Четверг 18 апреля 2024
17 апреля в Бурятии прошло памятное гашение марки, посвящённой 50–летию с начала строительства...
В среду, 17 апреля, Глава Бурятии Алексей Цыденов и руководитель Федерального агентства...
Сотрудники лесничеств ежедневно проводят патрулирование лесных массивов. Только за прошедшую...
При этом водопроводная вода полностью безопасна для употребления в пищу и для хозяйственно-бытовых...

Миф о возможных сплошных рубках леса у Байкала встревожил общественность.

ИСТОРИЯ С ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ВОЗМОЖНОСТЬЮ сплошных рубок леса у Байкала начинает напоминать политический анекдот. Компания РЖД без устали утверждает, что никаких сплошных рубок не планирует; экологическая общественность заходится на акциях и флешмобах плачем о якобы уже погибшем Байкале; местные власти обещают всем общественный контроль за модернизацией Транссиба и БАМа, какого свет не видывал, а популярные поисковики в интернете по любому запросу выдают аншлаги о том, что исполняющий обязанности губернатора Иркутской области Игорь Кобзев спас Священное море. Ведь РЖД при участии властей Иркутской области и природоохранных организаций примет дополнительные меры по защите озера Байкал в период проведения работ по модернизации БАМа и Транссиба и при их дальнейшей эксплуатации благодаря меморандуму о сотрудничестве в сфере охраны окружающей среды, подписанному РЖД и правительством Иркутской области.

Ну, с Иркутском все понятно. Игорю Кобзеву нужно избавиться от приставки «врио» и избраться на должность губернатора. Тут любой «пиар» сгодится. А о том, что глава Бурятии Алексей Цыденов подписал аналогичный меморандум с главой РЖД Олегом Белозёровым от имени правительства республики, никто не вспоминает. Байкал, конечно, тоже спасали, но выборов нет.

Объединяет два события только одно: для подписания документов два региона лично посетил руководитель железнодорожной монополии, решив своим авторитетом подкрепить обещания, ранее сделанные начальником Восточно-Сибирской железной дороги Василием Фроловым. Видимо, федеральный центр все-таки обеспокоен негативным общественным резонансом вокруг недавно принятого федерального закона. С него, пожалуй, и начнем.

Вся власть Совминам?

Называется он нудно: «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№254-ФЗ от 31 июля 2020 г.). Отличается тем, что с невиданной для Госдумы скоростью проскочил все чтения в Госдуме РФ, законотворчество которой чаще всего отличается степенностью и медлительностью. А далее был быстро одобрен Советом Федерации и подписан президентом России. Этот закон отменяет государственную экологическую экспертизу при строительстве объектов магистральной инфраструктуры на особо охраняемых природных территориях. В зоне Транссиба и БАМа она приостанавливается до конца 2024 года, когда РЖД завершит модернизацию своего Восточного полигона. А вот в региональных ООПТ, похоже, навсегда.

В числе нюансов применения закона на территории, прилегающей к Байкалу: «В случае если документацией по планировке территории предусмотрено размещение объектов инфраструктуры, необходимых для увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, на земельных участках, расположенных в границах особо  охраняемых природных территорий регионального или местного значения (...), документация по планировке территории до ее утверждения подлежит согласованию соответственно с уполномоченными исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления». Иными словами, все отдается в руки исполнительной власти.

Земли лесного фонда под нужды модернизации допускается переводить в земли других категорий. Более того, в этих же интересах допускается и изъятие земель у их нынешних собственников. Во время экстренного прохождения законопроекта через Госдуму общественность, прямо скажем, поначалу упустила его из виду. Критика появилась на финальных стадиях, когда изменить что-либо трудно. Точнее – невозможно. Тем не менее протесты зазвучали.

В ад по дороге добрых намерений

Не подписывать закон «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» с такой просьбой в начале августа обратились к Владимиру Путину научный совет Российской академии наук по экологии биологических систем и научный совет РАН по лесу. Текст обращения был размещен на сайте Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова Российской академии наук. В документе четко выделены ключевые тревоги экологов. «В данном законе цели экономического развития нашего государства противопоставляются целям сохранения биоразнообразия и поддержания экологического баланса. Достижения современной науки и мировая практика свидетельствуют о том, что пути разрешения таких конфликтов существуют, в том числе и при развитии магистральной инфраструктуры. Новые проекты, в том числе нацеленные на модернизацию и расширение магистральной инфраструктуры, безусловно, необходимы для развития экономики России. Однако закон содержит в себе неустранимые противоречия с другими федеральными законами, открывает правовую возможность ведения хозяйственной деятельности с разрушением экосистем, составляющих основу экологической безопасности нашей страны», говорится в документе.

По оценке ученых, «принятие закона приведет к экологическим катастрофам и экономическому ущербу, значительно превышающему выгоды, которые сулят его разработчики». В РАН полагают, что «для развития магистральной инфраструктуры необходима разработка законов, которые не вступают в противоречие с другими законами, предусматривают специфику планируемых проектов и проведение государственной экологической экспертизы, нацеленной на обеспечение экологической безопасности нашей страны». При этом, как подчеркивают ученые, «экономическое развитие нашей страны не должно идти вразрез с недавно утвержденными национальными целями развития Российской Федерации, к которым относятся (а) сохранение населения, здоровье и благополучие людей и (в) комфортная и безопасная среда для жизни».

Научные советы РАН просили Владимира Путина дать поручение разработать законы, нацеленные на модернизацию и расширение магистральной инфраструктуры России, которые не вступают в противоречие с другими законами, учитывают необходимость обеспечения экологической безопасности и специфику проектов, с привлечением профильных научных и природоохранных организаций, а также с учетом общественного мнения. А также сохранить государственную экологическую экспертизу при реализации всех проектов, в том числе нацеленных на модернизацию и расширение магистральной инфраструктуры на всей территории нашей страны. Отдельным пунктом выделена просьба «сохранить существующие режимы для всех особо охраняемых природных территорий России и Байкальской природной территории».

Контроль за супостатами

Увы, но наука власти не наука. Госдума, принявшая закон, не стала менять свою позицию. «Закон о модернизации и расширении магистральной инфраструктуры в первую очередь позволит ускорить сроки строительства новых железнодорожных магистралей, ведущих на восток нашей страны, и повысить эффективность железнодорожного транспорта. После его принятия сокращение сроков подготовки всей необходимой для строительства на БАМе и Транссибе документации удастся сократить, в среднем, до двух лет. Пропускная способность магистралей в этом направлении должна вырасти в полтора раза, что, в частности, даст возможность значительно увеличить экспорт российского угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона», цитировал слова председателя Госдумы Вячеслава Володина сайт нижней палаты российского парламента. Председатель парламента России отметил, что «подобные решения, направленные на оптимизацию и упрощение целого ряда процедур в сфере градостроительства, земельных и других отношений, уже эффективно показали себя в Крыму во время модернизации инфраструктуры полуострова».

«Новый закон будет способствовать развитию Сибири и Дальнего Востока, а также позволит обеспечить развитие российской экономики в целом, подчеркнул Вячеслав Володин. – При этом важнейшей составляющей в ходе строительства и модернизации транспортной инфраструктуры остается строжайшее соблюдение требований природоохранного законодательства. Вопрос о необходимости жесткого контроля ситуации с вырубкой леса вдоль Байкала для модернизации БАМа и Транссиба 30 июля обсуждался в ходе встречи президента России Владимира Путина и врио главы Иркутской области Игоря Кобзева. Госдума будет внимательно следить за ситуацией в регионе. Необходимые поручения уже даны трем профильным комитетам – по экологии и охране окружающей среды; по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям; по транспорту и строительству. Уверен, что и депутаты, избранные от этого региона, также примут самое активное участие в этой работе».

Аналогично отреагировала и на тревоги члена Совета Федерации от Бурятии Александра Варфоломеева глава верхней палаты российского парламента Валентина Матвиенко. Сенатор высказался в духе известной истины о том, что «законы святы, да исполнители лихие супостаты». Спикер СФ рекомендовала усилить контроль за «супостатами» всем миром на местах.

Клянемся, клянемся, клянемся...

И все бы шло прекрасно и забавно, если б миром правили в Госдуме. Но нараставшие «зеленые» протесты (преимущественно, правда, в соцсетях), видимо всетаки поколебали уверенность власти в непоколебимости авторитета парламентских спикеров. Минприроды России и компания РЖД 25 августа подписали соглашение о реализации экологических мер, направленных, в том числе, на сохранение уникальной Байкальской природной территории, сообщала пресс-служба министерства. Подписи под документом, главной целью которого является долговременное сотрудничество в природоохранной сфере, поставили министр природных ресурсов и экологии Дмитрий Кобылкин и генеральный директор председатель правления ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозёров.

Инициатива природоохранного ведомства связана с принятием в июле текущего года федерального закона «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливающего особенности регулирования градостроительных, земельных и иных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. «Соглашение, которое мы подписываем сегодня, касается перспектив сотрудничества Минприроды России и «Российских железных дорог» в сфере рационального природопользования. Его главная цель – улучшение качества жизни сотен тысяч людей. Актуальность сохранения природы, особенно таких уникальных мест, как Байкальская природная территория, как никогда высока», – подчеркнул Дмитрий Кобылкин. Глава Минприроды также отметил, что сегодня очень важно найти баланс между охраной природы и социальным развитием. Олег Белозеров, в свою очередь, пояснил, что сохранение природы всегда было приоритетным направлением в деятельности ОАО «РЖД».

«Сотрудничество с Минприроды в сфере экологии для нас очень ценно. Особое внимание мы уделяем природоохранным зонам, таким как территория Байкала. Мы гарантируем, что все решения по строительству объектов инфраструктуры будут приниматься, исходя из минимально возможного вмешательства в природу, с привлечением экологических организаций и региональных властей, под строгим общественным контролем», сказал Белозеров. В ближайшее время министерство и РЖД согласуют перечень мероприятий, направленных на минимизацию экологического ущерба при строительстве и реконструкции объектов инфраструктуры, необходимых для увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей в границах Байкальской природной территории. В этот перечень войдут, в частности, мероприятия по лесовосстановлению, пересадке редких видов растений, сохранению плодородного слоя почвы. Большое внимание планируется уделить и рекультивации нарушенных земель, благоустройству и озеленению территорий, проектированию шумозащитных полос. Среди важных мер также – мониторинг популяций редких видов флоры и фауны, компенсация ущерба водным биоресурсам, применение систем оборотного водоснабжения. «Минприроды России приветствует готовность РЖД к максимальной открытости и реализации природоохранных мероприятий. Уверен, что благодаря совместным усилиям у нас все получится!» – резюмировал министр.

Далее глава РЖД отправился в Иркутскую область и Бурятию подписывать соглашения с регионами. Про Иркутск мы упоминали. А в Бурятии о соглашении известили все местные СМИ. Соглашения, разумеется, типовые. Холдинг не планирует строить новые железнодорожные пути вдоль береговой линии Байкала и проводить сплошные вырубки леса под модернизацию БАМа и Транссиба. Некоторые объекты действительно невозможно построить без вырубки небольшой лесной полосы вдоль действующих железных дорог, в подавляющем большинстве случаев вдали от береговой линии Байкала, и только в тех случаях, когда отсутствуют другие варианты размещения объектов инфраструктуры. При этом в обязательном порядке предусматриваются компенсационные мероприятия по восстановлению лесного фонда и высадке саженцев (пять саженцев на каждое срубленное дерево), строительство очистных сооружений, помощь научным исследованиям Байкала.

Не более 6 гектаров

Глава Бурятии Алексей Цыденов, Олег Белозеров и исполняющая обязанности председателя Общественной палаты республики Татьяна Думнова подписали меморандум 27 августа. «Этот документ очень объемный. К нему прилагается план, включающий 48 пунктов, в которых подробно прописаны действия всех сторон. Это и контроль за земельными участками, где будет вестись модернизация железной дороги, это и контроль за вырубкой и дальнейшим восстановлением зеленых насаждений. Хотелось бы подчеркнуть, что вырубки при реконструкции Транссиба и БАМа, о которых идет речь, не подразумевают сплошных рубок на Байкале, зеленые насаждения будут убирать только в зоне отвода железной дороги, общая площадь этих отводов составит не более 6 гектаров», отметил Алексей Цыденов. Строительные работы в Центральной экологической зоне Байкала будут вестись под строгим контролем Общественной палаты Бурятии. С этой целью будет разработан график выездов общественников на места строительства БАМа и Транссиба. «Совместными усилиями нам нужно добиваться не только экономического развития, которое сегодня сконцентрировано на Востоке, но и максимальной ликвидации ущерба от ранее проводимых работ, которые осуществлялись на железной дороге уже более 100 лет назад», добавил Алексей Цыденов.

Как сообщил глава РЖД Олег Белозеров, компания является одним из мировых лидеров в вопросах экологии. Это признано международным экспертным сообществом. «Байкал – это наше всеобщее достояние, священное место, которое мы все должны охранять. Поэтому все соглашения в этой части, достигнутые между РЖД, руководством Бурятии и общественниками, будут неукоснительно соблюдаться», – сказал Олег Белозёров.

По словам исполняющей обязанности председателя Общественной палаты республики Татьяны Думновой, общественники смогут беспрепятственно запрашивать и получать информацию из проектной документации о предполагаемом освоении дополнительных земельных участков в Центральной экологической зоне, где предполагается рубка зеленых насаждений. Также экологи будут посещать участки строительства для проверки проводимых работ на соответствие проектной документации. Допуск будет осуществляться до начала рубок деревьев, во время и после проведения работ. Кроме этого активисты собираются контролировать  ход компенсационных посадок, совместно с профильными министерствами и ведомствами определять места посадок деревьев.

Соглашение будет действовать до 31 декабря 2024 года, то есть на всем этапе проведения модернизации БАМа и Транссиба. Напомним, развитие БАМа и Транссиба предусмотрено комплексным планом модернизации и расширения магистральной транспортной инфраструктуры до 2024 года. В восточном направлении планируется увеличение пропускной способности в 1,5 раза до 180 млн тонн в 2024 году и до 210 млн тонн в 2025 году.

Вторым документом, подписанным в Улан-Удэ, стал план дополнительных мер (дорожная карта), который включает в себя, помимо мероприятий по экологическому мониторингу и контролю на объектах строительства и реконструкции БАМа и Транссиба, также и конкретные меры по охране побережья Байкала, водных ресурсов, атмосферного воздуха от отходов производства и потребления. Так, на участках реконструкции, где предусмотрена рубка лесных насаждений, установят камеры видеофиксации, системы автоматического контроля выбросов и сбросов загрязняющих веществ.

Кроме того, запланирована организация «горячей линии» по вопросам соблюдения экологических норм при строительстве железнодорожной инфраструктуры.

Соглашение предполагает также сопровождение проектов научно-образовательными учреждениями Бурятии. Ученые из республики будут проводить оценку современного состояния природных комплексов и геосистем на территориях планируемого строительства, в том числе создадут паспорт оценки и прогнозирования развития природных экосистем под воздействием реализуемых проектов. А РЖД при содействии правительства Бурятии примет на себя обязательства по поддержке исследований байкальской нерпы. Реализовать проекты по защите и сохранению байкальского эндемика планируется тоже с 2021 по 2024 годы. Для реализации комплекса мероприятий будет создана рабочая группа, куда войдут представители ОАО «РЖД», правительства Бурятии и Общественной палаты республики. Ее представители, к слову, уже выехали на БАМ.

Сухой остаток – повод для слез

Здравый смысл действительно говорит в пользу того, что никакие сплошные рубки тайги у Байкала не нужны. Около Байкала Транссиб идет по его берегу, с другой стороны горы, строительство новых путей здесь невозможно. На севере БАМ проходит у Байкала по касательной. Насыпь под вторые пути готова, нужно только очистить ее от лесного подроста. От него же нужно освободить карьеры, где когда-то уже добывали песок и гравий. Плюс места для объектов будущей электрификации трассы. И все-таки остаются вопросы.

Не будем касаться такой мелочи, как перечень объектов железнодорожной инфраструктуры в границах Байкальской природной территории для внесения в список объектов модернизации, под которые власти разрешат рубку леса вдоль Байкала. Этих объектов то 108, то 212. Окончательный вариант никто не видел. Но, думается, его все равно обнародуют. Важнее отмена государственной экологической экспертизы и некоторая путаница вокруг нее. А именно между отменой экологической экспертизы как таковой при строительстве, модернизации и расширении магистральной инфраструктуры и имеющимся перечнем социальных объектов, строительство и реконструкция которых на Байкальской природной территории больше не требует прохождения экологической экспертизы.

Последний правительство РФ утвердило в середине августа. Требование о направлении таких проектов на проверку действовало с июня 2014 года, что вызывало трудности при строительстве зданий и сооружений. В декабре 2019 года депутаты Госдумы приняли закон, который отменил экоэкспертизу для строящихся и реконструируемых соцобъектов на Байкальской природной территории, за исключением Центральной экологической зоны.

Теперь проекты школ, садиков, учреждений культуры, фельдшерско-акушерских пунктов не нужно направлять на экологическую экспертизу только на государственную. В перечень также включены приюты и ночлежки для бездомных. Но под послабления не попали физкультурно-оздоровительные комплексы только спортивные площадки. Также правительство исключило иные объекты, предназначенные для занятия физической культурой и спортом. Главным положительным результатом отмены экоэкспертизы эксперты называют то, что сроки строительства социальных объектов будут существенно минимум на полгода сокращены. Именно столько времени занимало прохождение экспертизы. Кроме того, на нее затрачивались дополнительные деньги. Цена вопроса около 800 тысяч рублей за проект.

Требование о проведении экоэкспертизы проектов касалось достаточно большой территории. Например, в Бурятии оно распространялось на 85% площади региона. При этом отмена экоэкспертизы не означает, что объекты строительства вовсе не будут подлежать экспертизе на соблюдение экологических норм. Проектная документация по любому объекту подлежит государственной  экспертизе. И в ее рамках объекты проверяются на соблюдение требований экологической безопасности. Более того, эксперты полагают, что этот список должен быть расширен, так как в него не вошли очень многие объекты социального характера.

Кому помешали эксперты

Другое дело отмена государственной экологической экспертизы для крупных линейных инфраструктурных объектов. Это уже не школа или стадион. Мотивы отмены: сокращаем сроки и затраты. Только вот так ли это здорово в случае большого строительства? Вопрос. И вопрос большой. Ведь отменяется не только сама экспертиза, срок которой действительно большой три месяца, но и исследования, связанные с ней. Они всегда требуют «оценки воздействия на окружающую среду» (ОВОС) и проведения общественных слушаний на местах. Увы, вместо этого достаточно прозрачного и открытого механизма снижения экологических рисков вводится усеченная процедура, которая не исключает привлечения общественности, но голоса она иметь не будет. Кроме того, есть вопросы относительно того, какая общественность будет привлекаться.

«Когда нам говорят об отмене экологической экспертизы, нас успокаивают тем, что она остается в государственной экспертизе. На самом деле она проводится в соответствии с Градостроительным кодексом РФ. Там всего одна маленькая статья. А экологическая экспертиза проводится в соответствии с законом, принятым еще 1993 году. В него вносилось много плохих поправок, но в нем имеется и много хорошего. Самое главное – четко прописана возможность участия общественности на разных этапах с возможностью проведения общественной экологической экспертизы. И, если она проведена корректно, то ее заключение включается в заключение государственной экологической экспертизы без изъятий. А сейчас есть риск того, что мы лишимся возможности даже ознакомления с проектами. Не говоря о том, что в 99% случаев экоэкспертиза проходит в Бурятии, а главгосэкспертиза – в Красноярске. Это далеко от Бурятии и Байкала. Все эти облегчения уже приводили к неприятным последствиям, например, в Сочи, где погибли реликтовые самшитовые леса.

Аргумент о сокращении времени благодаря отмене экоэкспертизы не очень убедителен. Во-первых, сроки и так ранее сокращены с трех до двух месяцев. Во-вторых, ее можно провести и за две недели, если представлена нормальная документация. В этом заинтересованы сами эксперты», рассказал на дискуссионном клубе «Экология vs инфраструктура БАМа и Транссиба: как ускорить и не навредить», проведенном журналом «РЖД-партнер», Евгений Кислов, зав. лабораторией Геологического института БНЦ СО РАН, член Общественной палаты Бурятии. Он также обратил внимание на то, что никто не возражает против модернизации БАМа и Транссиба. Более того, республике очень нужна облегченная процедура перевода земель лесного фонда в земли других категорий. Ученый привел пример прибрежного с Байкалом поселка Клюевка, жители которого хоронят близких на местном кладбище, действующем с 1905 года, уже во второй и третий ярусы. Участок под новое кладбище найден, но находится на землях лесфонда, хотя там нет ни одного дерева. В итоге вопрос не решается.

Госмонополии – наше всё, а человек…

Думается, этот яркий пример показывает еще одну причину неприятия в обществе законодательного блицкрига в пользу РЖД. Таких прецедентов в Бурятии – множество. Это и лесные поселки, жители которых не имеют прав на свою недвижимость. И жители Тункинского района, оказавшегося целиком в границах нацпарка, в результате чего люди лишены своих конституционных прав на землю. Их проблемы не решаются годами и десятилетиями под предлогом сбережения экологии. А лишенные возможности ловить омуль, работать в лесу жители прибрежных сел Байкала? Они столетиями жили озером и тайгой, но сегодня для них всюду запреты.

Парадокс. И не единственный. Закон в пользу РЖД принимается после принятия поправок в Конституцию РФ, в которой теперь ярко и верно сказано про экологию. Всем предписано ее беречь, но для госмонополии тут же делаются исключения.

Наконец, как понимать то, что открывается возможность изъятия частных земель в пользу инфраструктурных проектов? Все будет, как со скандальными историями в олимпийском Сочи? И что означает предстоящая легкость изменения границ особо охраняемых природных территорий регионального или местного значения?

Инфраструктурных проектов может быть много. И не только у РЖД. Какая ООПТ следующая в очереди на законодательное «заклание» своих границ ради трубопровода, федеральной автотрассы и т.д.? Вопросы, вопросы, вопросы… Они остаются без ответа даже с учетом того, что с БАМом и Транссибом постепенно все проясняется. Хорошо – сплошных рубок леса у Байкала не будет. Все было сплошным недоразумением. И плач общественности о судьбе Байкала, и клятвы властей и РЖД «не рубить» – напрасны. Но далее, видимо, будем ждать новых недоразумений.

Или логичнее просто перестать всем клясться «на тайге». Властям открыть карты последствий реализации закона для инфраструктурных проектов во всех регионах. А общественности – вступить в диалог с властью. Только не на митингах и пикетах с дурными лозунгами, а с аргументами. На самом деле смешно, когда требования о защите Байкала начинают звучать на акциях в Хабаровске, собирающихся совершенно по другому поводу. И смешно, и грустно, и тревожно…  

P.S.

«Пренебрежительное отношение к природе, тем более к уникальной байкальской экосистеме, абсолютно недопустимо. В прошлые годы, десятилетия много было допущено ошибок. Подписанный план мероприятий и меморандум должны неукоснительно исполняться. Хочу обратить на это внимание», подчеркнул Владимир Путин на совещании 8 сентября, где президенту доложили о мероприятиях по сохранению экосистемы озера при осуществлении вырубок леса для расширения БАМа и Транссиба. Глава государства поручил главе РЖД находиться «в самом тесном контакте» с руководителями региона, муниципалитетов, с экологическими организациями и общественностью. «Я вас прошу быть в самом тесном контакте и все договоренности исполнить», потребовал Путин.      

Сергей Васильев

Использованы фотоматериалы ОАО «РЖД» и пресс-службы Правительства РБ

Сотрудники БИП СО РАН проверили свои знания в научном квизе.
УКАЗ ИМПЕРАТОРА ПЕТРА I ОБ УЧРЕЖДЕНИИ АКАДЕМИИ НАУК И ХУДОЖЕСТВ был объявлен 8 февраля 1724 года.
В Улан-Удэ состоялась ОЧЕРЕДНАЯ IV СЕССИЯ НАРОДНОГО ХУРАЛА СЕДЬМОГО СОЗЫВА.
Правительство России поддержало проект сенатора от Бурятии о праве на выплату двух пенсий...
30 ЛЕТ НАЗАД, 22 ФЕВРАЛЯ 1994 ГОДА, сессия Верховного Совета Республики Бурятия двенадцатого...
ГЛАВНЫМ ПОЛИТИЧЕСКИМ СОБЫТИЕМ страны стало послание Президента России Владимира Путина к...
Завершилась юбилейная сессия ШЭПа.
«На фронте не до песен» - так кажется нам, гражданским. А как раз на фронте им самое место. Песня...
Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию в этом году стало самым объемным за...
Бурятия достигла значительных успехов в развитии инфраструктуры.
В республике поставлен рекорд по количеству социальных объектов, введенных в эксплуатацию за...
В экологическом плане Бурятия, как и многие регионы, сталкивается с рядом проблем и вызовов.
Сотрудники БИП СО РАН проверили свои знания в...
УКАЗ ИМПЕРАТОРА ПЕТРА I ОБ УЧРЕЖДЕНИИ АКАДЕМИИ...
В Улан-Удэ состоялась ОЧЕРЕДНАЯ IV СЕССИЯ...
Правительство России поддержало проект сенатора...
30 ЛЕТ НАЗАД, 22 ФЕВРАЛЯ 1994 ГОДА, сессия...
ГЛАВНЫМ ПОЛИТИЧЕСКИМ СОБЫТИЕМ страны стало...
Завершилась юбилейная сессия ШЭПа.
«На фронте не до песен» - так кажется нам,...
Послание Президента РФ Владимира Путина...
Бурятия достигла значительных успехов в развитии...
В республике поставлен рекорд по количеству...
В экологическом плане Бурятия, как и многие...
Холодный февраль был насыщенным на визиты...
В ЛИСТВЯНКЕ СОСТОЯЛСЯ ДЕСЯТЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ...
Сегодня вокруг Байкала построено более 500 км...
И строим тропы не ради троп, а тропы для людей.
БУРЯТИЯ — ОДИН ИЗ САМЫХ «зеленых» регионов...
УЖЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ лесники Бурятии успешно...
«Маньчжуро-монгольский мир в первой половине ХХ...
В Улан-Удэ прошло заседание Совместной рабочей...
ИТОГИ, ПЛАНЫ И МЕРОПРИЯТИЯ по инженерной защите,...
КОГДА МЫ СЛЫШИМ АББРЕВИАТУРУ РГО — Русское...
ЛЮДИ УЕЗЖАЮТ ИЗ ДЕРЕВНИ в город или в другую...
На месте бывшего Байкальского...
Северобайкальск готовится стать опорной точкой...
Обратная сторона байкальского залива.
БОДРЯЩИЙ БАЙКАЛЬСКИЙ ВОЗДУХ по утрам,...
Какие проблемы тревожат жителей села?
КРАСОТА И ВЕЛИЧИЕ ОЗЕРА БАЙКАЛ не могут оставить...
САМЫЙ АКТУАЛЬНЫЙ СЕГОДНЯ вопрос на Байкальской...
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОХРАНЕ ОЗЕРА БАЙКАЛ» снова...
XIV АССАМБЛЕЯ АССОЦИАЦИИ РОССИЙСКИХ...
Маленький москвич искренне радуется, что он...
5 ДЕКАБРЯ ВСЯ СТРАНА отмечала День добровольца,...
СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ — одно из приоритетных...
Люди разных профессий, жизненного опыта и...
В Бурятии проверили свои знания по географии...
Туризм Бурятии создавали уникальные люди:...
В 2002 ГОДУ, ВОЗГЛАВИВ Министерство экономики...
КОГДА К 100-ЛЕТИЮ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ был задуман...
Как осуществлялось государственное управление...
ПУТЬ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА в Бурятии такой же...
О деятельности ВСГИК по подготовке кадров для...
УНИКАЛЬНОСТЬ УЛАН-УДЭ — в его природном,...
ПРЕМИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ в области туризма...
ЛАУРЕАТАМИ ПРЕМИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ...
ЛАУРЕАТАМИ ПРЕМИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ...
Научные исследования процессов формирования и...
РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ в регионах Дальнего...
В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ повышенное внимание...
ПРОШЛО ПОЧТИ ШЕСТЬ ЛЕТ, как в Республике Бурятия...
У ПОСЕЛКА ТУРКА НА ВОСТОЧНОМ БЕРЕГУ Байкала...
ЧТОБЫ ПОНЯТЬ, ЧЕМ УНИКАЛЬНО это село на...
Стоит на защите зелёного достояния Республики...
ДВЕСТИ С ЛИШНИМ ЛЕТ тому назад на территории...
ЧТОБЫ ТАМ НИ ГОВОРИЛИ о значимости новых...
ВЕСНА – ГОРЯЧАЯ ПОРА для работников...
Такова задача Закона Республики Бурятия, который...
ЕЖЕГОДНО В ПОСЛЕДНЮЮ СУББОТУ мая свой праздник...
В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОШЛОМ охотничьи хозяйства...
ЕЖЕГОДНО 5 ИЮНЯ ОТМЕЧАЕТСЯ Всемирный день охраны...
XXI ВЕК – ВРЕМЯ ПРОРЫВНЫХ технологий и...
О РОЛИ АКАДЕМИЧЕСКОГО научного института в...
Новые данные, обнаруженные учеными Института...
ПОЛИТИКА ДО СИХ ПОР СЧИТАЕТСЯ неженским делом.
ДЕНЬ ПОБЕДЫ – ПРАЗДНИК, КОТОРЫЙ ОБЪЕДИНЯЕТ всех...
В Улан-Удэ прошло первое в истории выездное...
К 100-летию Республики Бурятия и значимости...
В истории Бурятии много значимых дат.
НА ПОРОГЕ ПРАЗДНОВАНИЯ 100-ЛЕТНЕГО юбилея...
О Республике Бурятия в ретроспективе 100-летия
ВРЯД ЛИ КТО В ЦИВИЛИЗОВАННОМ МИРЕ не знает...
ПРО ТАКИХ, КАК ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА МАКСИМОВА...
В селе Нестерово возрождают...
Два государства, пять руководителей, сотни тысяч...
Лесники Бурятии завершили сезон сбора сосновой...
ЛЕС – ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ ДОСТОЯНИЙ Бурятии. Более...
Победители конкурса сочинений на тему «За что я...
В ДЕКАБРЕ 2022 ГОДА Народный Хурал РБ принял...
ТАРБАГАТАЙСКОМУ РАЙОНУ в 2023 году исполняется...
ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО НЕДЕЛЬ и в Бурятии откроется...
ИСПОЛНИЛОСЬ 50 ЛЕТ со дня организации в Улан-Удэ...
В Бурятии в рамках нацпроекта модернизируют...
БАЙКАЛ ПРОДОЛЖАЕТ УДИВЛЯТЬ. Казалось бы, он...
К 65-летию со дня рождения Александра...
ЛИМНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ СО РАН впечатляет...
ВЫПЬЮТ ЛИ КИТАЙЦЫ БАЙКАЛ, какой экологической...
Как и ожидалось, приступая к завершению проекта...
2023-Й — ЗАВЕРШАЮЩИЙ ГОД значимого научного...
ОБРАЩАЯСЬ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ, именно так...
ИСПЫТАНИЕ НА ПРОЧНОСТЬ КРЕПКИХ ДОБРОСОСЕДСКИХ...
Когда первое лицо страны посещает регион, то...
ЯНТАРЬ – ТАКОЙ ЗАГАДОЧНЫЙ и завораживающий....
СЕМЕЙСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ известны далеко за пределами...
Так и светлые люди, какой бы национальности они...
Байкал продолжает удивлять. Казалось бы он...