДов; 8) технологии лекарственных форм.
— для создания биомедицинского клеточного продукта, модифицированного фармакологическими агентами для нужд регенеративной медицины;
— поиска и разработки лекарственных средств природного происхождения из растений Байкальского региона для лечения и профилактики социально значимых заболеваний;
— разработки и внедрения инновационных технологий здоровьесбережения на основе методов восточной медицины;
— внедрения технологий этногенетического картирования болезней и фарма-когеномики для нужд персонализированной и превентивной медицины.
НА СТАДИИ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ,СТАНОВЛЕНИИ МЕДИЦИНСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ПРИ БГУ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ ВКЛАД ВНЕСЛИ:
• профессор, д. м. н.С.М. Николаев — первый декан факультета;
• доцент, к. б. н. А.Ю. Ерентуева —зам. декана по учебной работе;
• доцент, д. м. н., заслуженный врач РБ и РФ И.М. Бальхаев —зам. декана по лечебной работе;
• профессор, к. м. н., народный врач РБ, заслуженный врач PФМ.П. Рябов — руководитель клинической базы, главный врач РКБ им. Н.А. Семашко;
• доцент, к. п. н. М.В. Тапхаров —зам. декана по спортивно-массовой работе.
КАФЕДРЫ ФАКУЛЬТЕТА ВОЗГЛАВИЛИ:
• профессор, д. м. н., заслуженный врач PБ, заслуженный деятель науки РФ Г.Ф. Жигаев(хирургии № 2);
• профессор, д. м. н., заслуженный деятель науки PБ, лауреат Государственной премии РБА.Н. Плеханов (хирургии № 1);
• доцент, к. м. н., заслуженный врач РБ Т.И. Батудаева (терапии);
• доцент, к. м. н., Ю.Ч. Бадмаин(терапии);
• доцент, к. м. н. Э.А. Алексеева(нормальной анатомии и физиологии человека);
• доцент, к. м. н. И.Р. Балданова(общей патологии человека с курсом судебной медицины);
• доцент, к. м. н., заслуженный врач РБ С.Д. Будаев(общественного здоровья и здравоохранения);
• профессор, д. м. н., заслуженный деятель науки РБ И.П. Убеева(инфекционных болезней);
• доцент, д. м. н. И.Б. Фаткуллина(акушерства и гинекологии с курсом педиатрии);
• профессор, д. м. н., заслуженный деятель науки РБ и РФС.М. Николаев (фармакологии,клинической фармакологии итрадиционной медицины).