Игорь Северянин на Байкале и о Байкале.
В годы перестройки в Иркутске выходила замечательная газета «Наш Байкал». Жаль, не выжила в перестроечное лихолетье и канула в лету. Была в ней и литературная страница «Сарма», а внутри её — Антология байкальской поэзии.
Вёл антологию иркутский поэт Анатолий Кобенков. Причём формат был такой: каждое стихотворение о Байкале сопровождалось комментарием.
И вот, в одном из номеров (№ 5 за 1991 год) напечатано стихотворение Короля поэтов Игоря Северянина «Байкал». Дав ему высокую оценку, составитель антологии посчитал, что Байкал у Игоря Северянина «придуманный, выплывший из детской мечты, вышедший из реки воображения», «не бывавшего за Уралом» поэта. На самом деле это не так.
Поэт дважды побывал на Байкале, правда, проездом. Любопытный момент: туда ехал Игорь Васильевич Лотарёв (настоящая фамилия), а обратно возвращался Игорь-Северянин. Говорят, тоска по родной природе «заставила» поэта выбрать северный псевдоним, который изначально писался с дефисом. Впечатления о Байкале юного стихотворца оказались ярчайшими и сохранились на долгие годы. В этом убедимся чуть позже. А пока... Весной 1903 года отец поэта, получив место коммерческого агента в одном из пароходств. поехал в Китай, на арендованный Россией Квантунский полуостров (Порт-Артур, порт Дальний). И взял с собой 16-летнего сына. А в конце года, незадолго до начала Русско-японской войны, Игорь возвратился на родину, к матери. Первое стихотворение о Байкале было написано ещё на востоке, по горячим следам.
ОЗЕРО БАЙКАЛ
Зеленая вода в высоких берегах,
И берега вокруг, подернутые мглою.
Вершины темных гор виднеются в снегах
И грозно высятся над чистою водою.
Какой кругом простор! Какая ширина!
Как воздух чист и свеж! как озеро спокойно!
Какая мертвая, холодная весна!
Как дышится легко! Как сердце бьется стройно!
Святое море спит … Воды зеркальна гладь;
Местами только лед покоится на водах;
Не может сразу взор картины всей обнять,
И даль теряется вдали на неба сводах.
А в горах глухо ветр порывисто гудит;
Тоскливый шум его в ущельях замирает;
В прозрачном воздухе Святое море спит;
При солнце северном гладь озера сверкает.
1903. Июнь
Порт-Дальний
У Игоря Северянина есть автобиографическая трилогия в стихах - «Роса оранжевого часа», «Падучая стремнина» и «Колокола собора чувств». В ней автор со многими подробностями повествует о своей жизни. Нас в данном случае интересует Поэма детства в 3-х частях «Роса оранжевого часа» (1925 год), где поэт, рассказывая о поездке в Китай, вспоминает и Байкал. Вспоминает два десятилетия спустя.
Вдоль малахитовой Ангары,
Под выступами скользких скал,
Неслись, тая в душе разгары;
А вот — и озеро Байкал.
Пред ним склонен благоговейно,
Теряю краски и слова,
Пред строгой красотой бассейна
Взволнованного божества…
Святое море! Надо годы
Там жить, чтоб сметь его воспеть!
Я только чую мощь природы…
Ответь когда-нибудь, ответь
Моей душе, святое море,
Себя воспеть мне силы дай!
В твоем неизмеримом взоре
Я грежу, отражен Алтай…
Разгар — это кульминация, апогей. И, наконец, «Байкал», поразивший Анатолия Кобенкова.
БАЙКАЛ
Я с детства мечтал о Байкале,
И вот — я увидел Байкал.
Мы плыли, и гребни мелькали,
И кедры смотрели со скал.
Я множество разных историй
И песен тогда вспоминал
Про это озерное море,
Про этот священный Байкал.
От пристани к пристани плыли.
Был вечер. Был холод. Был май.
Был поезд, - и мы укатили
В том поезде в синий Китай.
Как часто душа иссякала
В желанье вернуться опять.
Я так и не знаю Байкала:
Увидеть — не значит узнать.
1929
Особо комментировать байкальские «поэзы» Игоря Северянина нет необходимости - стихи говорят сами за себя. Обратим внимание на один момент, никак не связанный со стихами. В 1903 году сквозного движения по Транссибу ещё не было, знаменитые байкальские тоннели только строились. Между тем, движение на восток существовало. Во время поездки поэта, от порта Байкал до станции Танхой (и обратно) пассажиров и составы перевозили ледоколы «Байкал» и «Ангара», специально построенные для этой цели. Так что, увидеть и прочувствовать Байкал была возможность не только из вагонного окна («Мы плыли, и гребни мелькали...»)
Почти полжизни поэт прожил в Эстонии, большей частью в деревушке Тойла на берегу Финского залива Балтийского моря. Эстония — это не только море, но и страна озёр. В письме А. Д. Барановой от 9 июня 1923 года, поэт завершает описание красот озера Ульясте такими словами: «Все это озеро и его берега, и весь колорит природы напоминают мне в миниатюре Байкал. Я говорю как раз об этом в одной из своих новых поэз». А чуть позже, в другом письме добавляет: «Когда осенью вы приедете в Эстию, я обязательно покажу Вам это дивное озеро — этот маленький Байкал». Что касается «новой поэзы», поэт имеет в виду «Зреющую книгу» (1923), где «байкальчатому озерку» посвящены и такие строки.
Ты, Ульясте, в миниатюре
Всю жизнь мне снящийся Байкал:
Не те же ль вспыльчивые бури?
Не тот же ль вид лесистых скал?
Есть ещё «Таймень» (1927 год), где также фигурирует Байкал. И где таймень у Игоря Северянина вдруг стал женского рода. Впрочем, поэту допустимо всё.
Ночью выплыла из Байкала,
И поближе держась к кайме
Нижних скал (не меня ль искала?),
Ангарою пошла таймень.
Подведём итоги нашего литературного изыскания. Похоже, стихотворением «Байкал» завершается байкальская тема в творчестве поэта. А поддерживалась она более четверти века, с 1903 по 1929 год. Умер поэт в Таллине 20 декабря 1941 года.
Во время поездки в Китай Игорь Северянин миновать Верхнеудинск (Улан-Удэ) ну никак не мог. И относится, таким образом, к знаменитостям, посетившим наш город. Наряду с Пржевальским, цесаревичем Николаем, Чеховым... Кстати, в мае 2022 года исполнилось 135 лет со дня рождения гения (по его собственной оценке) Игоря Северянина. И вознеся себя на вершину поэтического Парнаса, поэт нисколько не погрешил против истины.
При подготовке этого материала автором использовались общедоступные электронные и бумажные источники информации.
Юрий Неронов