Открытие фестиваля «Туристический сувенир», намеченное на 10 часов утра в кафе «Юрта у реки», томительно затянулось, причем, по весьма веской причине – глава республики Алексей Цыденов прибыл на форум не «свадебным генералом», а лицом, крайне заинтересованным всем происходящим.
Так что и участникам, и присутствующим пришлось терпеливо ждать, пока первое лицо республики не обойдет все сувенирные экспозиции, основательно не исследует каждый сувенир и не получит исчерпывающие ответы на все интересующие его вопросы. Такое неформальное и основательное отношение руководителя региона ко всем мероприятиям, в которых он принимает участие, не перестает удивлять. Впрочем, не нами замечено: поспевает всюду тот, кто никогда не торопится…
Сувенир – память или безделушка?
Финал конкурса «Туристический сувенир» собрал в Бурятии представителей 13 регионов России, среди которых свою «сувенирную линейку» выставили Алтайский, Забайкальский, Хабаровский и Приморский края, Иркутская, Томская, Омская, Новосибирская и Магаданская области, Камчатка, республики Саха (Якутия), Тыва и Бурятия. Фестиваль-конкурс, который, думается, со временем обретет статус традиционного, ставит своей целью развитие рынка отечественной туристической сувенирной продукции, а также сохранение и популяризацию традиционных народных художественных промыслов и ремесел. Кроме того, этот туристический форум, по сути, автоматически открывает собой площадку для обмена опытом между мастерами, увлеченными созданием сувенирной продукции. А теперь давайте зададимся вопросом: что же такое сувенирная продукция? Что она должна собой представлять? Да и вообще зачем путешествующим людям нужны сувениры? И если все-таки нужны, то какими они хотели бы видеть эти сувениры? Магнитики – да, несомненно. Но думается, что со временем мода на них пройдет. А истинные ценители туристической символики и вовсе никогда не считали «магнитики» сувенирами. Ведь по сути своей сувенир должен отражать собой тепло воспоминаний и атмосферу той территории, по которой передвигается наш неугомонный и неусидчивый турист. А эта атмосфера территории вбирает в себя все – и ее историю, и традиции, и обычаи, и легенды, и даже настроение проживающих на ней жителей. И эти истинные ценители, как правило, выбирают себе в какойнибудь экзотической стране или российской глубинке именно тот сувенирный эксклюзив, который он, вернувшись домой, не выбросит и не оставит где-нибудь на дне чемодана, а «впишет» в свой квартирный интерьер, чтобы всякий раз, остановив на нем взгляд, с теплом вспоминать о том самом незабываемом путешествии…
С кого нам брать пример?
В этом контексте мастера Бурятии могут даже не задумываться, что им позиционировать в своих сувенирах, ведь у нас есть, в первую очередь, Байкал, есть такие редкие обитатели фауны как соболь и нерпа. Наша Бурятия славится и своей многонациональностью – и это тоже может воплощаться в открытки, альбомы и статуэтки. Кроме того, у нас есть национальная кухня – и в этом направлении есть где разбежаться сувенирной продукции гастрономического направления, начиная от кристально чистых вод Байкала и аршанов, разлитых по бутылкам с симпатичными этикетками, кедровых орехов, упакованных в красочные мешочки с яркими «завязками», облепихи и брусники и заканчивая чайными сборами растений, аналогов которым нет больше нигде в России. Надо отдать должное нашим мастерам - они прилагают все усилия к тому, чтобы в своих работах отобразить неповторимость, самобытной нашей республики. Это в полной мере подтверждалось на фестивале «Туристический сувенир» в изделиях бурятских мастеров, представивших на суд конкурсной комиссии 193 работы. Здесь можно было увидеть и «матрешечного» вида кукол в национальных одеждах, и классически исполненные сувенирные ножи с национальными орнаментами на рукоятках, и статуэтки практически всех представителей животного мира в нефритовом воплощении, и даже кулоны в виде бууз. Не отставали в своем стремлении к лидерству и другие регионы-участники. А особенно на общем фоне выделялся Алтайский край, который, как известно, одним из первых в Сибири со знанием дела «рванул» однажды в лидеры по продвижению всех своих брендов, собирая их порой по крупицам, но при этом неуклонно двигаясь в четко заданном направлении. Вот, например, в начале 90-х годов по развитию фармакологической промышленности Республика Бурятия и Алтайский край шли «шаг в шаг». Сегодня алтайской фармацевтической продукцией «Эвалар» заполнены аптеки всей страны, она широко рекламируется на наших ведущих телеэкранах, и всем так называемым субъектам теперь остается только догонять своих «региональных братьев».
Вся палитра фестиваля
Возвращаясь непосредственно к туристическому фестивалю, хотелось бы отметить и его стилевую составляющую, и некоторую трогательную лубочность, и стремление каждого мастера к неповторимой индивидуальности. Косметички и берестяные шкатулки, спички и настенные часы, разделочные доски и полотенца, свистульки и колокольчики… Яркие краски и тонкие оттенки, минимализм и монументальность, изысканность и простота… Во всем этом самобытном великолепии просматривался какой-то разнузданный простор, который не вписывается ни в какие теоретические каноны, имеющие прямое отношение к искусству. Так могут творить только поистине народные умельцы. И, как отметила министр туризма Республики Бурятия Мария Бадмацыренова, если сравнивать весь арсенал сувенирной продукции прошлого года с нынешним, прорыв виден невооруженным глазом. Во-первых, многие мастера, прислушавшись к мнению конкурсной комиссии, особое внимание уделили упаковке своих товаров, которая, как известно, является притягательным «лицом» сувенира по сути, а также имеет вполне себе практическое значение. Ведь турист, купивший в «зоне своего странствования» какой-то сувенир, должен быть уверен, что довезет его до родного дома в первозданном, так сказать, состоянии. И зависеть здесь все будет именно от упаковки. Кроме того, Мария Бадмацыренова подчеркнула, что фестиваль «Туристический сувенир» крайне важен для нашей республики, в первую очередь, с точки зрения экономики. - У туризма много составляющих. И одна из ощутимых в буквальном смысле и ярко выраженных эстетически - это, конечно же, сувениры. Кроме того, когда приезжающие к нам в гости туристы покупают вещи, продукты, напитки и прочие местные товары сувенирной продукции, произведенные в нашей республике руками наших граждан, и увозят их с собой, это для всех нас не только приятно, но еще и экономически выгодно. Ведь, кроме своей «праздничности», туристический сувенир – это еще и толчок к развитию малого и среднего бизнеса. И мы, конечно же, хотели бы, чтобы все наши сувениры были статусными с точки зрения искусства, эстетики, стиля, практичности, привлекательности и востребованности. Думаю, со временем мы совместными усилиями сможем этого достичь.
«Процветания вашему бизнесу!»
Всего на фестивале было представлено 563 вида сувенирной туристической продукции из 13 регионов Сибири и Дальнего Востока. В итоге в финал, который будет проходить в октябре в Нижнем Новгороде, «пробилось» 339 различного вида символических образцов, исполненных 138 мастерами из 11 регионов, среди которых наша республика оказалась в числе лидирующих. Состязание проходило в номинациях «этнографический сувенир», «сувенир города», «сувенир региона», «гастрономический сувенир», «сувенир события», «сувенир туристического маршрута», «сувенир музея», «сувенир-игрушка», «идея сувенира». Конкурсанты отметили, что участие в данном фестивале-конкурсе было для них более чем эффективным, так как члены комиссии не только осматривали и оценивали их сувениры, делая какие-то выводы для себя, но и давали ценные рекомендации по улучшению качества продукции, упаковке «туристических символов». А также делились идеями по созданию новых символических шедевров, которые были и остаются притягательными для всех туристов. Подвести итоги фестиваля хотелось бы словами главы Бурятии Алексея Самбуевича Цыденова, который, как мы уже говорили, обследовал все сувенирные линейки едва ли не под микроскопом. «Многие проекты, которые я увидел здесь, мне очень понравились и удивили свежестью своих идей. Желаю всем вам процветания вашего бизнеса, а мы со своей стороны сделаем все для того, чтобы туристы ехали к нам в Бурятию, и вам было кому продавать свои замечательные сувениры».