В ДАВНИЕ ВРЕМЕНА ПОНЯТИЯ «ЭКОЛОГИЯ» не существовало, но люди все равно понимали и осознавали ценность природы и важность сохранения природных богатств.
Наши прадеды верили, что каждое дерево, каждая травинка и даже вода — живые. Их с детства учили бережно и уважительно относиться к матушке-природе, и это передавалось из поколения в поколение. Но с развитием промышленного освоения природных богатств и технического прогресса возникли предпосылки для создания государственного управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Хочется рассказать не только о том, как 20 лет тому назад было создано наше Министерство природных ресурсов Республики Бурятия, но и чуть-чуть заглянуть в совсем далекое прошлое…
Из истории вопроса
Из истории можно вспомнить немало имен тех, кто стремился, выражаясь современным языком, рационально использовать природу и воспитывал бережное отношение к ней. Например, восемьсот лет назад наш великий Чингисхан издал специальный указ, по которому территория священного озера Байкал была объявлена запретной. Он объявил «Их хориг» — «Великий запрет» — на землях своих предков. Воинам было запрещено мыть амуницию в реках и ручьях, впадающих в Байкал; запрещена обработка земли, хотя до этого сеяли хлеб, запрещено строительство городов и облавная охота. За это полагалась смертная казнь. Таким образом была создана «заповедная зона» вокруг чистейшего озера планеты. А на Руси шесть веков назад, примерно в 1400 году, был принят первый исторический русский акт по защите природы — это охранная грамота ярославского князя Федора Федоровича Толгскому монастырю на пользование окрестными лесами, дабы пришлые люди их не рубили, а свои честь знали. В дальнейшем в XIV—XVTI вв. стали утверждаться на государственном уровне особые территории, где не разрешалось осуществлять вырубки леса, назывались они «засеки» и имели военное назначение, так как находились в основном на южных границах нашего государства.
Непосредственно само государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды как система начало формироваться во времена правления Петра I. Законодательно данный вид государственного управления оформлялся посредством таких документов, как лесоохранный Указ от 30 марта 1701 года, который запрещал расчистку лесов на расстоянии 30 верст от сплавных рек, последующих указов «О нерублении добраго лесу на дрова», «О нерубке годнаго на корабельное строение леса», «О нерубке на дрова лесу толще пяди» и др. Были предусмотрены и меры наказания как для самих порубщиков, так и для тех, кто давал на то приказ. В 1740 году была запрещена охота на лося в европейской части России. До этого шла массовая заготовка его шкур для армейских камзолов и штанов-лосин.
Значимым событием стало возникновение (1805 год) при Московском университете Русского (Московского) естественнонаучного общества испытателей природы. А «в 1835 году был издан Указ об охране в России мест икрометания рыб. Русским географическим обществом с 1845 года публиковались статьи, в которых поднимались вопросы биосфероохранного плана».
Советский период был ознаменован революционными декретами вождя всех народов В. И. Ленина «О земле» (1917), «О лесах» (1918), «О недрах земли» (1920) и положениями кодексов — Земельного (1922), Лесного (1923), которые так или иначе затрагивали вопросы природопользования и охраны окружающей среды. Следует все же напомнить, что в указанных правовых актах доминировал принцип господства над природой. Оно и объяснимо — социализм страны Советов требовал интенсивного развития, поэтому принятие данных документов в полной мере не обеспечивало эффективной природоохранной деятельности.
Как менялось отношение к окружающей среде в первой половине 20 века, можно проследить на примерах истории, разделив ее на пять периодов: конец 19 — начало 20 века — максимум процессов индустриализации, загрязнения, негативного воздействия на окружающую среду при отсутствии мер по развитию систем охраны. 1914—1922 гг. — период войн, революций и никакой защиты природы. Третий период (1928—1941 гг.) — процесс индустриализации, загрязнения и других негативных воздействий. Мер по охране природы было явно недостаточно. Период войны с 1941 по 1945 год нечего комментировать. 1945—1951 гг. — новая индустриализация, но опять же негативное воздействие на окружающую среду и недостаточные меры по ее охране. Нельзя сказать, что мы относились к природе с благоговением: мы выживали в тех жестоких условиях, используя природу и не очень-то заботясь о ней.
НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ В КАЖДОМ РЕГИОНЕ СТАЛИ УЧРЕЖДАТЬСЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОМИТЕТЫ ПО ОХРАНЕ ПРИРОДЫ, КОТОРЫЕ, КАК ПРЕДПОЛАГАЛОСЬ, ДОЛЖНЫ БЫЛИ ВЗЯТЬ НА СЕБЯ ФУНКЦИЮ ПО КООРДИНАЦИИ ВСЕЙ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СТАТЬ ЦЕНТРАЛЬНЫМ УПРАВЛЯЮЩИМ ЗВЕНОМ, ЗАМЕНИВ СОБОЙ РАНЕЕ СУЩЕСТВОВАВШУЮ СОВОКУПНОСТЬ РАЗЛИЧНЫХ ВЕДОМСТВ.
Есть и светлые моменты. Все помнят, что в 1924 году было создано Всероссийское общество охраны природы. Но, к сожалению, отношения государства и экологических организаций всегда были крайне неустойчивыми. В 1951 году было подписано Постановление «О незаконном и бесхозяйственном расходовании средств Всероссийским обществом охраны природы». То есть вместо того, чтобы охранять природу, власти решили редуцировать эти отношения. Вплоть до того, что на политическом уровне было заявлено, что социализм сам по себе обеспечивает рациональное использование природных ресурсов.
Интересно, что система санитарной защиты окружающей среды в те годы собирала информацию о состоянии окружающей среды и доставляла ее до властей. Но в целом становление природоохранного процесса у нас в стране шло с отставанием по сравнению с развитием техники и промышленности. Процесс экологизации начался с большой задержкой по сравнению с другими странами.
На протяжении советского исторического периода был очевиден главный недостаток государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды, который выражался в слишком большом количестве государственных органов. Притом даже однородные природные объекты, например водные или воздушные ресурсы, попадали под юрисдикцию нескольких государственных органов, что свидетельствовало о некачественном разграничении компетенции между ними. Центральный же координационный орган, который объединял природоохранную деятельность, отсутствовал вообще. И вот в стране перестройка.
Этап коренной перестройки
В 1988 году в рамках общего курса перестройки началось реформирование системы природоохранных органов. 7 января 1988 года вышло Постановление ЦК КПСС Совета Министров СССР «О коренной перестройке дела охраны природы в стране». На основании данного документа был образован союзно-республиканский Государственный комитет по охране природы СССР, государственные комитеты союзных республик и их органы на местах. Осенью этого же года образован Государственный комитет охраны природы Бурятской АССР, который официально начал осуществлять свою деятельность с 1 января 1989 года.
Председателем Госкомприроды Бурятской АССР был назначен И. Д. Даржаев – личность яркая, харизматичная, опытный управленец, работал в Гусиноозерске директором шахты, начальником Холбольджинского угольного разреза, заместителем председателя Правительства Бурятской АССР. В начале 1991 года, в связи с изменением структуры Правительства Бурятской АССР, председателем Госкомприроды был назначен М. И. Семенов, заместитель председателя правительства республики. Первым заместителем председателя Госкомприроды Бурятской АССР стал В. Е. Гулгонов. В этой системе М. И. Семенов, будучи заместителем председателя Правительства БурАССР, был формальным председателем Госкомприроды, а фактически руководил первый заместитель председателя. При следующем формировании правительства Республики Бурятия первым Президентом Л. В. Потаповым в 1994 году В. Е. Гулгонов, пройдя согласование на сессии Народного Хурала, был назначен председателем Госкомэкологии. Он вошел в состав Правительства Республики Бурятия и работал в этой должности до 2000 года, в общей сложности девять лет.