В последнее время все чаще слышу, что для России наступило время новых возможностей, что страна взяла курс на ускоренное развитие собственной экономики. Но, вернувшись с Тугнуйского разреза, отчетливо осознаю, что здесь, в угольной промышленности, несмотря на пандемии, кризисы, санкции, всегда шел поступательный процесс развития и открытия новых возможностей, как у людей, так у техники. Внедряются новые подходы в разные подразделения работы, приходят новые люди. Уже год АО «Разрез Тугнуйский» возглавляет Юрий Геннадьевич Андреев.
Людмила Шишмарева
Не испугаться трудностей
Признаюсь честно, на вопрос «Ну как вам новый директор?» ответ звучал однозначный: «наш человек». Оторопь прошла с первых минут, как начался с ним разговор. Умеет отвечать четко, по делу, без лишних эмоций. Загораются глаза, когда говорит о Хакасии и г. Черногорске, где родился и вырос в семье больших тружеников. Подчеркивает, что край этот очень красивый по силе природы и людей. Как все мальчишки, всегда тянулся к технике и, глядя на старшего брата, который уехал учиться в Красноярск на горного инженера, отправился и сам туда. Поступил в тот же вуз — Сибирский федеральный университет, на тот же факультет. Сначала учился без огонька, не осознавая значимости будущей профессии, а после третьего курса случилась первая учебная практика на производстве. Вот тут-то и впечатлило: масштабы работы, шагающие гиганты-экскаваторы, могучие самосвалы «БелАЗ», крепкие мужики-горняки! Пришло осознание того, что добывать уголь — процесс сложный и ответственный, чтобы докопаться до глубин черного золота, нужно много сил и знаний приложить. Пришло понимание того, что технологию добычи знать надо «от и до», вникая во все мелочи. Вероятно, в тот момент в нем умер студент и родился специалист, которому стало все интересно. Учиться стало проще, с азартом и вдохновением летели студенческие годы.
На четвертом курсе успел поработать на оплачиваемой производственной практике — ребята носили мешки со взрывчаткой на ГОКе, транспортировали, складировали. Изнурительная работа — в постоянной пыли при тяжелых нагрузках, в вечно грязной робе. После двух месяцев непомерного физического труда можно «соскочить» и выбрать что полегче. Но выпускник специальности «открытые горные работы» СФУ не спасовал и, получив диплом, вернулся работать мастером участка добычи угля на ООО «Восточно-Бейский разрез» — один из лучших угольных разрезов Хакасии. Это был 2007 год. Уже в 2009‑м стал начальником горного участка, а дальше — больше: начальником службы горных работ, главным инженером, заместителем исполнительного директора по производству и исполнительным директором. В общем, затянула горняцкая стихия.
В 2017‑м Юрий Геннадьевич, достаточно молодой руководитель (всего-то 32 года), получил высокую награду — медаль «За заслуги перед Отечеством» II степени. Особые заслуги заключались в том, что несколько раз бригады ВБР ставили мировые рекорды на машинах Komatsu. «Это были общие достижения, — скромно рассуждает Юрий Геннадьевич. — Велик вклад всех сотрудников, которые и демонстрировали знание машин, и показали высокую командную работу». «Восточно-Бейский» стабильно развивался, у директора был заслуженный авторитет и большие планы, рядом были до боли знакомые люди и лица, а потому неожиданное предложение возглавить АО «Разрез Тугнуйский» прозвучало как гром среди ясного неба, случившийся осенью 2023 года.
Руководство СУЭК говорит: «Надо». Надо — значит, надо. Он бывал ранее в командировке в Бурятии и на разрезе, но никогда даже во сне не мог предположить, что его забросит сюда судьба. Хотя, может, это предназначение свыше, ведь его отец корнями из Нижнеудинска Иркутской области, а наш Улан-Удэ ранее назывался Верхнеудинском. Выходит, судьбоносной стала река Уда, вернувшая Юрия Геннадьевича к родным берегам. Как бы там ни было, но не боги горшки обжигают: человеку подвластно справиться со всем, если ты целеустремлен. А люди, природа везде одинаковы. Сейчас он признается, что уже успел влюбиться в Бурятию: «Такого солнца и неба не видел нигде. А Байкал — это нечто космическое!» По тому, как это было сказано, стало понятно и обо всем остальном. Он прижился, стал своим. Недаром же говорится: иди к людям с миром, и они ответят тебе тем же…
Горжусь своей командой
Многие беспокоились, памятуя русскую поговорку, что «новая метла по-новому
метет». Приехал он сюда один, без команды, чем немного озадачил коллектив, который, вероятно, полагал, что директор привезет коллег из Черногорска. Приехать, все сломать, устанавливать свои порядки — такого даже в мыслях не было, зная о том, что здесь сильный разрез и сильная команда. Он начал просто работать, как и работал на ВБР: рано вставать, поздно ложиться, постоянно знакомился с людьми, производственными подразделениями, вникал в производственный и экономический процессы.
Он оценивает людей по работоспособности, их вкладу в общее дело, по их профессионализму, другого принципа в жизни не признает. Быстро вошел в курс дела. Теперь, спустя почти десять месяцев, знает всех рекордсменов — лучших белазистов и буровых дел мастеров, рассказывает о том, чем различаются два разреза, и строит серьезные планы на будущее.
За 35 лет АО «Разрез Тугнуйский» стало крупнейшим предприятием не только в Республике Бурятия, но и на всей территории Восточной Сибири и Дальнего Востока, оно входит в тройку лидеров России по добыче каменного угля и является одним из самых перспективных и динамично развивающихся в СУЭК. Директор понимает, что за эти годы здесь сложились крепкие трудовые традиции, которые стали механизмом накопления духовных ценностей и культуры производства, что семейные трудовые династии — это престиж их предприятия. И все это надо развивать и преумножать, работая организованно, эффективно, высокопроизводительно.
Сегодня в структуре акционерного общества несколько подразделений: угольный разрез, обогатительная фабрика, Управление по взрывным работам, Управление по железнодорожному транспорту. И все эти подразделения — звенья цепи, в которой не может быть простоев. «У каждого из подразделений свои конкретные задачи, но все они — составляющие единого технологического процесса. Без любой из этих производственных единиц — будь то добыча угля, проведение взрывных работ, подготовка и обогащение товарной продукции или ее транспортировка — мы не сможем полностью выполнить нашу общую задачу — не уменьшать, а увеличивать добычу угля», — комментирует директор.
Курс на перевооружение продолжается
В 2020–2021 годах предприятие, вопреки всем обстоятельствам (это ковидные годы), достигло серьезных показателей: было добыто немногим более 15 миллионов тонн черного золота, но из-за логистических ограничений со стороны РЖД, связанных с большой нагрузкой в восточном направлении в результате западных санкций, уровень добычи снизился. Сегодня разрез добывает 14 миллионов 800 тысяч тонн угля, но готовится последовательно идти на большие результаты и к 2026–2027 гг. достигнуть 18 миллионов тонн. «Основания для оптимизма у нас есть: ведем подготовительные проектные работы, продолжаем вести техническое перевооружение предприятия. В каждом конкретно взятом подразделении поставлены серьезные задачи по модернизации, вкладываются большие инвестиции, чтобы процессы технологического перевооружения шли постоянно и давали результаты. Много вкладывается в человеческий капитал — это главное», — подчеркивает Юрий Геннадьевич.
Тугнуйцы всегда гордились тем, что были во всем первыми, что разрез оснащен самым высокотехнологичным горным оборудованием, что использует различную технику от простого колесного трактора «Беларусь» до мощнейших гигантов-экскаваторов. Два высокопроизводительных экскаватора Bucyrus 495HD — единственные в России, работают именно на Тугнуйском разрезе. Экскаватор с прямой механической лопатой и с емкостью ковша 41,3 м3 — настоящий исполин. Есть в техническом парке предприятия шагающий экскаватор ЭШ 40/85 с вместимостью ковша 40 м3, гидравлические экскаваторы с обратной лопатой и прямой лопатой марки Hitachi и Komatsu — такой современной техникой не может похвастаться ни одно предприятие добывающей промышленности в стране. А каковы экскаваторы с объемом ковша 1–2 м3 — так называемые «адъютанты его превосходительства» для производства инженерных работ (проходка зумпфов, дренажных канав и т. д.) — они применяются как вспомогательная техника. Таковой на разрезе много: краны, тралы, поливооросительные машины, «КамАЗы»… Без нее — великой помощницы — столь крупное предприятие по добыче угля представить просто невозможно.
На всю эту передовую технику нужны огромные средства. И их СУЭК выделяет в связи с увеличением производственных показателей. В 2024 году на АО «Разрез Тугнуйский» запланировано 8,8 млрд руб. Это на 3 млрд руб. больше, чем в 2023 году, за счет роста экскаваторного, автомобильного парка предприятия, а также расширения парка бурового оборудования и парка тяжелых гусеничных бульдозеров.
Руководство Тугнуйского разреза продолжает курс на техническое перевооружение. В период с 2020 года только 220‑тонных «БелАЗов» введено в эксплуатацию 25 единиц, еще 13 единиц ожидаются в 2024 году. «В конце 2023 года закупили две буровые установки SUNWARD SWDRT250H из Китая, которые были задействованы на Никольском месторождении с начала 2024 года, и вот результат: в мае достигнут мировой рекорд в объеме 42 888 п. м. Успех принадлежит бригаде Алексея Горюнова. Вообще, количество производимых на карьере взрывов зависит от объемов забуренных блоков, в месяц производится от 8 до 15 взрывов. И вот специалисты Управления по буровзрывным работам на сегодня достигли максимального объема разового взрыва — 2 миллиона 700 тыс. куб. метров горной массы. Это благодаря использованию метода короткозамедленного взрывания, когда скважины взрываются поочередно. В сутки на зарядку блока смесительно-зарядными машинами завозятся около 150–200 тонн взрывчатых веществ, причем в основном используются взрывчатые вещества собственного производства — они изготавливаются из закупленных компонентов на нашем заводе. Согласитесь, молодцы ребята, — продолжает рассказывать Юрий Геннадьевич. — Но рекорды продолжают ставить и карьерные экскаваторы. В 2023 году за счет увеличения автомобильного парка и бульдозерной техники экипаж экскаватора Bucyrus 495HD № 2 установил мировой рекорд производительности в месяц по отгрузке вскрыши в объеме 2 млн 185 тыс. м3. Среднесуточная отгрузка в рекордный месяц составила 70,5 тыс. м3. Хочется добавить, что Bucyrus 495HD — самая мощная механическая лопата на предприятиях СУЭК. Это гордость нашего предприятия, но и ответственность — если уж у нас они есть, то и должны быть высокие результаты».
Обогащать, грузить и отправлять
Чего не было на Восточно-Бейском разрезе, где работал ранее директором Андреев, так это обогатительной фабрики. А в Саган-Нуре — она есть. Обогащение угля — один из самых важных технологических процессов, снижающий зольность и повышающий калорийность угля. Уголь на фабрику с двух месторождений Тугнуйского разреза доставляют карьерные самосвалы «БелАЗ» грузоподъемностью 130 тонн — от 20 до 25 машин в сутки.
Тугнуйская обогатительная фабрика, которая в этом году отметила свое 15‑летие, — одна из крупнейших в России. Производственная мощность фабрики — 12 млн тонн твердого топлива в год. Фабрика представляет собой современное высокомеханизированное предприятие. Обогатительное оборудование работает в строгой последовательности, объединяясь в несколько параллельных технологических линий. Даже сравнительно кратковременный перерыв в работе одного из многочисленных звеньев обогатительной фабрики может вызвать расстройство сложного, тщательно отрегулированного технологического процесса. Важнейшей задачей для достижения высоких результатов является повышение КТГ (коэффициент технической готовности) оборудования, сокращение времени простоев, увеличение часов работы фабрики. Единственной проблемой последних лет была нехватка порожних вагонов, которую удалось решить на уровне правительств России, Бурятии, и АО «СУЭК», и вот уже полгода фабрика доводит разгрузку до 450 полувагонов угля в сутки при плане в 416, а бывает, что грузят и более 500. «Да, мне пришлось изучать процесс обогащения угля на нашей Тугнуйской обогатительной фабрике, вникать во все тонкости производственного процесса. Но там замечательный слаженный коллектив, в котором трудится более пятисот человек. Они умеют добиваться высокой производительности, и я рад за них, как и за Управление по железнодорожному транспорту, у которых тоже серьезные задачи, ведь Тугнуйский разрез — самый крупный грузоотправитель на Восточно-Сибирской железной дороге», — комментирует Юрий Геннадьевич.
Основные поставки на экспорт осуществляются в восточные страны Азии: Китай, Южная Корея, Тайвань, Япония и т. д. Пункты пересечения вагонов через границу со стороны России — в основном дальневосточные порты Ванино, Находка и другие, а также пограничные переходы Забайкальск, Михайло-Семеновская и т. п. Безопасную работу Управления по железнодорожному транспорту обеспечивают три основные службы: локомотивного и вагонного хозяйства, пути, эксплуатации и грузовой работы. Локомотивное депо обслуживает парк локомотивов, маневровых тепловозов, магистральных локомотивов. СУЭК постоянно выделяет предприятию значительные средства на приобретение новых тепловозов, внедрение различных технических средств, обеспечивающих безопасность движения поездов. Сегодня почти весь парк магистральных локомотивов разреза Тугнуйский новый. Современные локомотивы оборудованы всем необходимым, от кондиционера до микроволновки, и оснащены современными средствами безопасности.
На предприятии делается многое для повышения эффективности процессов перевозки угля. Не так давно здесь стали использовать новую технологию вождения грузовых поездов — «в одно лицо». Если традиционно в кабине присутствуют два человека — машинист и помощник, то сейчас «на капитанском мостике» только один машинист. Но беспокоиться о безопасности не стоит — локомотив оборудован системой автоматического управления тормозами, датчиками разрыва тормозной магистрали, а также комплексным локомотивным устройством безопасности. В каждом локомотиве установлена система видеонаблюдения, а специальный браслет отслеживает состояние машиниста, и при распознавании нестандартной ситуации происходит автоматическое торможение поезда. Так что все, как говорится, под контролем. Стоит только добавить, что в этом году Тугнуйское ПТУ, именно так оно раньше называлось, а теперь Управление по железнодорожному транспорту, тоже отпраздновало в этом году 20 лет. И все эти непростые годы они наращивали скорости на магистральном пути развития.
Лучшее — впереди
Горняки разреза — народ творческий и упертый. Если уж чего-то хотят добиться, то обязательно добьются. Все твердили, что максимальные возможности самого большого экскаватора Bucyrus — в месяц грузить 700 тысяч кубометров породы, а тугнуйцы доказали, что можно 1 млн 100 тысяч кубов. И пошли дальше — повысив производительность, дошли до 2 млн. Опять мировой рекорд!
Часто видела, как умеют специалисты спорить, доказывать, но именно центробежное движение их мыслей всегда приносит результаты. Творя уже третью книгу о тугнуйцах, примеров такого движения было описано немало. И процесс этот продолжается бесконечно. Современные технологии с каждым годом все увереннее внедряются на производстве.
«На Тугнуйском угольном разрезе используются и автоматизированная система диспетчеризации (АСД) «Карьер», позволяющая в реальном времени наблюдать за работой всего горнотранспортного оборудования, и системы позиционирования, обеспечивающие безопасность производственных процессов. Здесь одна из самых «продвинутых» технологий по бурению взрывных скважин: на всех буровых станках установлены высокоточные GPS-приемники, на компьютере которого идет позиционирование каждой скважины с точностью до 30 сантиметров. Действует система контроля выполнения нарядов, помогающая выявлять нарушения на всех горных работах и в целом по предприятию. Имея полученные сведения, можно анализировать ситуацию, наметить меры по ее исправлению, более эффективно реагировать на аварийный простой. «Все эти современные методы, внедряемые в производство, безусловно, оказывают положительное влияние на эффективность, производительность труда, повышают дисциплину и ответственность работников на участках, — подчеркивает Юрий Геннадьевич. — Мы используем программные продукты, в первую очередь AutoCAD — двух- и трехмерную систему автоматизированного проектирования, черчения и подсчета выполненных объемов. Очень много технологий внедрено и внедряется в безопасность производства, закупается много новой техники для того, чтобы труд был безопасным. Это очень важно. Заботясь о здоровье и безопасности на производстве, мы сохраняем жизни и здоровье людей».
Люди, конечно, главный капитал предприятия. А забота об их безопасном труде, чтобы все было не в напряг, не только за зарплату, а в радость — вот что самое важное. Поэтому и за рекорды, которые ставят горняки, на вскрыше или на буровых установках, радуются и гордятся все работающие на разрезе.
В поселке Саган-Нур почти половина жителей — это работники разреза. Чтобы они чувствовали себя комфортно, а не «медвежьим уголком» в тайге, у них есть вся необходимая для комфортной жизни инфраструктура: бассейн с 25‑метровой дорожкой, профилакторий, физкультурно-оздоровительный комплекс, большая школа, детский сад, врачебная амбулатория, Дом культуры. Между прочим, бассейн и Дом культуры строили по принципу государственно-частного партнерства с участием СУЭК, а вот физкультурно-оздоровительный комплекс с просторным спортзалом и профилакторий полностью построены на средства угольной компании, и сегодня их содержит Тугнуйский разрез. Предприятие участвует в строительстве детских и спортивных площадок, содержании и ремонте поселковых дорог.
«Думается, мне повезло, что судьба забросила меня сюда, — подводит итог разговору Юрий Геннадьевич. — Тридцатипятилетняя история разреза — это поступательное движение вперед. Для меня теперь важно, чтобы мы не забывали эту прекрасную историю разреза, ветеранов, которые стояли у его основания, были первыми руководителями, основоположниками угледобычи. А чтобы так не случилось, мы решили присвоить новым самосвалам «БелАЗ», которые недавно пришли на разрез, их имена.
Управлять самосвалами «БелАЗ» — это уже честь для любого водителя, а сесть за руль «БелАЗа», носящего имя легенды, Героя труда, человека, вписавшего свое имя в историю региона, — это привилегия, которой удостаиваются только лучшие из лучших. Водители «именных» самосвалов понимают и ответственность, которую возложили на их плечи вместе с этой высокой честью. Каждый рейс для них — это не просто работа, это дань уважения тем, кто внес огромный вклад в развитие горнодобывающей отрасли и воплотил в себе выдающиеся качества профессионала.
Сейчас Олонь-Шибирское месторождение почти израсходовало свои запасы. Активно разрабатывается Никольское месторождение. Мы открываем новые горизонты и новые возможности. И на мне лежит серьезная ответственность за предстоящие результаты труда. Они не могут быть хуже и ниже прежних. Я уверен, что у нас впереди будут и большие объемы, и новые рекорды. Я уверен в силе, профессионализме и работоспособности коллектива, который перешагнул свое 35‑летие. Не должно быть никаких сомнений, что лучшее у нас впереди».