Природа Бурятии уникальна тем, что на ее территории представлено все ландшафтное многообразие: здесь есть широкие степи, светлые березовые рощи, бескрайняя сибирская тайга. Лес и Байкал неразделимы.
Лес – хранитель его вод, незаменимый фильтр всех рек и речушек, впадающих в озеро. Лес – это дом животных и птиц, это кислород, это прекрасные по своей красоте места отдыха. Защита этого зеленого богатства – первоочередная задача отдела регулирования лесных отношений. Об истории создания отдела и его функциях мы поговорили с начальником отдела АНДРЕЕМ ИВАНОВИЧЕМ АНДРЕЕВЫМ.
– Я окончил Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации по специальности «магистр юриспруденции». Трудовую деятельность в Минприроды РБ начал в 2016 году в должности ведущего специалиста отдела правового регулирования. На должность начальника отдела регулирования лесных отношений был назначен в сентябре 2021 года. Наставником для меня стал Алексей Валерьевич Исаков, замещавший на момент начала моей карьеры в министерстве должность начальника отдела правового регулирования. Алексей Валерьевич стоял у истоков образования министерства, поскольку начал работать еще в Государственном комитете Республики Бурятия по экологии и природопользованию. Именно он, будучи наставником, посвятил меня в азы природоохранного законодательства и, конечно же, многому научил.
Впервые отдел лесопользования (ныне регулирования лесных отношений) появился в структуре министерства в октябре теперь уже далекого 2007 года (Постановление Правительства РБ от 22.10.2007 № 331) после проведенных организационно-штатных мероприятий. Первым руководителем была назначена компетентный и высокопрофессиональный специалист Ольга Леонидовна Мартынова, которая проработала в этой должности девять лет. На тот момент численность отдела составляла четыре человека, но работали очень продуктивно. За первую пятилетку в рамках требований лесного законодательства по реализации переданных субъектам Российской Федерации полномочий в сфере лесных отношений министерством было разработано восемь законов Республики Бурятия, регламентирующих использование лесов, и более 30 нормативных правовых актов Правительства РБ, регламентирующих лесные отношения. Своевременное принятие данных правовых актов способствовало рациональному лесопользованию, развитию арендных отношений и реализации прав граждан на пользование лесными ресурсами. Из года в год количество арендаторов лесных участков, осуществляющих использование лесов, росло. Показатель лесистости территории республики, как и покрытая лесом площадь земель лесного фонда, оставались на одном уровне, что говорило о правильном ведении государственной политики, проводимой Правительством РБ в сфере лесных отношений.
Леса Республики Бурятия – возобновляемый природный ресурс, который удовлетворяет множественные потребности индустрии, общества, выполняет важнейшие средообразующие и средозащитные функции. На всех этапах развития лесного хозяйства организация устойчивого управления лесами, их многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование являются важной задачей государства и нас с вами.
Работа по нормативно-правовому регулированию в сфере лесных отношений продолжилась и в последующие годы. За все годы существования отдела было разработано более 700 нормативных правовых актов, регулирующих вопросы рационального природопользования и охраны окружающей среды. Из наиболее значимых хотелось бы отметить принятие следующих законов Республики Бурятия:«О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд»; «О порядке заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд»; «Об исключительных случаях заготовки древесины и елей и (или) деревьев других хвойных пород на основании договоров купли-продажи лесных насаждений». Кроме того, ежегодно весной в рамках нормативно-правового регулирования отделом готовится проект постановления о введении в действие особого противопожарного режима, что значительно сокращает несанкционированное посещение лесной зоны, и осенью готовится проект постановления о снятии этого режима.
В этом году, с резким ростом цен на твердое топливо, основной вопрос стоит в обеспечении населения дровами. Разработана государственная программа по обеспечению населения энергоресурсами, в частности твердым топливом. Проект на сегодня еще проходит стадии согласования. Для решения этого вопроса выстраивается совместная работа с органами местного самоуправления, с топливоснабжающими организациями.
Большая работа проводится по внесению изменений в федеральное законодательство для проработки вопросов по смягчению ряда ограничений, которые действуют в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории. Так, в Кабанском районе действуют очаги бактериальной водянки. Это заболевание деревьев, которое в кратчайшие сроки может привести к его гибели. Особенно опасна бактериальная водянка для кедровых насаждений. В свою очередь, кедровые насаждения относятся к орехопромысловым зонам, где запрещена рубка лесных насаждений, к тому же район находится в границах ЦЭЗ, где еще больше ограничений. В связи с этим, чтобы предотвратить дальнейшее распространение очагов и сохранить лесной фонд, отделом прорабатывается вопрос по разрешению хотя бы санитарно-оздоровительных мероприятий, включающих выборочные рубки.
Кроме того, отделом осуществляется координация деятельности Республиканского агентства лесного хозяйства и подведомственных ему учреждений.
Фотограф В.Лубсанова