ТРУДНО ПОЛЮБИТЬ СВОЮ РОДИНУ, НЕ ЗНАЯ ЕЕ ИСТОРИИ.
В своем послании Федеральному Собранию Президент России Владимир Путин заявил: «В настоящий момент Россия испытывает явный дефицит духовности…» – эти слова Президента заставляют каждого из нас отнестись серьезно к этой проблеме. Спасение ситуации возможно лишь через возрождение традиционных человеческих ценностей. На первой ступени этой большой и многогранной работы стоит дошкольное образование. Мы решили узнать у Татьяны Мошкиной, заведующей детским садом № 95 «Рябинушка», как ведется работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.
Одна из задач деятельности детского сада – создание оптимальных условий для раскрытия и всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников. Наш детский сад «Рябинушка» один из самых крупных в республике. Он состоит из трех корпусов, посещает его более тысячи детей разных культур, национальностей и традиций. Педагогический коллектив проводит огромную работу по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения посредством проведения праздников, занятий, развлечений, конкурсов, викторин, фестивалей и др. В саду проводятся такие праздники, как «Покров», «Святки», «Сагаалган», «Кузьминки», «Масленица», «Сороки», «Пасха», «Троица» и другие.
В формировании нравственных представлений дошкольников важную роль играет детский фольклор как ведущий компонент народной культуры, имеющий большое воспитательное значение. Детский фольклор – это часть народной педагогики и элемент устного народного творчества, жанры его интуитивно основаны на учёте физических и психических особенностей детей разных возрастных групп. Он способствует привитию у ребёнка навыков поведения в детском коллективе, разносторонне развивает его, приобщает каждое новое поколение к национальной традиции.
Знакомство с народным фольклором чаще происходит на музыкальных занятиях, где дети знакомятся с фольклорным материалом через различные виды деятельности: слушание народной музыки; заучивание и пение народных песен; изучение народной хореографии (танцы, хороводы); разучивание музыкально-фольклорных игр; знакомство с народными музыкальными инструментами и игра на них (на ложках, бубнах, трещотках, колокольчиках, свистульках, дудочках и другом).
Через проектную деятельность в игровой форме происходит приобщение детей к истории и быту народа. Погружаясь в культуру, дети проживают определенную историческую ситуацию, изучают историю, быт, образ жизни, народное искусство, кухню, фольклор народа. Так, например, в первом корпусе ведется работа по приобщению детей к культуре старообрядцев – оформлен тематический коридор и стилизована деревенская изба; во втором корпусе совместно с родителями создан мини-музей «Русская изба», в третьем – «Бурятская юрта». Атмосфера семейского, русского и бурятского уголков и находящиеся там предметы национального быта пробуждают в душе ребёнка любознательность, творчество, чувство прекрасного, погружают в быт и традиции народов.
Мы считаем, что одной из главных задач современного образования и воспитания в российском обществе является приобщение подрастающего поколения к национальным традициям своего народа, родного края, формирование у детей интереса и уважения к своим истокам. Трудно полюбить свою Родину, не зная ее истории. Трудно стать по-настоящему образованным человеком, не зная культурных традиций своего народа.