Спецпроект «Именем Героя»
Герой Советского Союза, гвардии старший лейтенант, командир взвода 15-го отдельного Гвардейского тяжелого танкового полка.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1944 года Михаилу Федоровичу Мархееву за мужество и героизм, проявленные в боях, присвоено звание Героя Советского Союза.

МАРХЕЕВ Михаил Федорович
Испытатель танков, гроза «фердинандов» Михаил Мархеев прошел славный боевой путь. Смелый и отважный, он не боялся отправляться в тыл врага. Уничтожал противника не только на своем танке, но и в пехотном бою. Попав в окружение, будучи раненым и контуженным, не только смог вырваться, но и захватил трофеи. Под шквальным огнем, на волосок от смерти, один из первых форсировал Днепр, ворвавшись в Великий Букрин. В бою выдержанный и решительный, он всегда воодушевлял и поддерживал своих бойцов.
Старший сын
В школу его отправили, когда ему уже исполнилось 9 лет, как первого из сыновей. «Хорошо, что я был старший сын, а то вообще не пришлось бы учиться… Учился я неплохо. Очень хорошие отметки получал по русскому языку и литературе, истории, не уважал математику и отметки имел по ней низкие…», — вспоминал Михаил Мархеев о своем детстве, проведенном в бурятском улусе Босогол Качугского района Иркутской области.
Большая крестьянская семья, 8 детей: три дочери и пятеро сыновей, двое из которых рано умерли. Как старший сын он с малых лет помогал родителям по хозяйству, присматривал за младшими, пас скот односельчан. Успевал заниматься спортом, хорошо плавал с детства, как-никак жил на берегу реки Лены, умел охотиться, наравне со взрослыми участвовал в общественных облавных охотах.
Свою Чептыхойскую семилетнюю школу он окончил в 1936 году, в 1939‑м — Кяхтинскую политпросветшколу, попав в первый набор. В сентябре 1940‑го его призвали в ряды Красной армии. Михаила зачислили курсантом в учебный батальон 39‑го автополка, дислоцировавшегося в г. Ворошиловске (Уссурийск) Приморского края.
В это время в его части объявили набор в военные училища. И перед самым началом войны, в июне 1941‑го, он поступает в Ульяновское танковое училище. Затем после училища в должности командира танка направлен в 19‑й учебный танковый полк под Нижним Тагилом. Полк был известен тем, что занимался испытанием новых модификаций танка Т‑34. Самому Михаилу довелось испытывать танки Т‑34 с химическими приспособлениями, с разными видами огнеметов.
Боевое крещение
Только в 1942‑м, после завершения испытаний, ему удалось попасть на фронт в составе 488‑го отдельного танкового батальона Московского военного округа. В ноябре батальоны прибыли на Северный Кавказ в район города Моздока. Именно на Северо-Кавказском фронте (под ст. Ищерской и г. Моздок) в должности командира взвода Мархеев лично руководил боем своего взвода, а затем после ранения командира — ротой. В этих боях 12 января 1943 года он был ранен. После госпиталя попал на Воронежский фронт, где командовал взводом тяжелых танков, успев обучиться с марта по июль в 6‑м учебном полку. Со своими бойцами изучал британские танки «Черчилль», которые стали поставляться по договору ленд-лиза.
Гроза «фердинандов»
В августе 1943 года танкисты на «черчиллях» брали г. Лебедин Сумской области. В районе Липовой Долины они столкнулись с «фердинандами». Это были знаменитые самоходно-артиллерийские установки (САУ), обладавшие страшной разрушительной силой, мощной броней, высокотехнологичной конструкцией. Но наши бойцы быстро нашли приемы, которые можно было противопоставить этой грозной и опасной машине. Уже в первом бою были подбиты четыре пушки «фердинанда».
Когда наши войска от обороны перешли в наступление, в ходе боев 15‑й Гвардейский тяжело-танковый полк 8‑го Гвардейского танкового корпуса первым ворвался в город Лубны. Взвод Мархеева в этом наступлении уничтожил два танка, шесть полевых орудий, шесть пулеметных точек, девять грузовых автомашин с боеприпасами и другим военным снаряжением и свыше 50 солдат и офицеров. Мархеев, действуя в оперативной глубине, устроил засаду на перекрестке дорог, перерезал пути отхода и огнем своей роты нанес сокрушительный удар отступающему противнику. 13 сентября 1943 года он был легко ранен, а 11 октября 1943 года — контужен.
Героический боевой путь
В октябре 1943‑го Воронежский фронт переименовали в 1‑й Украинский. Шли ожесточенные бои. Именно тогда Мархеев стал участником Букринской наступательной операции. Преследуя отступающего противника, наши войска вышли к Днепру. Гитлеровское командование пыталось сдержать наступление наших войск, однако части Красной армии под ожесточенным огнем противника форсировали эту водную преграду. Взвод старшего лейтенанта одним из первых форсировал Днепр у города Переяславль-Хмельницкий и первым ворвался на Букринский плацдарм. Вот как он сам вспоминал те дни: «Через Днепр мы переправлялись в конце октября. Там очень жесткие бои были. Немцы шли в психическую атаку, пьяные вдребезги, рыжие такие, на пузе автоматы и идут, идут… Там наступать было плохо: все горы и песок, позади — река, впереди — противник. Днепр форсировали в 12 часов до 4 часов утра по одному танку. Часов в 6 утра немцы пошли в атаку. Появляются танки противника: «тигры» и «Т‑4». Мы подбили два танка и пушку 88 мм. Потом пошли в наступление…».
В наградном листе на присвоение звания Героя Советского Союза командир 15‑го Гвардейского танкового полка прорыва гвардии подполковник Афанасий Туренков писал: «Командир взвода тяжелых танков проявил небывалое геройство. Его взвод первым ворвался в населенный пункт Липовая Долина, ст. Венеславовка и гор. Лубны, уничтожив при этом: 2 танка Т‑4, 5 полевых орудий, 6 пулеметных точек с их прислугой, 9 грузовых автомашин с военным имуществом и до 50 солдат и офицеров. В районе ст. Венеславовка, попав в окружение, его взвод героически сражался с превосходящими силами противника трое суток. Будучи раненым в руку и контуженным, не покинул подразделения и остался на своем посту. Личный состав, воодушевленный мужественным поведением своего командира, с честью выдержал и отбил все атаки врага и прорвав кольцо противника соединился с нашими частями, захватив трофеи…
Первым форсировал реку Днепр и с боями удерживал правый берег. Действуя героически на правобережной Украине, его танк первым ворвался в Вел. Букрин и удерживал его до подхода наших основных сил». Все эти подвиги были по достоинству оценены, и Мархееву в 1944‑м присвоено звание Героя Советского Союза. Но война продолжалась.
После боев на Днепре 15‑й Гвардейский тяжелый танковый полк прорыва и танковая рота Мархеева пополнились новой техникой, получив на вооружение модифицированные советские танки «КВ‑122» и двинулась дальше в наступление на 1‑м Прибалтийском фронте. В качестве командира танковой роты «КВ‑122» Мархеев участвовал в боях за Белоруссию и Прибалтику, освобождал Витебск, Шяуляй, лично руководил боями за овладение латвийскими городами: Митава (ныне Елгава), Озолниеки, Тукумс. На его ратном пути были и кровопролитные сражения, и славные победы, и горькие потери. Войну Михаил Федорович закончил командиром танковой роты, капитаном и был переведен в резерв в апреле 1945 года.
В лучших традициях
После окончания Великой Отечественной войны М. Ф. Мархеев учился в Академии бронетанковых и механизированных войск им. И. В. Сталина, которую успешно окончил в 1949 году. Он продолжал служить в рядах Советской Армии, а затем и преподавать, воспитывая молодых бойцов и командиров на славных боевых традициях. Окончив военную академию, Михаил Федорович женился. Его супруга Мария Леонтьевна и две дочери Тамара (1950 г. р.) и Лариса (1955 г. р.) во всем его поддерживали.
После увольнения в запас гвардии полковник Мархеев не прекращал своей трудовой деятельности, он вел большую военно-патриотическую работу по воспитанию молодежи. В последние 30 лет своей жизни Михаил Федорович жил с семьей в Москве. Умер 16 января 1994 года, похоронен на Митинском кладбище.
Память, отлитая в бронзе
Благодарные потомки увековечили имя Героя Советского Союза Михаила Мархеева, назвав улицу в его честь в родной деревне Босогол Качугского района Иркутской области. Там же на здании школы в с. Малые Голы установлена мемориальная доска. В Республике Беларусь в г. Марьина Горка установлен мемориал в честь 8‑й Гвардейской Краснознаменной танковой дивизии, где один из памятных знаков посвящен М. Ф. Мархееву. Большую историческую ценность имеют стенограммы беседы, своего рода «устные истории» о войне, записанные Комиссией по составлению хроники Великой Отечественной войны.