Есть села, где сразу понимаешь, здесь люди совсем другие – светлые, очень душевные.
По пути в Тэгду мы даже и не думали, что буквально влюбимся в это село и людей, которые там живут. А живут здесь уже много лет в дружбе и согласии русские, буряты, татары. Само название «Тэгда» переводится с эвенкийского как дождливое место, потому что находится в яме, окруженной лесами, и здесь часто шли дожди. Тут жили когда-то и эвенки, но они ушли далеко на север, к своим родовым местам.
От эвенков – к бурятам
Тэгда, как и три других села – Могой, Ойбонт, Малая Курба, входит в сельское поселение «Верхнекурбинское ». Она будто драгоценная жемчужина спрятана так, что найти ее нелегко, надо проделать немалый путь, сначала проехав семейское село Хасурта, затем красивейшие места Курбинской долины с невероятными видами, и только потом с пригорка, как на ладони, вы увидите таежную Тэгду.
Само сельское поселение второе по численности в Хоринском районе. Здесь живут 1730 человек, 466 домов, 667 дворов. Годом основания Тэгды считается 1928-й. Тогда здесь находилась сельскохозяйственная коммуна, а в 1932 году создана сельхозартель «Шэнэ Ажал» («Новый труд»), которая впоследствии была преобразована в колхоз. В 1939 году здесь был основан Курбинский леспромхоз. Жили люди работящие, поскольку занимались лесозаготовкой, а работа эта, без преувеличения, очень тяжелая и опасная. Надо было перевозить лес на конных телегах, потом трелевать на волокушах к реке и уж затем сплавлять их до Онохоя и Унэгэтэя. Порой бревна цеплялись друг за друга, образуя заторы, тогда надо было баграми их оттягивать и отправлять дальше.
Все жители с благодарностью вспоминают Андрияна Ивановича Вахрушева, бурята, крещенного в 1804 году, который получил фамилию русского отставного казака Верхнеудинского полка и русское имя. Именно он был одним из основателей соседнего села Хасурты и, переехав в Тэгду, стал его поднимать. Трудился Андриян Иванович и начальником участка лесозаготовки, и мастером на пилораме, помогал строить дома и, что самое важное, передавал свое мастерство бурятам, которые в знак благодарности и уважения звали его Бурхан багша – «учитель-бог». Его внучка Ирина Вадимовна Скворцова уже два года возглавляет сельское поселение «Верхнекурбинское», достойно продолжая дело своего деда.
– Работы всегда много, – делится Ирина Вадимовна, – сельские жители никогда не сидят сложа руки, надо все успевать и вовремя делать, иначе останешься у разбитого корыта. Как и раньше, наше село живет лесозаготовкой. Самый крупный лесопромышленный комплекс у нас представлен ООО «Древо». Кроме того, в одном только нашем селе 10 магазинов, школа, детский сад, амбулатория, Дом культуры, почта, лесхоз, сельская библиотека, дуган, пекарня, новый спортзал, личные подворья. Есть и сезонная работа по сбору дикоросов – многие, наверное, наслышаны про наш край, богатый брусникой, голубикой, кедровыми орехами, рыбой. Тот, кто не боится трудиться, у нас всегда найдет работу.
И с ней невозможно не согласиться. Даже при въезде ощущается, что село живет и развивается. Тут и там можно увидеть красивые дома, широкие улицы и самый разный скот: коров, баранов. –
Только свиней не разводим, климат у нас суровый, – смеется Ирина Вадимовна.
С недавних пор за облик села взялись ТОСы. Их здесь – 6. Они в основном занимаются благоустройством, делают ремонт, покраску, побелку детских площадок, приводят в порядок водоколонки, проводят субботники, обустраивают памятники и сакральные места, где находятся аршаны, которые помогают при многих заболеваниях. Общими усилиями сельчан здесь построен и содержится дуган. На грантовый проект в 2019 году поставлена красивая, современная ледовая площадка, осенью 2020 года введена в эксплуатацию. Правда, она еще не приняла первых фигуристов и хоккеистов, но здесь можно позаниматься другими игровыми видами спорта.
– У наших ТОСовцев сейчас новая задача – организовать теплое помещение для детей, которые будут заниматься на ледовой площадке, также хотим обновить костюмы для наших ансамблей. Мы стараемся работать с молодежью, все делаем для того, чтобы они оставались здесь. Ведь в Тэгдэ есть все для комфортной жизни. Вот сейчас пошла тенденция благоустраивать свои дома, все возможно, только надо захотеть. А как мы отмечаем праздники – это просто загляденье. Сагаалган, Масленица, Пасха, Сабантуй и самые любимые – Сурхарбан, День сельского хозяйства, День лесника. Весело, дружно, с подарками, если стол накрываем, то всегда ставим буузы, боовы, хворост, кыстынай и др. Нам очень помогают в организации праздников наши предприниматели, которые финансово нас поддерживают. В этом особенность нашего села, мы все как одна большая дружная семья! – делится Ирина Вадимовна.
«Крутой замес»
– Вот у меня дед – бурят, мама – метиска, папа – русский. Я вышла замуж за русского, у моего сына – жена татарка, а у дочери – муж татарин, внуки считают себя татарами, а древо наше пошло с бурята. Вот такой крутой «замес» получился. И не только у нас, почти в каждой семье понамешано всего. Здесь же не только русские, буряты, татары жили, но можно было увидеть молдаван, украинцев, белорусов, латышей, чувашей, башкир – Тэгда как СССР в миниатюре, – продолжает Ирина Вадимовна. – Сейчас все же основное население это русские, буряты, татары, есть две семьи – потомки китайцев, чуваши жили. И держат нас здесь наши корни. Мне не раз бывший директор нашего совхоза говорил, что «ты должна жить на своей земле, работать для нее, так как твой дед был уважаемый человек, село, которому он отдал все свои силы, никогда не должно угасать, а только дальше расти и процветать». Наверное, поэтому мы все – дети, внуки, правнуки – остались в Тэгдэ.
Татары же в Курбинской долине появились в далеком 1940 году, когда из Татарии в улус Бильчир Могойского сомона Верхне-Курбинского сельсовета приехали на поселение шесть семей: Ахметзяновы, Ахуновы, Закировы, Нурмахметовы, Хабибуллины и Пахарь. Каждой семье помогали, чем могли, давали корову, барана, домашних птиц, выделяли лес на строительство дома. Старожил села Флюра Султановна Аригунова с особой теплотой в голосе говорит о доброжелательном отношении к ним местных жителей, особенно бурят. Сама она без малейшего акцента говорит на бурятском, что особенно удивительно, рассказывая на русском, и тут же, даже не задумываясь, переходит на бурятский. Флюра Султановна и песни на татарском и бурятском любит петь, бывало, запоет, а внук Костя подпевает. Костя и его мама Лариса Константиновна Сахиева говорят на трех языках и активно работают в таких проектах Автономии татар Бурятии, как «Татарские узоры на Байкале» и «Татарская этника». Семья у Флюры Султановны тоже интернациональная. Муж Константин Раднаевич – бурят из закаменских, а невестка Светлана – русская.
Прибыв в Бурятию, татары очень сдружились с местным населением, и учились они в бурятских классах, наверное, потому, что находили меж собой много общего. Например, рукавицы по-бурятски называются «бээлэй», а потатарски – «биалай», мельница – «тээрмэ» – «тэгэрме» и т. д. И сейчас можно с уверенностью утверждать, что традиции добрососедства и дружелюбия продолжают их потомки.
«Столько добрых и ласковых лиц…»
В Тэгдинской СОШ первое, что нам показали, это школьную библиотеку – кладезь мудрости и знаний. Книжный фонд его составляет 8000 книг художественной литературы, 10000 – учебной. Здесь постоянно проводятся тематические выставки, презентации. Вот и сейчас ко Дню народного единства проходят выставки «Сказки народов мира» и «Единство в языке», где представлена литература на бурятском, татарском и русском языке. Кроме того, стало доброй традицией, когда выпускники школы дарят книги, тем самым пополняя книжный фонд. Как делится Людмила Алексеевна Мурзина, руководитель библиотеки: «Вообще любая книга, особенно краеведческая, для нас уже ценный подарок, который мы бережно храним для своих читателей. Хотя мы и школьная библиотека, к нам записываются и взрослые, в том числе студенты, – никому не отказываем».
А школьный историко-краеведческий музей, где учат детей-экскурсоводов! Где вы можете увидеть такое? Сам музей находится в отдельном здании, здесь представлены экспозиции по этнографии, истории села, боевой и воинской славы. Руководитель краеведческого кружка и музея Цырегма Жамбаловна Банзаргашеева уже 41 год работает в школе учителем географии. Музей же официально открылся в 1987 году, а начиналось все со сбора бурятской утвари. Пятеро юных экскурсоводов, ученики 5 – 6-х классов, уверенно рассказали об истории своего села, о семейских, татарах и бурятах. Андрей Цыбиков, Тимур Гончикдоржиев, Надежда Кожевникова, Полина Злыгостева, Валерия Карпова – возможно, кто-то из них в будущем станет известным ученым-краеведом. Именно от них мы узнали, что характер курбинцев – быстрый, несколько резковатый, всегда готовый прийти на помощь, потому что живут в суровом таежном краю. Как отмечает сама Цырегма Жамбаловна: «У меня это уже вторая группа экскурсоводов. Дети, которые хотят ими стать, должны очень любить свой край, свое село, быть неравнодушными. Для них это новая ступенька в их развитии, они участвуют в конференциях, конкурсах, где набираются опыта».
Сама же школа встретила нас веселыми криками и громкой трелью звонка. Директор школы Ольга Николаевна Бариева всего месяц в этой должности, но до этого здесь же работала учителем русского языка и литературы: «В школе есть кружок бурятской культуры и тематический кабинет бурятского языка, руководитель – Светлана Жамсуевна Чимитова. Краеведческий кружок вы уже видели, татарскую этностудию «Умырзая» («Подснежник») ведет Лариса Константиновна Сахиева. Также мы активно разрабатываем проекты по развитию этнического и этно-познавательного туризма. Школа была основной площадкой по реализации республиканского проекта «Виртуальная экскурсия по просторам Бурятии», в 2017 году на базе школы прошел форум «Охрана природы – веление времени». Наши ученики становились лауреатами Всероссийских юношеских чтений им. В. И. Вернадского, всероссийских юношеских исследовательских работ с международным участием в секции «Региональное краеведение».
Всего в школе учатся 186 детей. Сейчас здесь проходит месячник бурятского языка, в рамках которого уже прошли конкурсы переводчиков, чтецов, скороговорок. Участвуют все желающие, потому что бурятский язык дети знают достаточно хорошо, так как уже со 2-го класса его активно изучают. Нам тут же показали мастер-класс по игре «Шагай наадан». Что и говорить, дети здесь умеют все. Так, выпускник школы Костя Сахиев под руководством Цырегмы Жамбаловны разработал настоящий образовательный комплект в формате интеллектуальной игры – «Бурятия – территория буддизма».
Но не только бурятскую культуру здесь любят. В сентябре в школе прошел «Татарча диктант», и если в прошлом году в нем участвовали всего три человека, то в этом – уже 21. А еще недавно прошел «Забег в тюбетейках» – татарский полумарафон в 3 километра. Как рассказала Лариса Константиновна, руководитель этностудии: «Наши дети с большой любовью изучают татарский язык, традиции, культуру. Тем и ценен наш центр, что не позволяет забыть свои корни. На сегодня мы уже разработали свой бренд «Татарский эчпочмак» – декоративную фитоподушку с лекарственными травами нашей долины. И наша мечта собрать родословные всех наших татар, и, возможно, это будет одно большое древо…».
Цветник талантов
Культурная жизнь многонационального села по определению не может быть скучной, это мы наглядно увидели в местном доме культуры: разноцветный ехор, множество костюмов, народные песни на русском, татарском, бурятском языке. Все три коллектива – русский «Ивушки», бурятский «Ая-ганга» и татарский ансамбль «Умырзая» – названы в честь растений: ивы, целебной богородской травы аяганга и подснежника. Настоящий цветник красоты и талантов.
Самым первым 13 лет назад появился в селе русский коллектив «Ивушки». Его нынешний руководитель Татьяна Анатольевна Гончарова рассказывает, что первым руководителем ансамбля была Татьяна Хорошунова, она и организовала коллектив. Сначала в ансамбле были всего две участницы, но очень быстро коллектив разросся до восьми человек. Впервые они выступили на празднике, посвященном Дню матери. Основной репертуар «Ивушек» – это русские народные песни и песни Надежды Кадышевой. Они – неизменные участники всех сельских праздников, часто ездят с выступлениями в соседние села – семейскую Хасурту и бурятскую Тохорюкту.
– В Хасурте нас любят, репертуарто близок семейским, – говорит Татьяна Анатольевна. – Сейчас большая часть коллектива – пенсионеры. Все непрофессионалы, петь для них – это призвание, тяга души. В прошлом году коллектив занял первое место в районном конкурсе. На всех праздниках мы вместе накрываем столы, каждый приносит свои блюда. Мы ведь все друг другу друзья и родственники, вот, например, с руководителем «Аяганги» мы лучшие подруги, – продолжает Татьяна Анатольевна.
Бурятский ансамбль «Ая-ганга» младше «Ивушек» на 7 лет. Его руководитель Наталья Дагбаевна Дашибылова живет в деревне Могой, которая находится за 18 километров от Тэгды.
– Моя подруга работает в ДК в Тэгде, и однажды она услышала, как я пою бурятские песни на свадьбе моего сына. Она попросила меня помочь ей провести Сагаалган, выступить в местном ДК. Стала отказываться, мол, не смогу петь на сцене, но в итоге она меня уговорила, приехала, мы порепетировали, и я начала выступать в клубе, – рассказывает о начале своего творческого пути Наталья Дагбаевна. Часто на концерты приходит ее мама, слушает, плачет. Именно от своей мамы будущая артистка и узнала первые бурятские песни, ведь вся семья у них поющая, творческая. Когда репертуар закончился, Наталья Дагбаевна начала искать новые песни, покупать диски с песнями на бурятском языке. Так она и пела одна целых пять лет.
– А в 2015 году к нам пришли из районного центра и предложили собрать группу, чтобы разнообразить культурную жизнь района. Мы все поющие собрались и назвались «Аяганга». Название предложила я, оно звучное, легкое, обозначает целебную богородскую траву, которой здесь много растет. В составе коллектива сейчас 8 человек, все они отлично владеют бурятским языком. Однажды в село приехала комиссия из района, они отбирали лучшие номера для районной сцены. Так «Ая-ганга» попала на районный конкурс бурятской песни, где дважды занимала второе место. А чтобы держаться в тонусе и не отвыкнуть от сцены, выезжают в другие деревни. В прошлом году выступали в Тохорюкте на Сагаалган. Интересно, что муж у Наталья Дагбаевны русский, да и лучшая подруга тоже. Хоть основной репертуар «Ая-ганги» – бурятский, но на Пасху они поют и русские песни.
– На Пасху мы дома красим яйца, а на Сагаалган лепим бузы…
Татарский ансамбль «Умырзая» самый молодой. Он образовался два года назад, в 2019 году. Посоветовала собрать коллектив Валентина Резвановна Салдруева – председатель Совета депутатов Хоринского района. Именно она подала идею возрождения татар в Тэгде, она же привезла портниху из города, чтобы сшить костюмы.
– Нас собралось 6 человек. Мы репетировали в клубе, нам очень помогали работники клуба: Елена Глебовна, Илья, Ирина Аслановна, – рассказывает руководитель коллектива Ольга Николаевна Бариева. Поначалу было сложно, ведь никто из участниц не пел до этого татарских песен. В июне 2019 года новый коллектив назвался «Умырзая», что в переводе с татарского означает «Подснежник», и отправился на свое первое выступление – на Байкальский Сабантуй. Накануне всем коллективом они готовили национальные блюда в школьной столовой всю ночь, очень волновались и переживали. Но вернулись с почетным вторым местом.
– А все приготовленное мы раздали на Сабантуе просто так, не продавая, а сами вернулись домой голодные, но счастливые, – вспоминают участницы.
Евгения Павловна Бурханова, в девичестве Мухамедзянова, участница ансамбля, дополняет рассказ: «Очень многие в группе у нас не знают языка, очень трудно было сначала поставить произношение. Я умею читать и писать по-татарски, поэтому многое подсказывала им. В деревне у нас мало татар, владеющих татарским языком, большая часть татар владеет бурятским. Наши родители приехали в Тэгду в 1940-х годах совсем детьми и поэтому быстро выучили бурятский язык. Мы с детства видели, как родители готовят национальные блюда. Я до сих пор помню вкус бурятских шанег со сметаной, которые пекла моя тетя. Мы здесь живем не только по своим традициям, у нас русские, татарские, бурятские традиции переплелись. Каждый праздник в ДК выступаем все вместе, – рассказывает Евгения Павловна.
«Я – Россия»
В доме Аглямовых нас встретили застольем из бурятских и татарских блюд, приготовленных русской невесткой. Семья Аглямовых – многонациональная. Дедушка Сайфутдин Хайбиевич – из чисто татарской семьи, а бабушка Лариса Цыдендоржиевна – из бурятской. В следующем году они отметят 40 лет совместной жизни. У них двое детей и трое внуков. Сын Аглямовых Костя женат на русской девушке Юле, которая и накрыла для нас замечательный стол, а зять (муж младшей дочки Ирины) – сын татарки и русского. Своего сына они назвали Ильнуром в честь прадедушки по отцовской линии. Внуки Аглямовых на проходящей в селе в этом году переписи населения записали себя татарами. А когда мы спросили Ильнура, бурятом или татарином он себя считает, то пятилетний малыш, немного поразмыслив, произнес: «Я – Россия!».
Вот так исподволь тэгдинцы воспитывают патриотов малой родины. Взрослые же рассказали, что в Тэгде есть специальное название для людей, в которых смешалась русская, бурятская и татарская кровь, – «БТР» (бурят-татар-русский). «Мы – бэтээры», – смеются домочадцы.
– Мой муж считает себя татарином. Как-то я говорю ему: «Давай детей покрестим», а он против. «Тогда давай к мусульманской вере их приобщим», – говорю. Но он тоже не хочет. Вот и решили – пусть будет так, Бог ведь один, это просто вера разная, – рассказывает невестка Юля. А так все праздники они отмечают большой, дружной интернациональной семьей: пекут блины на Масленицу, готовят буузы на Сагаалган и эчпочмаки на Сабантуй.
Сын Юли и Кости, когда был маленьким, говорил: «Я состою из четырех частей: татарская кровь, русская, бурятская и семейская». Дедушка Юли – бурят, так называемый «карым» из Хасурты, второй дедушка – из Воронежа, его в свое время отправили сюда работать в леспромхоз, а бабушка Юли – семейская из Хасурты.
Сайфутдин Хайбиевич владеет и русским, и бурятским, и татарским языками, даже помогает внукам делать домашнее задание по бурятскому языку. А вот Лариса Цыдендоржиевна так и не смогла выучить татарский. Отец Ларисы Цыдендоржиевны родился в 1913 году, а мама – в 1928. Оба они ветераны, отец – фронтовик, а мама – ветеран тыла. Мама всю жизнь работала с животными – дояркой, ухаживала за телятами. А отец сменил много разных профессий, но на пенсии помогал матери со скотом.
Летом они жили на гурту, а зимой дома. В их семье было 10 детей, двое умерли детьми. И росла Лариса одной-единственной дочкой среди семерых сыновей. Ее брат был одноклассником Сайфутдина. У Сайфутдина Хайбиевича родители приехали в 1940-х гг. из Татарстана, а познакомились уже здесь, в Хоринском районе. В их семье три брата и одна сестра. Все они живут на одной улице своими семьями: один брат женат на татарке, другой – на русской, сестра замужем за русским. А вот все семеро братьев Ларисы Цыдендоржиевны женаты на бурятках.
Веселое интернациональное застолье в семье Аглямовых закончилось, когда Сайфутдину Хайбиевичу нужно было идти на работу в пожарную часть, где он работает уже почти 20 лет. Большая и дружная семья пожелала дедушке «сухих рукавов» и разошлась по своим делам.
Уезжать из Тэгды не хотелось, ведь здесь местные жители, не скупясь, щедро делились своей богатой историей, рассказывали о добрых традициях предков, о том, как вместе рука об руку, минуя все трудности, невзгоды и преграды, живут долгие годы. И для них таежное село в сердце Курбинской долины стало навсегда родным. наш край, богат брусникой, голубикой, кедровыми орехами, рыбой
Лариса Бурунова, Татьяна Спицына