Об особой роли забытого российского дипломата в подготовке революции в Монголии
100-летие установления дипломатических отношений между Россией и Монголией
В этом году наша республика в силу всем известных обстоятельств, связанных с пандемией, достаточно скромно отметила 360 лет присоединения Бурятии к России .
А между тем дата значимая и достойна освещения. Историческая наука никогда не останавливалась в своем движении в поиске новых фактов и исследований. Так все-таки сколько лет шел процесс присоединения и как протекал, какие события явились определяющими в этот период? Чем обогатились буряты и русские в этом объединительном процессе? Об этом мы попросили рассказать Ольгу Владимировну Бураеву, д. и. н. ИМБТ СО РАН.
В одном «культурном коридоре»
Присоединение территории этнической Бурятии (Предбайкалье и Забайкалье в русской терминологии) к России заняло 100 лет и завершилось в 1728 году. Общий ход этнической истории народов Байкальского региона во втором тысячелетии был определен двумя основными этнополитическими событиями, сыгравшими важнейшую роль в судьбе населения Евразии. Это возникновение, подъем и развитие монгольского и русского этносов, создавших на протяжении одного тысячелетия две великие державы, в состав которых входили и земли, прилегающие к Байкалу. Монголы и империя Чингисхана открыли эпоху развитого Средневековья, русские и Российское государство – эпоху нового времени. Включение Сибири в состав молодого русского государства не просто вывело ее народы на новый виток развития, но и кардинально изменило весь ход их дальнейшего развития. Оно не только обеспечило этим народам поступательное движение в общем процессе социально-экономического и технологического развития Старого Света, но и вовлекло их в единое культурное пространство Евразии, способствуя более активному участию сибирских этносов в жизни мировой цивилизации. В рамках этих двух направляющих в XVII – XIX вв. на территории Предбайкалья и Забайкалья развернулись и интенсивные этногенетические процессы, в результате которых возникли новые народы, составляющие современную этническую картину региона.
Байкальский регион – контактная зона, разграничивающая и одновременно объединяющая культуры центральноазиатских степей и сибирской тайги, с другой – входит в широкий пояс лесостепей, простирающийся от Урала до Амура, который образует особый, северный «культурный коридор», соединяющий западную и восточную части Северной Азии. Такое географическое положение Байкальского региона способствовало тому, что, начиная с глубокой древности, возникновение и развитие культур проходило здесь в атмосфере взаимодействия народов обширного ареала, включающего Центральную Азию, Западную и Восточную Сибирь. Регион на протяжении тысячелетий являлся своеобразным этнокультурным перекрестком, что накладывало отпечаток на психологический характер существовавших на его территории народов. Широкое этнокультурное взаимодействие способствовало формированию здесь культур открытого типа, готовых к культурным инновациям, терпимым к иноэтническому присутствию и склонных к контактам с различными народами.
Для Московской Руси лесостепной пояс Сибири явился естественной природной средой, которая позволила ей прочно утвердиться в огромном пространстве Северной Азии и приступить к созданию многонациональной державы. С одной стороны, лесостепной ландшафт был той географической средой, опыт освоения которой русские к моменту продвижения в Сибирь уже получили в южных районах европейской части своего государства, с другой – обитавшие в сибирской лесостепи народы были готовы к контакту с новым этносом. Хотя эта готовность не исключала на первых порах определенной психологической несовместимости, вызванной значительным различием культур, и, как следствие, активного сопротивления некоторых коренных народов региона русским, она резко ограничивала это противостояние во времени, так как исключала нетерпимость к новому иноэтническому присутствию.
Кто землю нашу населял?
К моменту появления в регионе русских его территорию населяли монголоязычные, тунгусоязычные и тюркоязычные народы. Монголоязычные этносы разделялись на две группы. Первую составляли булагаты, эхириты, хонгодоры и хоринцы, которых русские называли «братами», или «брацкими людьми». Кроме того, булагаты включали в себя несколько субэтнических образований: ашехабатов, икинатов и шараитов, готолов. Формирование этих народов проходило в лесостепной зоне в Предбайкалье в результате взаимодействия древнего аборигенного тюркского, тунгусского и монгольского населения, обитавшего здесь в эпоху раннего Средневековья, и монгольского населения центральноазиатских степей, появившихся здесь в период образования империи Чингисхана. Окончательное сложение этих четырех монголоязычных народов относится к XIV– XVI вв., когда происходит постепенное разрушение монгольского этноса, неспособного уже оказывать воздействие на этнополитическую ситуацию на периферии своих владений.
Вторую группу составляли собственно монгольские этносы, населяющие степные пространства Забайкалья. Их происхождение тоже связано с этногенетическими процессами, развернувшимися в эпоху Средневековья в степях Центральной Азии, включая южные районы Забайкалья. Это табангуты, сартолы, уляты, озоны, происхождение которых непосредственно связано с образованием и разрушением монгольской империи.
В конце I – начале II тысячелетия в Сибири сложились два тунгусских этноса – западный (енисейский) и восточный (приленский). Для западных тунгусов было характерно участие в их формировании самодийских, енисейских и тюркских компонентов, для восточных – палеоазиатских и монгольских. Образование приленских тунгусов происходило одновременно со сложением средневековых монголов. К XVII веку развитие тунгусских народов привело к сложению многочисленных субэтносов, которые не всегда представляли собой монолитные образования, а заселяли иногда достаточно отдаленные друг от друга территории. К XVII веку западные тунгусы – шамагиры, налягиры, кумкагиры – занимали горно-таежные районы Предбайкалья и южное побережье Байкала. Восточные – камчагиры, лелюли (нелюды), намяты (намясинцы) и другие мелкие группы – были расселены по горным хребтам Забайкалья и северо-восточного побережья Байкала. Таким образом, в Байкальском регионе территории, занятые монголоязычным населением, перемежались с землями, заселенными тунгусами.
В то же время тюркоязычное население занимало достаточно изолированную территорию Восточных Саян, включая Центральное плато и прилегающие к нему отроги Большого Саяна. В XVII веке этот район населяли несколько небольших народов, возникших на основе взаимодействия древних самодийских и средневековых тюркских этносов – кайсоты, югдинцы, сойоты.
Итак, в XVII веке Байкальский регион был заселен народами, формирование и развитие которых было определено глобальными этническими процессами, охватившими Центральную Азию и Сибирь в эпоху Средневековья. Эпоха завершилась крушением империи Чингисхана и собственно Великого монгольского государства, а главное – утратой монголами той пассионарности, которая определяла их доминирующее положение в центральноазиатском и южносибирском регионах: монгольский этнос вошел в стадию надлома, который он не смог преодолеть в силу появления на исторической арене новых этнических сил. Следующий период был связан с возникновением и развитием двух новых мощных этносов – русских и маньчжуров, которые и определили направленность этногенетических и этнокультурных процессов в Юго-Восточной Сибири и Центральной Азии.
От возмущения до сострадания
Этническая история народов Байкальского региона в составе Российского государства разделяется на два основных этапа. Первый характеризуется резким «возмущением» этнического пространства, вызванного появлением экзогенного русского фактора, смешением коренных народов региона и разрушением их системной целостности, а затем возникновением новых, центростремительных процессов, давших толчок к образованию современных народов. В научной литературе этот период всегда рассматривался только с точки зрения последовательности исторических событий, а вызванные ими этнические процессы оставались в тени. Второй период отличается стабилизацией этнополитической ситуации, развитием государственной системы управления, усилением центростремительных этнических процессов и внутреннего этнического структурирования новых автохтонных байкальских этносов.
Хронологически первый этап начинается в 1618 году (строительство Енисейского острога) и заканчивается в 1728 году (Кяхтинский договор). Освоение Предбайкалья началось с двух сторон: с запада – по Ангаре, с востока – по Лене, то есть земли были взяты «в клещи», что во многом способствовало успеху в покорении сильных в военном отношении коренных народов как булагаты, эхириты, хонгодоры, хоринцы. Но это тактика не была результатом военной стратегии, ее определила гидрогеография региона, его мощные водные артерии, являвшиеся для русских в XVII веке основными путями продвижения. Выйдя в бассейн р. Енисей, русские столкнулись с тунгусами, оказавшими им сильное сопротивление. Одной из причин военных столкновений с тунгусами являлось то, что с появлением русских они теряли свое господство над находящимся в даннической зависимости остяцким населением. Тунгусы не только нападали на русских промышленников и сборщиков ясака, но и разоряли остяцкие волости.
Строительство Енисейского острога повлекло образование на территории Сибири нового уезда. К 1641 году в его состав входила уже территория практически всего бассейна Ангары, среднего и верхнего течения Лены с ее правыми притоками и земли вокруг Байкала. Появление русских обостряет отношения между тунгусскими субэтносами. Предбайкальские шемагиры и налягиры обращаются к русским за помощью.
Первая встреча с предками бурят прошла в 1628 году мирно. Но уже в 1629 году первые успешные контакты прервались, причиной послужил погром, учиненный отрядом Якова Хрипунова. Агрессивность со стороны русских вызвала незамедлительную реакцию предбайкальских монголоязычных этносов, сопротивление которых продолжалось до середины XVII века. На протяжении этого времени оно меняло свои формы от активных нападений на острожные гарнизоны и до временных уходов в Забайкалье и далее на территорию Монголии, но не теряло своего накала, пока политическая, социальная и этническая ситуация, сложившаяся с включением занимаемых этими этносами земель в состав Российского государства, не приобрела ту благоприятную стабильность, которая начала стимулировать центростремительные этногенетические процессы становления уже нового бурятского этноса. Активное противостояние булагатов, которое возникло в результате действий отряда Я. Хрипунова, красноярцев, а позднее и других, свидетельствует о высокой пассионарности этих народов, о способности защищать себя и отстаивать право на свою землю.
Военные события в Предбайкалье 1640-х гг., прошедшие в жесткой конфронтации русских и монголоязычных народов наметили определенный перелом в характере этнического взаимодействия коренного и пришлого населения региона. Не состоялась межэтническая консолидация скотоводческих народов, которая могла бы дать совершенно иное направление их этногенезу; начались центробежные процессы внутри каждого этноса и смешение коренного населения на межэтническом уровне; в то же время обозначилась ориентация части местного населения на русскую этнополитическую доминанту, наметившую направления будущих этнокультурных и социально-экономических взаимоотношений народов региона.
Одно из центральных мест в истории этих лет занимает уход в 1658 году части икинатов, ашехабатов, булагатов, эхиритов и хонгодоров в Монголию, и только через десять лет небольшими группами они стали возвращаться. В конце XVII и в первой трети XVIII века поток репатриантов стремительно возрастает. Уход в Монголию и возвращение обратно усиливают этнические процессы, которые были спровоцированы и войной 1640-х гг. и относительной стабилизацией 1650 – 1670-х гг. В Монголии беженцы попадают под власть разных тайшей, расселяются по разным улусам, часть остается там навсегда; возвращающиеся находят свои земли занятыми, селятся на новые, что усиливает процесс смешения различных групп населения, но в то же время втягиваются в новые этнообразовательные процессы, которые зарождаются вокруг русских острогов. Процесс этот длится до середины XVIII века, и существенное влияние на него оказало прочное обоснование русских в Забайкалье во второй половине XVII – первой трети XVIII века, которое завершило оформление границ Российского государства в этом регионе.
На сторону острожных гарнизонов
Проникновение русских в Забайкалье начинается в 1640-х гг. и тоже с двух сторон: из Якутска и Верхоленска по правым притокам Лены, Верхней Ангаре и Баргузину, а из Енисейска по Ангаре и далее через Байкал. Стимулирует это продвижение опять же известие о богатстве забайкальской земли серебром, так же как в 1620-х гг. сведения о «брацкой землице» усиливали желание русских достичь ее пределов.
Однако освоение Забайкалья носило иной характер. Он был обусловлен наличием в этом регионе небольших этнических групп населения, вытесненных на периферию степного региона в результате распада монгольского этноса и не оказавших организованного сопротивления русским. С другой стороны, присутствие здесь таких крупных этносов, как табангуты и хоринцы, а также близкое соседство с северомонгольскими княжествами заставляло русских с большой осторожностью и лояльно относиться к местному населению. Эти же причины заставили такой крупный этнос, как хоринцы принять русское подданство после возведения Нерчинского острога в 1658 году. Хотя в начале 1650-х гг. часть хоринцев все же покинула свои земли и откочевала в Монголию, но уже с 1667 года они начинают возвращаться и принимают русское подданство.
Одной из причин сравнительно мирного освоения русскими Забайкалья явилась и напряженная этнополитическая обстановка, вызванная образованием маньчжурской империи. Завершается покорение южно-монгольских княжеств. Объединение халхаских правителей и джунгар (ойратов) не только не состоялось, но и все попытки закончились военными столкновениями, которые в 1680-х гг. переросли в кровопролитную войну между монголами и ойратами, в чем не последнюю роль сыграла маньчжурская дипломатия, подстрекавшая одно княжество против другого. Внимание халхаских князей было направлено на приближение к их границам маньчжуров, поэтому появление в Забайкалье немногочисленных русских отрядов не вызывало особого беспокойства, даже возникла надежда на поддержку русского государства в борьбе против возможной агрессии маньчжуров. Русские поставили ряд острогов, не углубляясь в монгольские степи, охватив пространство от Тунки до Нерчи, главным образом на землях хоринцев.
В 1650 – 1660-е гг. ситуация существенно меняется. Восемь правителей Халки становятся вассалами маньчжурского императора, и с этого момента резко меняется их отношение к Забайкалью, где они обладали многочисленным зависимым населением, и Предбайкалью, куда они периодически совершали свои набеги. А с 1691 года, когда халхаские княжества вошли в состав маньчжурского государства, Байкальский регион уже официально входит в круг интересов Цинской империи.
Активизация монголов в Забайкалье и их претензии на предбайкальские земли окончательно определяют позицию коренного населения по отношению к русским – оно повсеместно становится на сторону острожных гарнизонов. В 1670 – 1680-х гг. коренное население сражается против монголов в русских отрядах, участвует в дозорных походах. Наивысшей точки военное противостояние братских народов достигает в 1687 году, когда русские во главе с Головиным вынуждены принять сражение с крупными силами Очирой Саин-хана. Фактически они попали в окружение под Селенгинском и Верхнеудинском. Русские набрали ополчение из братских людей Идинского, Балаганского, Иркутского, Верхоленского, Тункинского острогов, что и решило исход борьбы. Монголоязычное население региона встало на борьбу с монголами, что отразило принципиально новое состояние этнического самосознания. Буряты выступают с русскими, представителями иной расы, иной языковой семьи, иной культуры против во всем родственных им монголов. Исследователи объясняют это и обострением военно-политической ситуации на территории монгольских княжеств, и большей жестокостью монгольских ханов и тайшей. Но есть и еще одна причина. Дело в том, что буряты обрели уже состояние младоэтноса. Восходящий этнообразовательный процесс сопровождался активным самоутверждением, становлением этнического самосознания и самоосознания себя как определенного единства, этнокультурно противопоставленного всем остальным. И если русские представляли собой этнокультурную противоположность, то с монголами они составляли единую этнокультурную общность, которая нивелировала вновь возникший этнос, мешала его этнической эмансипации, вызывая стремление дистанцироваться от монголов. Это противопоставление и явилось основой для военного объединения бурят с русскими.
Иной судьбы нам не надо
Следовательно, освоение русскими Предбайкалья приводит сначала к разрушению системной целостности коренных народов, главным образом, монголоязычных, занимающих доминирующее положение в регионе. Развернувшееся на этих землях военное противостояние между новым, молодым и сильным русским этносом и небольшими, возникшими в эпоху позднего Средневековья протобурятскими народами приводит к их фактическому разрушению как самостоятельных этнических единств и к постепенному расщеплению этнического самосознания в каждом из них. В то же время воздействие мощного пассионарного русского импульса на этнокультурном и генетическом уровне, а также присущая русскому народу толерантность сознания и основанная на ней государственная политика, направленная не только на расширение своей территории, но и увеличение населения независимо от этнической принадлежности, способствуют стабилизации этнополитической ситуации в регионе и не только не противодействуют, но и благоприятствуют возникновению в среде коренного населения новых этнообразовательных процессов.
Исторически события с 1689 года по 1728 год практически ничего не меняют в общем развитии тех этнических процессов, которые возникли к этому времени. Можно только добавить, что война ойратов с северными монголами усилила приток населения в Байкальский регион собственно монгольского и ойратского населения, которое привело с собой и незначительное число представителей южно-монгольских княжеств (чахарцев, хорчинцев и др.). Большая часть этих беженцев вернулась обратно в Монголию, а одним из главных монгольских компонентов в бурятском этносе стали автохтонные субэтносы и этнические группы Забайкалья.
Заключение Буринского и Кяхтинского договоров определили границы между Россией и Китаем и юридически закрепили Байкальский регион в составе России. С этого момента начинается интенсивный процесс развития бурятского этноса. История показывает, что исторический выбор был сделан правильный. В рамках Российского государства произошла консолидация, и между различными группами установилось тесное взаимодействие. Буряты постепенно перешли к новому уровню и способу экономического развития, земледельческого и промышленного труда, постоянно совершенствовались условия их быта и образа жизни. Таким образом, они сформировались в рамках этнического развития на стыке двух цивилизаций мира и обогатились ими.
В преддверии новогоднего праздника Ассоциация народов Бурятии проводит межнациональный марафон Дома дружбы «От сердца к сердцу» для активистов, многодетных семей и ветеранов национально-культурных организаций Дома дружбы, учащихся воскресных школ и ансамблей, принявших активное участие в мероприятиях Дома дружбы в 2020 году.
Национальный музей Республики Бурятия оцифровал шедевры изобразительного искусства художников Бурятии
Герои нашего времени – кто они? Говоря о современности, на этот вопрос сложно дать ответ незамедлительно. Но такие люди есть, были они и в прошлом – первопроходцы, проложившие новые направления в науке, технике, искусстве. Те, кто самоотверженно трудился во благо своим потомкам. Таким выдающимся человеком был первый ученый, монголовед Доржи Банзаров (1822 – 1855 гг.).