Лето нынешнего года было особенным для буддистов России – с 6 по 21 июля в Улан-Удэ на Центральном стадионе проводилась масштабная духовная акция – Учение Калачакры, или, как его называют монгольские народы, Дуйнхор Ван.
Со второго раза
Посвящение в учение Калачакры, с благословения 14-го Далай-ламы, россиянам даровал Досточтимый Жадо Тулку Римпоче – Кенсур Намгял дацана и Гьюто (Жудод) дацана, ближайший ученик Далай-ламы, один из выдающихся лам линии гелуг, обладающий глубокими познаниями в области сутры и тантры, которые подкреплены его богатым опытом практики Дхармы, что позволяет ему передавать и объяснять суть учения Калачакры. Бурятское духовенство, Традиционная Сангха России не раз обращались к Далай-ламе с просьбой дать учения Посвящение Калачакры. В 2017 году по поручению Пандито Хамбо Ламы Дамбы Аюшеева делегация лам Дуйнхор дацана во главе с настоятелем Буда багшой Цыденовым вторично обратилась с просьбой к Далай-ламе провести Дуйнхор Ван в Бурятии.
Его Святейшество поддержал бурятскую делегацию и уполномочил провести учение Жадо Римпоче. Два года шли подготовительные работы. Был создан республиканский оргкомитет во главе с зампредом Правительства Бурятии Вячеславом Цыбикжаповым. На подготовку из бюджета было выделено более 9 миллионов рублей. Большую часть затрат на проведение учения взяли на себя спонсоры и сами прихожане. По свидетельствам лам Сангхи России, такие посвящения, как Дуйнхор Ван, очень редки. Проводятся они только с разрешения Его Святейшества Далай-ламы. Столь масштабно церемония Калачакры в Бурятии, в России проводилась впервые за много лет.
"Калачакра" означает круг (круговорот) времени. «Кала» в переводе – время, и буквально представляет собой символ неизменяющегося бытия. «Чакра» означает колесо и олицетворяет пустоту окружающего мира. Так, Калачакра вбирает в себя сочетание жизненного Бытия и пустоты всего сущего. Человек, трансформируя свою внутреннюю энергию, может изменять потоки энергии внешнего мира. Учение Калачакры раскрывает глубинную взаимосвязь микрокосмоса отдельной личности и макрокосмоса Вселенной, таким образом учит любви и состраданию ко всем живым существам, напоминая, что человек – часть живой природы, от которой в такой же мере, как и от других, зависит баланс всей системы.
Учение, дарующее просветление
Известно, что Первый Пандито Хамбо Лама Дамба-Даржа Заяев в 1730-х годах вместе с распространением буддизма в Восточной Сибири, Забайкалье практиковал Учение Калачакры. Учение продолжило свое распространение при 7-м Пандито Хамбо Ламе Сан-Дэлэг Ванчикове, при дацанах начали появляться Дуйнхор-дуганы (посвященные изучению и практике сложной системы Калачакры факультеты и храмы). XII Хамбо Лама Даша Доржо Этигэлов, когда впервые пришел хувараком в Агинский дацан, был дуганша (смотрителем) Дуйнхор-дугана, а затем стал мастером практики тантры Калачакры. Мастером Калачакры был и великий габжа лама Лубсан Бальжир. Он был и выдающимся астрологом. Его трактатами для астрологических вычислений – зурхаями – мы пользуемся до сих пор.
Калачакра состоит из трех частей: внешней, внутренней и иной. Внешняя Калачакра – это астрология, астрономия, то есть – солнце, луна, движение звезд, планет. Внутренняя Калачакра – это движение чакр, энергетических каналов, движение ветров, крови в нашем теле. Иная Калачакра: первое – Ван – посвящение Калачакры, второе – практика Калачакры – тантры, третье – мудрость, познающая пустотность. Возникла Калачакра более 2500 лет назад на севере Индии. Будда Шакьямуни тогда медитировал в местности Балдэн Брейбун. Он даровал учение Калачакры по просьбе первого царя Шамбалы Даба Самбу вместе с его 96-ю генералами. Вернувшись в Шамбалу, Даба Самбу воздвиг Золотой Дворец Калачакры и начал распространять это учение в своей стране. В 11 веке нашей эры учение Калачакры начало распространяться сначала в Индии, затем – широко – на территории Тибета, Монголии, России.
Молитва в танце
Подготовка к Калачакре длилась долгих два года. Ламы единственного в России Дуйнхор-дацана на Верхней Березовке учились ритуальным танцам, особенно известной во всем мире Мистерии Цам. Как рассказал Буян-лама Цындеокин, много лет участвующий в мистериях, на репетиции уходил далеко в лес. Занятия вел Агван Жамсо багша, тибетец, около 30 лет проживший в Монголии. Его прислал Далай-лама, чтобы он помог бурятским ламам возродить учение Калачакры. С утра до вечера длились репетиции, все доводилось до автоматизма, ведь каждое движение, положение руки, ноги, тела – образ, трактующий Калачакру. Костюмы заказывались в Монголии, маски делали из папье-маше в Иволгинском дацане. В ритуальном танце имеет значение все, каждая деталь, каждый звук.
Помимо этого, были построены на стадионе сцена, специальный павильон для построения песочной Мандалы Калачакры, которая является обителью, Дворцом Калачакры со свитой из 722 божеств.
Дни духовного возрождения
Более двух недель паломники со всех сторон жили этим действом. Народу на учении было очень много, в дни основных чтений люди занимали все футбольное поле и трибуны стадиона. Как считают организаторы Калачакры, за все время более 60 тысяч человек хотя бы раз посетили Учение. Паломники приезжали из разных городов России – Москвы и Петербурга, Иркутска и Читы, Новосибирска и Владивостока, из других стран – Монголии, Франции, Германии, Китая… Каждый из них свершал свой духовный подвиг, гармонизируя свой внутренний мир с внешним миром. Эти дни наглядно показали, что Улан-Удэ, Бурятия может являться центром развития лучших качеств человека – доброты, сочувствия и любви ко всему сущему, к чему призывает Учение Калачакры. Перевод учений и Посвящения велся на четырех языках: бурятском, русском, монгольском, английском. Более сотни волонтеров помогали паломникам и ламам в проведении Учения. Среди них был буддист-африканец из Мали – Джером. Он помогал французским паломникам, обладал их языком. Большой удачей считал свое присутствие в проведении Учения Калачакры программист из Санкт-Петербурга Олег. И таких людей были десятки тысяч, разных национальностей, вероисповеданий, которые получили мощную защиту от негативных воздействий, очистили карму и ауру, развили мудрость, а главное, все вместе мы увеличили добро и сострадание.
ПАЛОМНИКИ ПРИЕЗЖАЛИ ИЗ РАЗНЫХ ГОРОДОВ РОССИИ – МОСКВЫ И ПЕТЕРБУРГА, ИРКУТСКА И ЧИТЫ, НОВОСИБИРСКА И ВЛАДИВОСТОКА, ИЗ ДРУГИХ СТРАН – МОНГОЛИИ, ФРАНЦИИ, ГЕРМАНИИ, КИТАЯ.
И еще: именно в эти дни Улан-Удэ увеличился на несколько тысяч людей. В гостиницах и кафе не хватало мест, в квартирах вечерами за большим столом собирались друзья и родственники, которые нагрянули со всех концов России, – приехали за Учением, а получили вдобавок радость земляческого, родственного общения.
Благословение небес
За две с небольшим недели жаркого июля паломники смогли не только увидеть и принять самое активное участие в подготовке и проведении учения Калачакры, постичь его основы. За благословение небес восприняли верующие сильные дожди, которые прошли в дни основных чтений. Ничто не вечно в подлунном мире – именно так можно воспринять построение и разбор песочной мандалы, которая возводилась в течение нескольких дней и разрушена была за считанные минуты. Песок мандалы был роздан по дацанам, паломникам, поднесен хозяину воды – Лусад Хаану. Вечной остается только вера, вера в человеческое добро и разум, в желание людей жить в мире и согласии.
Анатолий САМБУЕВ