Более сорока лет в медицине, двенадцать из которых — на подстанции № 3 ГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи» города Улан-Удэ, — таков трудовой стаж фельдшера ЛЮБОВИ НИКОЛАЕВНЫ ЧЕРНЫХ.
Журнал «Пилюля» попросил ее рассказать о пути в профессию, коллегах и особенностях работы на скорой.
ИЗ ТИХОГО УЛУСА В ШУМНЫЙ ГОРОД
Любовь Николаевна родилась и выросла в небольшом тарбагатайском селе Харитоново, где жизнь в советские годы текла размеренно и спокойно. Семья у нашей героини была большая: семь братьев и одна сестра. Братья всегда были ее опорой и поддержкой, а сестра — лучшей подругой. С детства она привыкла к труду и ответственности. Помогала родителям по хозяйству, ухаживала за домашними животными. По ее воспоминаниям, мечта стать фельдшером появилась в седьмом классе. И все благодаря местному фельдшеру. «Так случилось, что я сильно обожгла руку кипятком. Ожог долго не заживал, поэтому пришлось провести много времени в стационаре. После выписки посещала нашего фельдшера Любовь Никитичну. До сих пор перед моими глазами ее образ — красивая, интеллигентная и добрая. Она научила меня самостоятельно делать перевязки и объяснила, как правильно обрабатывать рану. Благодаря ее урокам я заинтересовалась медициной и в итоге поступила в Кяхтинский медицинский колледж», — рассказывает Любовь Черных.
После окончания его в 1983 году молодой специалист была направлена в Мухоршибирский район в улус Усть-Алташа. По меркам нашей республики улус большой — население 800 взрослых и примерно 400 детей. Именно здесь она проработала заведующей ФАПом 28 лет. Фельдшер на селе — это не профессия, а образ жизни. Здесь каждый знает каждого, и взаимоотношения строятся на доверии и уважении. Бывают случаи, что нет возможности сразу вызвать скорую помощь, и фельдшеру приходится быть готовым к любым ситуациям. Жителям улуса очень повезло, что за ними «приглядывала» Любовь Черных. Для них она была и фармацевтом, и педиатром, а кому и настоящим ангелом-хранителем. Скольких вылечила, скольким перевязки делала и роды принимала — не счесть, но в силу жизненных обстоятельств приняла решение переехать из тихого и спокойного улуса в шумный город.
«Всегда с любовью буду вспоминать работу в Усть-Алташе, но о своем выборе переехать в Улан-Удэ никогда не пожалела. Это случилось, когда мой младший сын решил поступить в Железнодорожный колледж Улан-Удэ. Старший сын уже обзавелся семьей, поэтому решение было принято быстро, — рассказывает Любовь Николаевна. — Но без дела сидеть не могла и захотела работать в скорой помощи. Точнее даже так — хотелось работать только в скорой».
Несмотря на то, что Любови Николаевне к тому времени было почти 50 лет, сотрудники подстанции тепло встретили нового коллегу. И наша героиня словно обрела вторую молодость, ведь ей пришлось осваивать все заново. На личном опыте она поняла, что скорая помощь — особый мир, наполненный постоянным стрессом, трудностями и чрезвычайной ответственностью. Каждый день врачи и фельдшеры сталкиваются с самыми сложными ситуациями, где каждая секунда играет решающую роль в спасении человеческой жизни. При этом работа скорой — не только вызовы и экстренные ситуации, но и человеческое тепло, сострадание и невероятная сила духа.
ЛЮБОВЬ К СВОЕМУ ДЕЛУ
Рабочий день на подстанции скорой медицинской помощи № 3 начинается в 7:30. Пересмена длится всего минут 15. Те фельдшеры и водители, которые отработали ночную смену, отправляются домой, а те, кто заступил на дневную смену, уже находятся на своих местах. Перед тем как выехать на вызов, медработники проверяют карету скорой помощи, получают информацию о вызовах и регистрируются в журнале.
Любовь Николаевна в первое время работала во взрослой выездной бригаде, но шесть лет назад перевелась в детскую. «В среднем за дневную смену может поступить 10–12 вызовов, в ночную — от 7 до 9. Самое большое количество обычно бывает во время вспышек ОРВИ и ОРЗ. Вызовы бригадам приходят откуда угодно — из теплых квартир, с пожаров, дорожно-транспортных и других происшествий. Каждый случай особый и требует оперативного реагирования, — отмечает фельдшер. — Но самое тяжелое время для всех нас было в период пандемии. Признаюсь, что поначалу даже появилось чувство тревоги из-за неизвестности: что это за болезнь и что будет дальше, ведь скорая помощь всегда на передовой. Но мыслей уволиться, уйти не возникало. Помню свой первый вызов к маленькому пациенту с признаками коронавирусной инфекции. Это было в аэропорту. Мы приехали полностью экипированными в средства защиты. Люди на нас смотрели, как на инопланетян, а в глазах — откровенный страх. Вот это было непривычно, ведь чаще всего на нас смотрят с надеждой, потому что знают, что мы приехали спасать. Хорошо, что теперь врачи научились эффективно лечить этот вирус и наша жизнь вернулась в обычную колею».
Чтобы избежать эмоционального выгорания на работе, Любовь Черных старается не принимать проблемы пациентов близко к сердцу, вырабатывая «иммунитет». «Обычно от фельдшеров можно услышать сотни историй о том, какие случаи бывают на вызовах, но я предпочитаю «забывать». Так легче делать свою работу, не зацикливаться на эмоционально сложных случаях. Тем более у нас каждый третий вызов — в борьбе за жизнь. А как иначе? Тебя ждут новые больные, и надо на сто процентов быть в тонусе», — рассказывает Любовь Николаевна.
Фельдшер призналась, что работой в скорой помощи нужно по-настоящему «болеть». Трудиться здесь может только тот, кто сильно любит свое дело. И это не громкие слова. На «скорой» не задерживаются те, кто не справляется со сложным графиком и нагрузками. Улан-Удэ — город большой, и, несмотря на то, что подстанция № 3 отвечает за Советский район, часто приходится брать вызовы и из других районов города. Каждый день работники подстанции преодолевают то большие, то малые трудности: от подъема на девятый этаж без лифта с тяжелым чемоданом с инструментами до спуска пациента на носилках своими силами. При этом, отметим, львиная доля сотрудников «скорой» — женщины. А если говорить о пациентах, то среди них встречаются любители покачать свои права, требующие, чтобы их буквально «обслуживали» и предоставили все анализы; родители маленьких пациентов, которые уже «нагуглили» диагноз и спорят с фельдшером о поставленном диагнозе. А про бомжей, алкоголиков и наркозависимых подробно говорить бессмысленно — это проблема по истине стала «родной» для многих сотрудников скорой помощи. Однако стоит отметить, что большинство людей все же благодарны за помощь. Даже звонят или приезжают на подстанцию, оставляя благодарности в адрес фельдшеров и санитарок.
СПЛОЧЕННАЯ КОМАНДА
Любовь Черных подчеркивает, что гордится своей дружной командой подстанции № 3. Каждый сотрудник здесь предан своему делу и стремится выполнять его на высшем уровне. А опытные ветераны передают свои знания молодым специалистам, помогая им адаптироваться. Вот и Любовь Николаевна сама выступает в роли наставника. «В основном у нас коллектив молодой, и очень хочется их поддержать. Например, у нас работает Евгения Емельянова. Она устроилась санитаркой, а я советовала ей поступить в медицинский колледж. В итоге она выучилась на фельдшера и работает со мной в одной бригаде, — рассказала Любовь Черных. — Наша подстанция, по сути, второй дом. А наша заведующая Ольга Александровна из тех людей, которые помогут, всегда найдут правильное решение и выход из сложной ситуации. Она всегда рассудит по совести. Отличился сотрудник — похвалит, провинился — пожурит».
Как отмечает сама заведующая подстанцией № 3 Ольга Жулич, наша героиня из тех, которых можно только хвалить. «Любовь Николаевна — замечательный человек. Мы очень рады, что она выбрала работу в скорой помощи и пришла на нашу подстанцию. Отзывчивость — одно из ее главных качеств. Она готова выйти на дежурство в выходной день или не в свою смену, если это потребуется. Мы знаем, что на нее всегда можно положиться», — подчеркивает Ольга Александровна.
Любови Николаевне огромную эмоциональную поддержку оказывает семья. У нее два сына, два внука и две внучки. Они понимают важность ее работы и поддерживают в трудные моменты. При этом фельдшер отмечает, что благодаря своей профессии научилась ценить каждое мгновение и оставаться жизнерадостной, несмотря ни на что.
Дорогие читатели, не забывайте, что работа скорой помощи невероятно важна и ценна и заслуживает нашего уважения и признания. Если вам когдалибо понадобится помощь скорой, помните, что за каждым вызовом стоит настоящий профессионал, готовый прийти на помощь в любую минуту.
Татьяна Мункоева