Сейчас, в наше время, удивительно слышать, что именно буддизм стал второй после православия официально признанной религией в России. Случилось это в конце 1741 года по решению только что вступившей на престол дочери Петра Великого – Елизаветы.
Романовский алтарь
Именно тогда на территории современной Бурятии началось официальное возведение дацанов – сначала в форме войлочных юрт, куда могли приезжать на молебны приверженцы Учения Будды. По тому же манифесту Елизаветы Петровны было определено и количество штатных лам – 150. А в 1764 году лама Заяев, встретившийся с императрицей Екатериной Великой, был удостоен звания Пандито Хамбо Ламы – верховного руководителя буддистов Восточной Сибири и Забайкалья (ныне правопреемницей этой организации является Буддийская традиционная Сангха России). Через два года бурятские ламы за благожелательность к буддизму и гуманное правление признали Екатерину II и – постфактум – Елизавету Петровну воплощением одного из самых почитаемых буддийских божеств – Белой Тары на Земле. В архивах сохранились клятвы, которые давали Хамбо Ламы каждому новому руководителю государства. Вместе с титулом государыня вручила первому Пандито Хамбо Ламе Дамба Даржа Заяеву в подарок своё скульптурное изображение в виде бюста. Удивительно, но этот высокий дар от главы государства Хамбо Лама Заяев, будучи представителем сонгольских бурят, живущих на южных территориях, передал представителю хори бурят, чьи поселения располагались севернее. Со словами «храните этот подарок императрицы в своем главном дацане» Хамбо Лама Заяев вручил бюст государыни главному тайше (старейшине) хори бурят Ринчину Шодоеву, сопровождавшему Хамбо Ламу в поездке. Тайша Шодоев привез бюст в Анинский дацан – соборный храм всех хори бурят, где он занял почетное место в западном алтаре.
В 2019 ГОДУ ПО ИНИЦИАТИВЕ ШИРЭЭТЭ ЛАМЫ АНИНСКОГО ДАЦАНА ЛЕГЦОКА ДАРИЖАПОВА И ПРИ АКТИВНОМ УЧАСТИИ ШИРЭЭТЭ ЛАМЫ САНКТПЕТЕРБУРГСКОГО ДАЦАНА БУДЫ БАДМАЕВА БЫЛ ВОССОЗДАН ИСТОРИЧЕСКИЙ БЮСТ ЕКАТЕРИНЫ.
Скульптурный бюст Екатерины II попал в соборный храм хори бурят далеко не случайно. История хоринских бурят тесно связана с Домом Романовых. Так, в 1703 году именно хори буряты первыми из сибирских жителей лично обратились к Петру I. Делегация была специально снаряжена к Сагаан хану (Белому цаpю), чтобы донести до него чаяния коренного населения Восточной Сибири и накопившееся недовольство произволом местной администрации. До столицы Московского царства делегаты одиннадцати родов хори бурят добрались в феврале 1703 года. Добиться аудиенции у царя им помог генерал-фельдмаршал Федор Головин, в свое время управлявший Сибирским наместничеством и не понаслышке знакомый с проблемами этого края. Молодой император милостиво принял «сибирских ходоков» в причудливых монгольских одеждах, устроил торжественный ужин в их честь и подписал Указ, закрепляющий за ними право на владение родовыми землями. Поездка имела глубоко символическое значение для складывающейся под руководством Петра Великого Российской империи. В лице хори бурят к нему прибыли не обычные просители с далеких окраин страны, а потомки 11 могущественных бурятмонгольских родов. Своим дипломатическим посольством в Москву они продемонстрировали, что признают российского императора в качестве Сагаан хана (Белого царя), ищут у него защиты и покровительства и одновременно присягают ему на верность. Как бы ни был озабочен Петр I строительством будущего Петербурга и Северной войной со Швецией, он понимал глубокий исторический смысл этого жеста.
В 1728 году император Петр II пожаловал хоринцам 11 родовых знамен, которые после строительства Анинского дацана были переданы туда на хранение. Спустя еще одно столетие, в 1837 году, царь Николай I передал еще 14 золотых знамен родоначальникам каждого хоринского рода. По традиции сюда обязательно после инаугурации каждого последующего главы государства доставляли живописные портреты царствующих особ и их штандарты. Это продолжалось вплоть до Николая II. Таким образом, Анинский дацан стал своего рода фамильным буддийским храмом династии Романовых. А каждый новый тайша хори бурят при большом скоплении верующих присягал перед портретами императоров и алтарем на верность государю и Отечеству.
Впрочем, имелся в дацане и портрет никогда не царствовавшего Великого князя Алексея Александровича, четвертого сына императора Александра II. Алексей Александрович побывал в храме в июле 1873 года и был очень удивлен, когда перед ним раздвинули тяжелые шторы западного алтаря Согчен дугана. В священном полумраке Великий князь увидел лики российских императоров, в том числе и так хорошо знакомое ему лицо отца. Рассказывают, что высокий гость был до того растроган, что решил остаться в гостях у хори бурят на целый день в установленной во дворе юрте. Тогдашний ширээтэ лама дацана воспользовался случаем и попросил позволения у Алексея Александровича на строительство Дворца Белой Тары. Великий князь отдал соответствующее распоряжение, и в последующие годы дворец был воздвигнут как раз на том месте, где стояла его юрта. Кроме того, приехав в Верхнеудинск, Алексей Александрович заказал свой портрет и передал его через хоринского тайшу Бадму Очирова в Анинский дацан. Этот подарок также занял свое почетное место в западном алтаре.
После революции 1917 года большевики первым делом разгромили «романовский» алтарь Анинского дацана. Окончательному разграблению и закрытию храм подвергся в 1937 году. Бесследно утраченными оказались бюст Екатерины Великой, портреты всех императоров и знамена хори бурят, вышитые золотыми и серебряными нитями. Дворец Белой Тары, располагавшийся на юго-востоке от соборного храма, был также уничтожен. Только с начала 1990-х годов началось постепенное восстановление Анинского дацана. Согчен дугану был присвоен статус объекта культурного наследия регионального значения, а возведенные здесь 108 белоснежных субурганов (ступ) прославили монастырь далеко за пределами Бурятии.
Возвращение Екатерины
В 2019 году по инициативе ширээтэ ламы Анинского дацана Легцока Дарижапова и при активном участии ширээтэ ламы Санкт-Петербургского дацана Буды Бадмаева исторический бюст Екатерины Великой был воссоздан в бывшей столице российской империи. Его авторами стали известный петербургский и бурятский архитектор, академик Российской академии художеств Вячеслав Бухаев и скульптор Матвей Макушкин, родом из иркутских бурят. Как рассказывает Вячеслав Бухаев, им пришлось провести целое исследование по живописным портретам и скульптурам Екатерины II. В результате оказалось, что каждый автор видел свою Екатерину. Так, например, на известном памятнике императрице, стоящем в центре Невского проспекта, на площади Островского, и выполненном Матвеем Чижовым, Екатерина имеет несколько вздернутый нос, «легкую курносость». Изучив множество изображений императрицы, Вячеслав Бухаев и Матвей Макушкин в результате получили свою Екатерину. Да такую, что, увидев бюст на заседании Всемирного клуба петербуржцев в Эрмитаже, директор музея и председатель Всемирного клуба петербуржцев Михаил Пиотровский тут же обратился с просьбой к авторам сделать копию для Государственного Эрмитажа. Пожалуй, это – высочайшая оценка работы мастеров от специалиста с мировым именем!
В 2019 ГОДУ ИСПОЛНИЛОСЬ 255 ЛЕТ ИНСТИТУТУ ПАНДИТО ХАМБО ЛАМ.
Именно Михаил Пиотровский вручил ширээтэ ламе Анинского дацана в торжественной обстановке бюст Екатерины, после чего по просьбе губернатора Петербурга Александра Беглова для буддийской делегации специально отворили южные двери, обычно открывающиеся только для правительственных делегаций, в Собор святых Петра и Павла в Петропавловской крепости. Бюст Екатерины Великой было позволено поставить напротив ее усыпальницы и прочитать буддийскую молитву. Буквально двумя днями ранее делегация лам поднесла цветы от буддистов России к усыпальницам Петра I, Елизаветы Петровны, Екатерины II и Великого князя Алексея Александровича.
По задумке Легцок ламы бюст снова должен был проделать путь из Петербурга в Бурятию, повторив маршрут, по которому его везли более 250 лет назад по так называемому Московскому тракту. По прибытии в Москву встреча с бюстом для московских земляков прошла в торжественной обстановке в Таврическом зале Государственного музея-заповедника «Царицыно». А затем в сопровождении Легцок ламы, потомка первого тайши хори бурят Шодо Болтирикова – Майдара Митыпова, а также съемочной группы, которая фиксировала все события для будущего фильма, бюст в специально изготовленном ящике из красного дерева со старинными бронзовыми ручками прибыл по железной дороге в Екатеринбург. Здесь состоялась встреча с руководством Уральского государственного юридического университета, где учатся более ста студентов – выходцев из Бурятии, и земляками. Ректор УрГЮУ Александр Бублик отметил: «Мы воспитываем в студентах справедливость – это главное качество для будущих прокуроров и судей, вообще для юристов, и сегодняшним событием мы восстанавливаем историческую справедливость». Остановка в Екатеринбурге была не случайна. Здесь делегация отдала дань памяти последнему российскому императору и возложила цветы на воду напротив места расстрела царской семьи.
По прибытии в Бурятию сразу с поезда группа направилась в Иволгинский дацан и представила бюст Екатерины II двум Хамбо Ламам: действующему Дамбе Аюшееву и двенадцатому – Даши Доржи Этигэлову, который, как известно, в своем предыдущем рождении был первым Хамбо Ламой Заяевым и встречался лично с императрицей.
Так, исторический бюст, на этот раз выполненный в бронзе, повторил историческое путешествие и после презентации в столице Бурятии отбудет на постоянное хранение в Анинский дацан. Планируется, что в 2020 году его поместят на алтарь Согчен дугана.
Алла НАМСАРАЕВА