Комитет по земельным вопросам, аграрной политике и потребительскому рынку Народного Хурала РБ выразил готовность помочь в решении проблем охотпользователей Бурятии.
В ведение комитета по земельным вопросам, аграрной политике и потребительскому рынку Народного Хурала РБ наряду с АПК, сельскохозяйственной и потребительской кооперацией, ветеринарией и другими направлениями входит такая сфера законотворческой деятельности, как охота и сохранение охотничьих ресурсов. Недавно к депутатам комитета с просьбой о помощи обратились охотпользователи Бурятии.
Сохраняя дикую природу
Известно, что территория в Бурятии, где возможно ведение охотничьего хозяйства, исчисляется площадью в 28330,6 тыс. гектаров. Ландшафт охотничьих угодий нашей республики разнообразен – от лесов до лугов, полей и болот, и все они в той или иной мере используются по назначению. А если конкретно, то деятельность охотничьего хозяйства направлена на охрану и воспроизводство диких животных, а также на сохранение и улучшение охотничьих угодий. То есть речь здесь идет не только о промысловой и туристической деятельности, а в первую очередь о сохранении биологического разнообразия нашей бурятской фауны. Одним словом, когда мы говорим об охотничьих угодьях, то имеем в виду как территорию, где может производиться охота, так и среду обитания для диких животных в кормовом, защитном и гнездопригодном отношении. При этом важно понимать, что слово «гнездопригодное» выходит далеко за рамки гнезда как такового, а подразумевает любое пригодное место в дикой природе для воспроизводства потомства.
Все, что имеет у нас в стране отношение к охотничьему хозяйству, регламентируется Федеральным законом «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Если же говорить в целом, то охотничье хозяйство – это отдельный мир, где содержание специфической инфраструктуры в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. При этом услуги в сфере охотничьего хозяйства оказываются ими на основе заключенных договоров в соответствии с гражданским законодательством.
От егерских кордонов – до кормовых площадок
Неотъемлемой частью данной сферы деятельности является охотничья инфраструктура, которую предприниматели выстраивают на вверенных им законом территориях. К таким объектам относятся охотничьи базы, дома охотника, егерские кордоны, иные остановочные пункты, лодочные пристани, питомники диких животных, стрелковые вышки, тиры, кормохранилища, кормовые площадки, а также площадки, предназначенные для сбора твердых бытовых отходов, прокосы, просеки, другие временные постройки, сооружения и объекты благоустройства, предназначенные для осуществления различных видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
При этом стоит подчеркнуть, что все эти объекты охотничьей инфраструктуры подразделяются на капитальные и некапитальные. Именно на этом моменте акцентировали свою проблему охотпользователи республики в своем обращении в комитет по земельным вопросам, аграрной политике и потребительскому рынку Народного Хурала РБ. А если более конкретно, к законодателям обратился руководитель ООО «Новый Промой» Сергей Садовский, охотничьи угодья которого располагаются в центральной экологической зоне на территории Кабанского района.
Запретить нельзя разрешить
Руководитель ООО «Новый Промой» Сергей Садовский проинформировал депутатов о том, что его предприятие, как и некоторые другие, попало под ряд законодательных ограничений, что негативно влияет на осуществление деятельности охотничьих хозяйств. Сергей Садовский рассказал, что они взяли в аренду два участка, где планировали заказать проект освоения лесов и в дальнейшем возвести охотничью инфраструктуру на вверенной им территории. А на стадии заключения договоров выяснилось, что существуют определенные запреты на возведение ряда объектов. Во-первых, потому что в связи с изменением законодательства все леса в Кабанском районе попали под водоохранную зону, поскольку относятся к центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
Между тем ООО «Новый Промой», как и другим охотничьим предприятиям нашей республики, необходимо понимать, какова она, их мера доступа на вверенной территории, где они намерены возводить определенные объекты охотничьей инфраструктуры, что в том числе будет способствовать развитию охотничьего туризма в нашей Бурятии, а значит, пополнять республиканский бюджет.
Как выяснилось в ходе диалога, в котором принимали участие заместитель руководителя Агентства лесного хозяйства Виктор Томин, заместитель министра Министерства природных ресурсов Антон Будунов, руководитель Бурприроднадзора Марина Дамдинова, у большинства охотвладельцев по поводу возведения объектов охотничьей инфраструктуры причин для беспокойства быть не должно.
Дело в том, что федеральным законодательством предусмотрены разграничения между объектами капитальных и некапитальных строений охотничьей инфраструктуры, перечень которых определяется Правительством России. А коль скоро, как пояснила Марина Дамдинова, ООО «Новый Промой» и многие другие охотничьи предприятия республики намерены возводить на вверенных им территориях именно объекты некапитального строительства, то никто никаких препятствий чинить им не будет.
– Одним словом, руководитель ООО «Новый Промой» на все свои вопросы получил исчерпывающие ответы, – констатирует председатель аграрного комитета Дмитрий Швецов. – Сейчас Сергей Садовский работает над проектом освоения лесов по своим охотничьим угодьям, поскольку, согласно действующему законодательству, имеет право размещать там такие, например, объекты охотничьей инфраструктуры, как егерские кордоны и кормовые площадки, которые считаются некапитальными строениями. Перечень всех этих видов строений закреплен нормативно-правовыми актами РФ.
По следу зверя
Второй вопрос, который был поднят на рабочем совещании, касался подсчета диких животных по их следам в зимний период, который каждый охотпользователь на своей территории обязан осуществлять. Кто-то скажет, что это какой-то «дедовский метод», но тут уж любой профессионал ответит вам, что именно этот метод был и остается самым верным и точным. У каждого охотхозяйства на вверенной ему территории есть определенные маршруты, которые они в так называемый «зимний следовой период» проходят и по следам считывают количество диких животных, обитающих в данной местности. И это целая система, которая требует привлечения больших человеческих ресурсов.
– В конце 2021 года в данную методику на федеральном уровне были внесены изменения, призванные еще в большей мере усилить контроль за состоянием диких животных, – поясняет Дмитрий Сергеевич Швецов. – Разумеется, эти изменения накладывают на всех наших охотпользователей дополнительные обязательства, которые, и это логично, влекут за собой дополнительные расходы.
В связи с тем, что изменение методики привело к увеличению зимнего маршрутного учета для закрепленных охотничьих угодий и, как следствие, к увеличению нагрузки на государственных инспекторов, речь необходимо вести как об увеличении их штата, так и о дополнительном финансировании данной сферы деятельности. Кроме того, представители предприятий, работающие в сфере охотничьего хозяйства, настаивают на том, чтобы в измененной методике маршрутизации учитывались региональные особенности.
– По инициативе охотпользователей комитет по земельным вопросам, аграрной политике и потребительскому рынку Народного Хурала РБ уже сегодня готов направить обращение в Министерство природных ресурсов РФ и в Госдуму, речь в котором будет идти об увеличении штатной численности охотинспекторов, а также о субвенциях на осуществление переданных полномочий, – пояснил Дмитрий Швецов. – Охотпользователи согласились с нашим мнением о том, что проанализировать свою работу в соответствии с новой методикой будет возможно лишь по окончании зимнего сезона. Таким образом, в мае-июне, когда на руках у охотпользователей будут все итоговые данные по охотучету, связанные с маршрутизацией «зимнего следового периода», у нас будет повод собраться вновь для выработки единого мнения и конкретных предложений, которые и найдут свое отражение в нашем обращении в Министерство природных ресурсов РФ и Госдуму, – подытожил председатель комитета.
Ольга Галлас