За десять дней работы экспедиции учеными БГУ было собрано 8 полных гербарных сеток, около 1000 гербарных листов, сделано более 100 геоботанических описаний, выявлены новые местонахождения редких краснокнижных растений! Найдены новые виды, ранее не отмеченные для территории бассейна Большого Амалата. Но не только это запомнилось путешественникам. Чипсы из гольянов, баунтовские чупа-чупсы на костре и свежий сагудай — будоражили своим вкусом и изобретательностью. А главное — пейзажи и буйство красоты земли Баунтовской.
Научные комплексные экспедиции в отдаленные и труднодоступные места Северного Забайкалья явление редкое, но крайне необходимое для научного мира и всегда запоминающееся. Благодаря инициативному гранту Бурятского государственного университета «Ландшафтное и биологическое разнообразие кальцефитных сообществ Северного Забайкалья» ученым удалось побывать в одной из интереснейших точек Баунтовского района — в верховьях Большого Амалата, на озере Яоле. Местные жители называют эту местность Ели. Своими впечатлениями и результатами экспедиции мы попросили поделиться руководителя гранта, к. б. н., директора Института естественных наук БГУ Евгению Михайловну Пыжикову.
Волнительно и даже страшновато
— Действительно, экспедиция была интересная, насыщенная и очень полезная с научной точки зрения. Мы выехали из Улан-Удэ ранним утром 16 июня. Команда у нас подобралась из увлеченных своим делом ученых. Биологов представляли: доцент кафедры ботаники, к. б. н. Цыренова Марина Гармажабовна; к. б. н., с. н. с. Института общей и экспериментальной биологии СО РАН Санданов Денис Викторович, из геологов — к.геол-мин.н., преподаватель кафедры геологии, с. н. с. Геологического института СО РАН Ветлужских Лариса Ивановна; к.геол-мин.н., м. н. с. Геологического института СО РАН Скрипников Михаил Сергеевич. А еще — аспирант кафедры ботаники БГУ Новолодский Игорь, студенты-биологи 3 курса Гальчеева Мэжидма и Унагаев Максим, студент-геолог Намсараев Владислав, ученик СОШ № 63 Пилунов Савелий. Путь предстоял долгий — 600 километров на маршрутке по плохой дороге. Планировалась ночевка в п. Багдарин у нашего дорогого коллеги, наставника и друга, руководителя геолого-спелеологического кружка «Долган», к. г. н. Морозова Олега Николаевича. Здесь к нам присоединились самые юные участники экспедиции, кружковцы из «Долгана», составляющие спелеологический отряд — Агибалова Кристина, Бузин Анатолий, Бузина Виолетта, Тарбунас Ангелина, Фомин Сергей, Чубыкин Данил, Шиверских Иван.
И вот, 18 июня двумя машинами нас с большим количеством научного и экспедиционного оборудования, палатками, продуктами отвезли на гурт Байса, где мы несколько часов наблюдали, как проходит ремонт вездехода, на котором нам предстояло проехать более 100 км вглубь тайги по непроходимым болотам. Ближе к вечеру всё было тщательно упаковано и уложено, все 18 участников экспедиции заняли свои места, и мы, наконец, отправились в путь. Сказать, что это было легко и непринужденно, значит, обмануть читателя, — это было волнительно и даже страшновато, но наш опытный вездеходчик Алексей Бродников уверенно начал бороздить баунтовские просторы.
Уже стемнело, дорога продолжала петлять, дорожные колеи становились всё глубже и непредсказуемыми. Пробороздив более 40 километров, в час ночи мы приехали на ферму Усть-Антосё, где нам предстояло переночевать. Хозяин фермы Александр Кирпичников радушно встретил наш отряд. Всех накормили, распределили по помещениям, и мы свалились спать…
Утром нас ждал шикарный полевой завтрак из рисовой каши с мясом, сметаны и теплого молока, свежего хлеба от Ивана Молчанова, который сопровождал нас на этом участке пути. Ночью и утром накрапывал дождь, и начались закрадываться сомнения: а сможем ли мы добраться до нашей плановой точки, до которой было ещё 98 км? Но, опасения были напрасны, 12 часов мы провели в дороге, иногда останавливаясь, чтобы уточнить дорогу по GPS, выбрать наиболее оптимальный путь. Одна интересная остановка была на р. Коган, где русло зажато между двумя базальтовыми горами. Здесь ботаники нашли краснокнижный вид — Карагана гривастая, чем были очень впечатлены.
Быстро приготовили обед из тушенки и картофельных хлопьев, заварили чай с молоком и вновь отправились в пока ещё призрачную точку — озеро Яоле! Ближе к шести часам вечера увидели цель своего приезда — на горизонте показалась система небольших озёр, к которой мы медленно, но верно приближались. Было выбрано замечательное место для базирования экспедиции: высокий вал озера, между взрослыми лиственницами, место солнечное и тенистое одновременно, хорошо обдуваемое со всех сторон. Сразу после разгрузки начались ускоренные работы по установке лагеря. Поставили четыре жилых палатки, одну хозяйственную — под продукты и оборудование. Натянули тент над костром, сделали очень оригинальный таган (отдельно посмотрите на фотографии).
Одновременно с воздвигаемыми палатками, уже закипал в ведрах суп-рассольник. Все были голодные, уставшие, но восхищенные красотой озера, баунтовскими просторами и мощью нашего вездехода! Рано утром уже наши друзья — Алексей и Иван — отправились обратно, а мы занялись планированием маршрутов. Времени было мало, нам предстояло выполнить обследование труднопроходимой территории тремя отрядами: геологическим, спелеологическим и ботаническим. У всех были свои конкретные задачи и маршруты. Забегая вперед, скажу — со всеми поставленными задачами мы справились успешно.
Пещер не нашли, а вот краснокнижных…
Расскажу о первых научных результатах каждого из отрядов. Целью исследования геологического отряда, который представляли руководитель Скрипников М.С., участники Ветлужских Л.И., Намсараев Влад и Пилунов Савелий, являлось геохимическое опробирование карбонатных пород тилимской и ороченской свит, поиск органики в известняках и отбор проб гранитоидов баргузинского комплекса для дальнейшего определения абсолютного возраста магматических пород. В процессе полевых работ были проведены шесть рекогносцировочных маршрутов протяженностью свыше 50 км по право-, левобережью р. Большой Амалат и р. Багдаринки.
Спелеологический отряд, которым руководил Морозов О.Н., участники: Агибалова Кристина, Бузин Анатолий, Бузина Виолетта, Тарбунас Ангелина, Фомин Сергей, Чубыкин Данил, Шиверских Иван — провели шесть маршрутов, охватывающих Амалатский источник, участки карбонатов в 2 км восточнее
оз. Яоле, левобережье истоков р. Бол. Амалат, истоков и правобережье безымянного правого, самого верхнего притока р. Сайжекон (Сайжеконское рудопроявление олова). Всего было пройдено 82 км, из них 57 км — непосредственно маршрутов и 25 км — подходов к маршрутам. Маршрутами были охвачены, как правило, гребни и вершины гор, редко склоны. К сожалению, пещер команда не нашла, но были обнаружены косвенные признаки растворения пород (карста) и образования пещер (подробнее отчет по ссылке https://vk.com/dolgan_speleo?w=wall‑15645885_1838/all).
Ботанический отряд, которым руководила я сама, а участвовали в работе: Цыренова М.Г., Санданов Д.В., Новолодский И.В., Гальчеева Мэжидма, Унагаев Максим — первые дни уходил в радиальные маршруты. Мы прошли более 40 км, максимально охватили все типы растительности (леса, ерники, ивняки, заболоченные луга, петрофитные сообщества на известняках и гранитах, водную и болотную растительность). Общее количество маршрутов составило шесть выходов. Были заложены геоботанические площадки для выявления наибольшего биологического разнообразия. За десять дней работы были собраны 8 полных гербарных сеток, около 1000 гербарных листов, сделано более 100 геоботанических описаний, выявлены новые местонахождения редких краснокнижных растений! Найдены новые виды, ранее не отмеченные для территории бассейна Большого Амалата — это Карагана гривастая, Башмачок крупноцветковый. В настоящее время идёт окончательная сушка гербария и определение растений, для составления полного флористического списка.
Отдельно хотелось бы остановиться на одном из первых совместных маршрутов, когда все участники экспедиции отправились на Амалатский источник. На небольшой возвышенности здесь фонтанируют четыре источника: слабо газирующие с привкусом минерализации, холодные прозрачные, с бурым налетом на дне водотока. Источники несут в себе карбонатную составляющую и отлагают ее на выходе в виде бело-бурых пород из сцементированных легких обломков. Такие обломки называются травертинами. При расширении жерла источника скорость пульсации источника усиливалась. Конечно, мы не ожидали среди сплошных ерниковых марей найти минеральный источник! Вода была с привкусом железа, бурые ржавые потоки растекались от возвышенностей. А какое удивление было у нас, когда спустя некоторое время мы открыли бутылки с этой водой, и она реально была газированной! Ботаники с удивлением здесь обнаружили тундровые виды тоффиельдии, камнеломки, драбы (конкретные виды уточняются). Очень яркий контрастирующий пейзаж с сочной зеленью и ржавыми потоками просто захватывал дух!
Воображение будоражили виды и вкусы
Далее каждый отряд работал по своей программе. Мы, как ботаники, очень тщательно собирали гербарий, так как с этой географической точки нет сборов ни в одном гербарии мира! Поэтому ценность собранных растений, их фото и GPS-фиксация очень важны для ботанической науки.
Необходимо отметить, что нам очень повезло с погодой. Все десять рабочих дней было солнечно и только в один день сильнейшая гроза поменяла наши планы. Но работы было много и в базовом лагере. Сушили гербарий, почвенные пробы… Проявляли свои кулинарные способности: Евгения Михайловна и Мэжидма, помимо пирожков и лепешек, стряпали манники, овсянники, пшенники (если не доели кашу утром — доедаем лепешки из неё вечером)… Коллеги-учёные готовили чипсы из гольянов, каждый день Лариса Ивановна умудрялась их наловить почти сотню, а Денис Викторович работал над самой хрустящей рыбной корочкой в мире! Виолетта, Кристина и Ангелина научились делать «баунтовские чупа-чупсы» на костре… А волшебное блюдо «сагудай» от Дениса Викторовича до сих пор волнует наши «вкусовые сосочки»…
Всю экспедицию наши умы рождали словесные перлы: «филейная часть хлебной корочки», «смузи из гольянов», «боковая проекция весомого человека», «пауты — хорошие парни, кто-то же должен их кормить»…
Вечерами мы пели песни у костра, благо в нашей экспедиции было четыре гитариста (Толя, Савелий, Евгения Михайловна и Олег Николаевич), и репертуар был разнообразным! В последнюю «королевскую ночь» пятичасовой гитарный концерт у костра закончился встречей рассвета на озере — это было восхитительное зрелище! Отдельно вспоминается как мы ночью встречали наш вездеход, устроив световое шоу из фонариков, и запустив красную ракету над озером! Как мы безумно были рады, что выполнили все поставленные задачи и можем спокойно отправляться домой…
Дорога домой тоже была не из легких… Вывозить нас решили через верховье Витима, так как дождей не было только у нас, а по всему району они шли и довольно сильные. Почти 100 км по красивейшей тайге, для любого ученого посмотреть своими глазами на неисследованные территории — очень ценно! Это территория, где берут начало многие крупные реки Баунтовского
района (Большой Амалат, Витим, Чина), и мы смогли это увидеть! Буйство красок, луга белые от василистника, синие — от льна, красно-оранжевые — от саранок, оранжевые — от купальниц (жарки)… По дороге видели лося, медведя, кабана, кабаргу. Этот суровый, таежный край так красив, богат и интересен!
Каждый участник экспедиции был потрясен этой красотой! Теперь нам осталось работать с материалами экспедиции, вспоминать её яркие моменты и бесконечно радоваться случившейся возможности встретиться с нетронутой природой нашей богатой республики! Ещё раз хочется поблагодарить всех, кто помог нам осуществить этот научный проект! В Баунтовском районе нам встречалось очень много добрых и внимательных людей, теплоту и заботу которых мы запомним на всю жизнь.
Пыжикова Евгения Михайловна, директор Института естественных наук, выпускница биолого-географического факультета БГУ:
«На выбор профессии повлияли родители. Мама показывала, какие травы можно использовать как лекарственные, отец рассказывал, как лечить скот. Любили всей семьёй заготавливать дикоросы. Отдельно надо отметить сенокосную пору, когда сама косила литовкой сено и было интересно: что и где растёт, какое строение имеет… До сих пор помню и могу рассказать, какие растения находятся на каждом метре нашего сенокосного угодья.
Сегодня у нас есть одна общая научная цель — закончить монографию по Баунтовскому району. В ней мы расскажем об уникальности моей малой родины. Это почти 25‑летний труд нашей
экспедиции…».