Необычной историей смотрителя аэропорта в разное время интересовались кинематографисты.
В 2004 году иркутский режиссер и оператор Николай Тарханов снял документальный фильм «Без неба», главными героями которого стали Владимир Иннокентьевич и Герольда Михайловна Прокопьевы. Спустя несколько лет к этой истории обратилась «Кинокомпания Юрия Яшникова». О создании художественной короткометражки рассказывают ее создатели.
Народный артист России Дмитрий Певцов:
— Я редко снимаюсь в кино и не участвую ни в чем, где нет надежды, любви, радости, добра света и смирения, потому что жалко тратить время. И, что касается этого проекта, я даже не знал, кто режиссер. Увидев сценарий, понял, что мимо этой темы пройти не могу. История относительно короткая. Взят такой период в жизни главного героя, когда он, фигурально выражаясь, ходит с петлей на шее, ищет крюк. Но ему природа и Господь Бог устраивают иначе. Приходит понимание, что надо жить.
– Мы каждое лето отдыхали с родителями в Харанцах недалеко от того самого аэродрома, который охранял Владимир Иннокентьевич, – рассказывает режиссер Анастасия Зверькова. – Я часто наблюдала, как он выходил на взлетно-посадочную полосу, собирал камни, отгонял коров. Создавалось впечатление, что мужчина ждет очередной борт, который вот-вот должен показаться со стороны материка. Самолета не было ни в этот день, ни через неделю, ни через месяц… В то время мне было 14 — 15 лет, я увлекалась творчеством Антуана де СентЭкзюпери. Его произведения читала сидя на краюшке аэродрома, изредка поглядывая на разноцветный загадочный сачок-ветроуказатель. К истории вернулась, когда уже училась на высших курсах сценаристов-режиссеров и мне необходимо было написать «короткий метр». Потом сценарий менялся, потому что взрослела я, появлялись новые факты и т. д. В итоге фильм получился несколько иным. Это история о бегстве от реальности. У главного героя умирает жена, и он, чтобы пережить это горе, все время слушает авиапереговоры. К нему приезжает сын, пытаясь вернуть отца «на землю».
– Перед съемками вы погружались в биографию Владимира Иннокентьевича?
– Да, мы ездили туда, где он работал, в частности в Качуг, сейчас там базируется авиалесоохрана.
– Когда созрели и решили, что пора снимать эту непростую историю?
– Я хорошо помню, мы готовились к питчингу, который проходил в рамках фестиваля «Человек и природа», – рассказывает продюсер фильма Юрий Яшников, – там кинематографисты представляют проекты будущих фильмов. Настя сообщила, что пишет заявку в номинацию «Документальное кино». А потом во время обсуждения «документалки» вдруг говорит, что намерена подать еще игровую историю. Тогда я впервые услышал историю о Владимире Иннокентьевиче. Для меня это стало полной неожиданностью. Идея хорошая, но трудно реализуемая. Я подумал, что у нас просто не хватит средств. Игровое производство слишком дорогое, для региональной студии тем более. Но с момента презентации на фестивале проекту начало везти. То, что сегодня фильм снят и уже демонстрируется на фестивалях, это почти чудо, в которое четыре года назад просто не поверил бы. Проект получился дорогим, потому что в кадре нужны были сложные постановочные вещи: гроза, шторм, подводная съемка.
– Грозу как вызывали, шаманили?
– Чего мы только не делали! Нам нужен был самый большой шторм на Байкале. Несколько раз ездили на Малое море, и когда он приключился, то выяснилось, что мы не можем спустить лодку, – слишком рискованно. Мы ошиблись, полагая, что подводные сцены сможем снять летом. В это время видимость очень маленькая – цветут водоросли. Постановщик подводных трюков Владимир Кислюков нырял в Листвянке каждые два дня, определяя видимость. И только к декабрю появились подходящие условия для подводных съемок.
– Как раздобыли самый дорогой реквизит – самолет?
– Когда в СМИ разместили информацию о съемках фильма, позвонил Андрей Татаринов из ДОСААФа и спросил: «Нужна ли помощь?». Набравшись храбрости и наглости, я выдавил: «А самолет дать можете?». К счастью, он ответил: «Можем». Потому что без него аэродром – просто поле.
– Почему снимали не в Харанцах, где непосредственно жил Владимир Прокопьев?
– До определенного момента нам казалось, что натура готова – бери и снимай. Но в 2019 году одна авиакомпания купила аэродром, возобновив воздушные сообщения с Ольхоном, откуда самолеты стали летать в Иркутск, Улан-Удэ.
– А Владимир Иннокентьевич?
– К этому моменту он уже ушел от нас. Причем ходили слухи, что смотритель якобы просил похоронить его рядом со «взлеткой», но администрация категорически отказала в этой просьбе.
– Не стало смотрителя, но почему не снимали там, где он жил и работал?
– Новый собственник быстро провел модернизацию аэродрома на Ольхоне. Отремонтировал помещение диспетчерской, перекрыл крышу, стены обшили сайдингом, сменили аппаратуру. Снимать было невозможно. Стали обзванивать летчиков, и нам подсказали, что когда-то на берегу Байкала в Большом Голоустном был аэродром, — говорит Зверькова. — Про него даже местные уже забыли. Мы пришли к дому, окна которого были закрыты поликарбонатом. Немного отодвинули уголок и первое, что увидели, – расписание рейсов. Это был тот самый дом!
ТО, ЧТО СЕГОДНЯ ФИЛЬМ СНЯТ И УЖЕ ДЕМОНСТРИРУЕТСЯ НА ФЕСТИВАЛЯХ, ЭТО ПОЧТИ ЧУДО, В КОТОРОЕ ЧЕТЫРЕ ГОДА НАЗАД ПРОСТО НЕ ПОВЕРИЛ БЫ. ПРОЕКТ ПОЛУЧИЛСЯ ДОРОГИМ, ПОТОМУ ЧТО В КАДРЕ НУЖНЫ БЫЛИ СЛОЖНЫЕ ПОСТАНОВОЧНЫЕ ВЕЩИ: ГРОЗА, ШТОРМ, ПОДВОДНАЯ СЪЕМКА.
– Говорят, на место съемки вы полетели на том самом самолете-реквизите?
– Там такая история. Дмитрий Певцов прилетел поздно вечером и предложил доработать сценарий. Работали всю ночь. И, чтобы попытаться нагнать время, воспользовались реквизитом – самолетом Ан-2. Перелет оказался тяжелым, несмотря на небольшое расстояние. Первым стало плохо человеку, который инструктировал нас, что делать… если станет плохо. Так, впервые за 30 лет самолет Ан-2 приземлился на другом байкальском берегу, в Большом Голоустном.
– Как уговорили Дмитрия Певцова сняться в некоммерческом проекте?
– Региональному кино сложно конкурировать с федеральным за внимание зрителя, – говорит Юрий Яшникова. – А появление звезды в кадре всегда вызывает интерес. Хотя на предложения региональных кинокомпаний звезды российского кино откликаются неохотно, будем честны. Изначально Настя видела в этой роли Александра Михайлова, но не сложилось. Кандидатура Дмитрия Певцова возникла практически в последний момент. Решили надавить на знакомство. С Дмитрием мы познакомились в Гиреевском монастыре, где я работал на ряде мероприятий в качестве режиссера. Знакомство был скорее шапочным, но рискнули, сделав предложение артисту. Дмитрию понравился сценарий, возможно, потому, что он тоже пережил трагедию – потерял сына. Далее развернулась вся палитра персонажей. На роль сына смотрителя Настя нашла питерского актера Ивана Бронина. Насчет дамы сомнений никаких не было — это Татьяна Скороходова, работавшая с Певцовым в нескольких фильмах, в том числе «По прозвищу Зверь», «Мафия бессмертна».
– Сколько длилась съемка?
– Порядка пятнадцати рабочих смен. Некоторые сцены снимали в Москве в специально оборудованном бассейне.
– Что сейчас?
– Идет этап фестивального продвижения, а потом фильм «Без неба» появится в Интернете. Возможно, ко Дню иркутского кино, который празднуется 24 марта.
Борис СЛЕПНЕВ,
фото Анатолий Архипенко, Марина Дубас, Кирилл Шипицин