Во время Великой Отечественной войны для эвакуации раненых из фронтовых районов были сформированы военно-санитарные поезда: 288 составов – 150 постоянных и 138 временных. Первые выполняли рейсы по маршрутам фронта – тыловым госпиталям, а вторые, так называемые санитарные летучки, перевозили раненых в ближайший тыл.
Сёстры милосердия
Между фронтом и Сибирью всю войну курсировало более 80 железнодорожных составов. Один из таких поездов, 281-й, был сформирован в 1942 году в г. Улан-Удэ. За годы войны он совершил более 40 рейсов, каждый раз увозя с фронта 700 – 800 раненых воинов.
Квалифицированного медицинского персонала в поездах было немного: на 500 раненых приходились два врача, один-два фельдшера, четыре-пять медсестер. Работы хватало всем, но основная нагрузка ложилась на санитаров. 281-й поезд обслуживали воспитанницы Красного Креста: медсестры и сандружинницы Анастасия Ивановна Ковалева, Серафима Моисеевна Балембах-Гриф, Алевтина Иннокентьевна Клюева, Евгения Николаевна Сыновец-Турбина, Лидия Аркадьевна Метенова, Нина Филипповна Ефтиева, Зоя Захаровна Богданова-Ицыксон, Ирина Константиновна Сапунова-Манаева, Нина Константиновна Кондакова-Новикова, Екатерина Алексеевна Назимова, Вера Иннокентьевна Воробьева-Федосеева, Мария Селинатьевна Корюкина-Березовская, Нина Черепанова, Екатерина Литвинцева.
Им было 16 – 18 лет. Они рвались на фронт, чтобы помочь Родине в борьбе с врагом. И радовались, когда получали повестки из военкомата! Анастасия Ивановна Ковалева вспоминала: «Я работала техническим секретарем в обкоме партии, шефствующем над школой №2. После работы каждый день ходила в эту школу, встречалась с ранеными бойцами, ухаживала за ними, читала им книги, писала их родным и близким. Именно тогда появилось желание ехать на фронт. Когда зимой 1942 года поезд №281 прибыл в Улан-Удэ, я и еще 15 девушек, обучавшихся на сандружинниц, договорились и сами подошли к командиру поезда, главному хирургу, полковнику Николаю Николаевичу Павлову с просьбой взять на работу. Но он отказал. Уж слишком молодыми мы ему показались. И все-таки мы догнали поезд».
Москва – Курск – Варшава – Бухарест – Будапешт – с каждым рейсом маршрут поезда удлинялся. Эшелон шел вслед за действующей армией. Раненых грузили в ночное время. В одном вагоне (а всего их было около 20) размещалось по 50 – 60 человек. На два вагона – одна медсестра и четыре сандружинницы. Совсем молоденькие хрупкие девушки таскали на себе тяжелораненных, поднимали их на третий ярус вагона. Они же выстирывали бельё до белоснежного сияния, намывали полы и стены до блеска, добиваясь стерильной чистоты… И ежедневно боролись за каждую человеческую жизнь.
Медсестра Победы
Военная биография медицинской сестры Марии Ксенофонтовны Семеновой (Левицкой) связана с военно-санитарным поездом №149. В свой первый рейс на этом поезде она отправилась в феврале 1942 года. Специального Под флагом Красного Креста медицинского образования Маша не имела, окончила только трехмесячные курсы при клубе «Луч». Была зачислена сандружинницей, а затем получила звание сержанта медслужбы.
В поезде на одну медсестру приходилось по два вагона, в каждом – по 50 раненых. Обслуживаемые Марией вагоны были узкопрофильными: в них эвакуировались бойцы с черепными, челюстно-лицевыми, глазными ранениями. Перевязки, уколы, кормление, стирка бинтов, уборка – тяжелая ежедневная работа год за годом. Многое пришлось увидеть и пережить. Самая тяжелая картина – усеянное трупами поле боя под Сталинградом, у разъезда Петров Вал. Самая трогательная встреча – у могилы генерала Ватутина после освобождения Киева. Самая жизнеутверждающая фраза, услышанная в поезде, это слова минера, лишившегося глаз и кистей рук: «Жить все равно лучше, чем лежать в земле».
И случай, дарящий надежду. Как-то из прифронтового госпиталя привезли тяжелого раненого. У него вся левая сторона лица была снесена осколком снаряда. Маша ухаживала за ним и днем и ночью, даже не в свое дежурство. Кормила из воронки, обрабатывала раны до и после еды, делала перевязки. И ведь довезли солдата. В тыловом госпитале ему сделали несколько операций, он остался жив.
Госпиталь на колесах, а с ним и Мария Левицкая проехала всю Россию. Не раз он подвергался бомбежкам вражеской авиации и танковым обстрелам. Но, что удивительно, прямого попадания в поезд не было ни разу. Свою задачу медики выполняли без сбоев – по возможности без потерь обеспечивали перевозку раненых.
Совсем немного оставалось до конца войны, но все резервы организма были исчерпаны. Многодневное напряжение вылилось в острую сердечно-легочную недостаточность. Последний военный месяц Мария провела в Московском женском госпитале. Здесь же и встретила долгожданный День Победы.
После войны Мария Ксенофонтовна долго лечилась, перенесла две тяжелые операции. Поправив здоровье, пошла на двухгодичные курсы медсестер. Работала до пенсии в стационаре спецбольницы № 3. Мария Ксенофонтовна была награждена орденом Отечественной войны I степени и медалями.
Оксана Касаткина,
Республиканский центр медицинской профилактики МЗ РБ им. В.Р. Бояновой